Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире мы очень часто сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что без них мы даже не представляем своего существования. Компьютерные сети как вид телекоммуникаций представляют собой принципиально новый пласт социальной реальности. Компьютерная сеть Интернет, также известная как «Всемирная паутина», стала самой распространенной в наше время. Невозможно представить современного человека без компьютера и Интернета. Эти достижения в области технологий значительно облегчили нашу жизнь, упростили нашу работу и расширили наши возможности. Но в то же время они принесли с собой ряд новых, неизвестных ранее проблем, одной из которых является влияние компьютера, и особенно Интернета, на нашу психику. Как у медали две стороны, так и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Неоспоримым фактом является то, что средства массовой информации имеют огромное влияние на личность и зачастую полностью формируют общественное мнение. Эта проблема очень актуальна. Современные дети становятся не только частью формирующегося в обществе коллективного разума (ноосферы), но и индикатором глобального процесса, связанного с информацией – как положительных, так и отрицательных тенденций. Они гораздо интенсивнее и полнее осваиваются в информационном пространстве; возникает ситуация, когда, как утверждает М. Мид, молодое поколение может выступать субъектом, знатоком процессов новообразований в обществе. По мнению экспертов, активность пользователей Интернета подрастающего поколения является одним из важных показателей темпов построения информационного общества в нашей стране. Молодое поколение также формирует свое мнение во многом благодаря Интернету. Подростки – это социальная группа, которая максимально использует Интернет и жадно черпает информацию различного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всем мире. Но, несомненно, огромное влияние на формирование современного подростка оказывает Интернет, что не всегда приводит к хорошему результату. Поэтому в своем исследовании я хотел бы выявить причины и последствия влияния Интернета с учетом психологических особенностей подростков, так как считаю эту проблему очень важной и серьезной.
Цель – изучить влияние Интернета на формирование личности современного подростка
Гипотеза – злоупотребление подростками сетью Интернет может привести к зависимости от Интернета.
Объект – формирование личности современного подростка.
Предмет – особенности влияния Интернет на формирование личности современного подростка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать развитие сети Интернет в обществе.
2. Дать характеристику Интернета как социокультурной реальности и фактора формирования личности подростка.
3. Проанализировать последствия воздействия Интернета на формирование личности подростка.
4. Провести эмпирическое исследование влияния сети Интернет на формирование личности современного подростка.
5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по защите подростков от негативного влияния Интернета.
Теоретические положения работы базируются на концепциях известных отечественных и зарубежных исследователей в области психолингвистики, теории коммуникации, коммуникативно-дискурсивной лингвистики, социолингвистики, педагогической и возрастной психологии (Н. Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А. А. Залевская, А. А. Леонтьев, М. Л. Макаров, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин, К. Ф. Седов, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Т. Н. Ушакова и др.).
Методы исследования – теоретический анализ психологической, социологической литературы по теме исследования, тестирование учащихся.
Научная новизна исследования заключается в следующем – определена трактовка понятия «Интернет» и его места в современном обществе, рассмотрены основные последствия Интернет-зависимости, предложены возможные методы профилактики Интернет-зависимости на основании проведенного социологического исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы в практической деятельности психолога, педагога-психолога в работе с детьми, а так же в воспитательной деятельности родителей.
База исследования – учащиеся 8 «Б» класса в количестве 13 человек.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Е.В. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления / диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Научно-исследовательский институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Москва, 2011.
2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Балонов И. М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г. стр.32-58.
4. Больше 40% россиян признались в интернет-зависимости. [электронныйресурс]URL:https://www.rbc.ru/society/22/06/2021/60d0f21f9a79478 5cf8fd342 (дата обращения: 27.03.2023)
5. Воронкин, А. С. (2014). Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. Т. 17. Вып. 1. С. 650-675.
6. Жичкина А. Е. «Идентичность пользователя и особенности поведенияв Интернете»
7. Жичкина А. Е. «Социально-психологические аспекты общения в Интернете»;
8. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. «Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. − М., 2000»;
9. Егоров А. Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
10. Морозов, А. В. (2019) Осторожно, метамодерн: современность как зонтик и маятник // Galactica Media: Journal of Media Studies. №3. С. 238-249.
11. Оруэлл, Дж. (2016) 1984 / пер. с англ. В. П. Голышева. М. : АСТ, 320 с.
12. Подросток в социальной сети: норма жизни – или сигнал опасности? [электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor /podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ili-signal-opasnosti (дата обращения: 27.03.2023)
13. Сергеева, Ю. (2021) Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год [Электронный ресурс] // WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 28.03.2023).
14. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.;
15. Bailey, R., Purkayasha, P. (2014) U. S. Control of the Internet // Monthly Review. Vol. 66. № 3. URL: https:// monthlyreview.org/2014/07/01/u-s-control-of-the-internet (дата обращения: 12.09.2021).
16. Zuboff, S. (2019) The Age of Surveillance Capitalism. New York : Public Affairs. 691 p.