Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Куприн Александр Иванович — талантливый представитель отечественной литературы рубежа 19-20 веков, практически вся его деятельность была посвящена жанру реалистической прозы. Он не зацикливался на течении романтизма и в своих произведениях максимально точно показывал ту жизнь, и те реалии, которые его окружали. Произведения Куприна стали зеркальным отражением его эпохи. У него очень хорошо получалось описывать события. Которые происходили на самом деле, поэтому и герои произведений Куприна не только яркие и запоминающиеся. Но и неповторимые. Жизнь в её моменте-вот, что является основой произведений писателя.
Куприн старался не только отобразить ту реальность, которая его окружала, он старался сделать эту реальность понятной каждому читателю. И каждый, кто читал произведения Куприна раз за разом переживает тот удивительный мир так, словно он сам герой этих произведений.
Жизнь Куприна не была легкой, и настоящая слава пришла к нему намного позже. Но тем не менее произведения этого автора актуальны до сих пор. Символизм его произведений изучался, изучается, и будет изучаться долгое время. Александр Иванович является мастером символизма, особенно в цветовом описании его рассказов. Его произведения всегда ассоциируются с яркими цветовыми гаммами, напряженные или легкие. Куприн словно не пишет, а рисует свои произведения словами.
Целью текущей работы является исследование значение цвета, его особенности применения в произведениях Куприна.
Задача работы - рассмотрение, как в разных произведениях один и тот же цвет проявляет себя по-разному, в зависимости от контекста.
Глава 1. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА А. И. КУПРИНА
Александр Иванович Куприн известен нам со школьной скамьи, как талантливый писатель, мастер художественного слова, представитель классической русской литературы
В первую очередь, при упоминании его имени, в памяти выходят такие произведения как «Гранатовый браслет», «Яма», «Юнкера», «Белый пудель»; и множество коротких, в том числе и детских рассказов, о мире животных, быте людей, моральных устоях, например - «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Воробей», «Слон».
Писатель родился 7 сентября 1870 года в небольшом селе Наровчат – (территория Пензенской области в настоящее время), шестым ребенком, в семье потомственного дворянина – Ивана Ивановича Куприна, мать – Любовь Алексеевна Кулунчакова, принадлежала к роду татарских князей. После смерти отца в 1871 году, когда Александру был всего лишь один год, они остались без финансов, и семья была вынуждена переехать в Москву. Детство писателя тяжелым. С шести лет он обучался в Московском Разумовском пансионе – сиротском интернате. В десять лет он поступил в Александровское военное училище, после окончания которого, в статусе подпоручика, отправился на службу в Днепровский пехотный полк.
Публиковаться Куприн начинает с 1889 года, его первым произведением была повесть «Последний дебют», напечатанная в литературном журнале «Русский сатирический листок». Одной из первых постоянных тем в произведениях Куприна становится тема армии. Именно здесь начинает проявляться его талант в жанре критического реализма. Служба в армии не приносила морального удовлетворения, поэтому Куприн берёт отставку и уезжает в Киев. Но гражданская жизнь начинается для него достаточно тяжело, так как, кроме службы в армии других навыков у будущего писателя нет. Куприн начинает много путешествовать, и конечно же продолжает писать. Именно в этот непростой период появляется одна из самых удивительных, и нежных повестей – «Олеся». Именно после публикации этого произведения Александр Иванович попадает в круг писателей, знакомство с которыми определяет выбор Куприна, и он полностью посвящает себя литературному творчеству.
Вскоре писатель переезжает в Петербург и устраивается на должность секретаря одного из журналов. Здесь, в северной столице увидели свет многие из его произведений, такие как «Белый пудель», повесть «Поединок». И в северной столице заговорили о таланте нового писателя России. Куприн продолжает много работать, выходят очерки, рассказы, повести. Когда началась первая мировая война, Куприн открыл у себя дома военный госпиталь, и ушел на войну. Но по состоянию здоровья попадает под демобилизацию. И в это время выходит одно из самых драматических и тяжёлых его произведений – повесть «Яма». Эта повесть долгое время не принималась критикой, и те проблемы, которые автор осветил в своём произведении не считались такими уж необходимыми на то время. Весь своё жизненный путь писатель отразил в своих произведениях, именно желание отразить на страницах своих книг то время, в котором жил Куприн делает его произведения актуальными и в настоящее время.
1.1. Своеобразная художественная манера А. И. Куприна
Метод, которым пользовался автор пользовался в своих произведениях, определялся как традиционный или «критический реализм» русской литературы. В 19 столетии именно это направление получило наибольшее развитие. Куприн оказался очень силен в данном методе, перенеся реальности, которые его окружают на страницы своих произведений. Куприн в первую очередь был не просто писателем, он был художником слова, и той реальности, которая его окружала. Его рассказы и повести не просто актуальны и в настоящее время, но они словно передают тот звук, цвет и запах, что существовал в прошлом столетии. Поэтому произведения Куприна остаются живыми и реальными. Открывая первые страницы его произведения, мы сразу погружаемся в атмосферу невероятных и сильных эмоций и переживаний. И этому эмоциональному настроению читателя. Как раз и способствует тот необыкновенный колорит цветов и запахов, присутствующий на страницах произведений Куприна. Образы его героев и природы оживают под неповторимой манерой описания, благодаря чему сознание читателя живо рисует удивительные картины, а герои произведений Куприна становятся настолько осязаемыми, что у каждого появляется и свой цвет настроения, и свой запах, и особенно четко с помощью цвета передаёт эмоциональное состояние своих героев. С годами Куприна сильнее влекли проблемы человеческого характера, человеческой сущности и души. Именно поэтому писателя можно назвать не просто художником, а художником, который в красках описывает сущность любого живого существа.
Да, несомненно, творчество Куприна это в первую очередь символизм цвета, который ярко присутствует в каждом его произведении. Почему писатель выбирает именно палитру художественного слова для передачи эмоций героев, или описания природы?
Мне кажется, это делается для того, чтобы показать читателю насколько многогранна может быть сущность обитающая в этом мире, и насколько все это живо.
Что касается художественного языка автора, то в своих произведениях он с легкостью обращается к образным средствам всех языковых уровней, от фонетики до синтаксиса. Его произведения насыщены стилистическими приемами, такими, как: аллитерация, ассонанс, анафора и т.д. Куприн использует в произведениях жаргонизмы, диалектизмы и просторечную лексику. Каждого героя автор также наделяет определенным языком, манерой речи и интонацией. В.Н. Афанасьев называет язык А.И. Куприна ясным и гибким, говорит о том, что в его произведениях каждый отдельный персонаж наделен определенным языком, манерой речи. Приводит в пример повесть «Поединок», где в одном полку показано более тридцати офицеров, каждый из которых имеет индивидуальный язык. В данной повести в большом количестве использована народная фразеологию. Речь солдат отличается наличием в ней диалектизмов, жаргонизмов, профессиональной лексики, а также книжных слов. Благодаря использованию таких слов увеличивается емкость изображения [Афанасьев 1960: 49]. Истоки психологического подхода к описанию героев можно найти там же. Различные бытовые подробности придают его произведениям необыкновенную детальность и вместе с тем настоящую реалистичность. Кроме того, это как нельзя лучше отражает внутреннюю жизнь его героев. Автор тонко и пронзительно проникает в психологию своих персонажей, филигранно показывая гамму внутренних эмоций героев через описание речи, походки, поведения в различных ситуациях. Между строк ощущается, что писатель относится с любовью к своим героям. Однако, передавая через слова тяготы, лишения, тяжелую судьбу человека, он и не отводил взгляд на нелицеприятные стороны человеческой сущности. Мастерство писателя в неустанном поиске в этой самой жизни граней, которые возвышают человека, дают силы, надежду. В своих героях Куприн видит самых обычных людей, которые пытаются найти свой внутренний стержень. Нет, герои Куприна не совершенны и не идеальны, но именно это максимальное сближение с обычным человеком делает его произведения такими яркими и запоминающимися. Куприн и не стремится написать на своих страницах образ сверхчеловека, наоборот, он стремится показать людей такими какими они есть в обычной жизни. В повести «Гранатовый браслет» нас знакомят с чистым, светлым и сильным чувством любви чиновника Желткова к героине. Эта любовь на первых страницах кажется жалкой, надуманной, но на самом деле оказывается тем чувством, которое дано каждому человеку только раз в жизни. И вот на наших глазах маленький человек Желтков становится человеком, который способен любить просто так, ни на что, не рассчитывая, кроме самой возможности любить. В другой своей повести «Гамбринус» Александр Иванович показывает, как в душах людей нищих городских окраин, уже не надеявшихся на счастье и радость, живёт желание познать красоту, духовный свет, познать ту любовь, которое дарит им творчество. В повести «Поединок» Куприн рассказывает нам о выпускнике военного училища Ромашове. И о вере юноши в иную жизнь, наполненную другими смыслами, радостью, счастьем, творчеством; и о поисках героя ростков этой жизни; и о трагической ошибке, когда прекрасным, окрыляющим, и полным света представляется ему облик Шурочки – эгоистичной и расчётливой персоны. Большую и не маловажную роль в произведениях А. И. Куприна играет пейзаж. Во всех его произведениях описание природы, полностью отражает то состояние героя, которое ему соответствует в этот момент. Описания природы выступают не просто фоном для размещения событий, но и еще являются эмоционально психологической составляющей, которая помогает лучше понять нам внутренний мир каждого персонажа его произведений. В повести «Поединок» пейзаж соотносится с внутренним состоянием персонажей. Действие происходит в весеннее время года, природа просыпается, набирает цвет черёмуха, утро дышит прохладой и свежестью, небо манит своей синевой – все эти приемы подчёркивают бессмысленную, безжизненную монотонность армейских занятий. Во время проведения пикника, Ромашов любуется любимой женщиной на фоне заката. Багровый, «похожие на густое красное вино» [19, с.185], закат среди чёрных деревьев, как бы высвечивают трагическую обречённость его любви.
А как интересно и необычно начинается знакомство читателя с лесной колдуньей из произведения «Олеся». Приведу следующий отрывок: «Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой… Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто, печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под чьими-то тяжелыми и бесшумными шагами. На меня нашло странное, неопределенное беспокойство.
Показать больше