Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Интерес исследования заключается в том, что экологическая проблема-изменение природной среды в результате антропогенных воздействий и стихийных бедствий. Экологические проблемы возникли как результат нерационального отношения человека к природе, быстрого развития промышленных технологий, индустриализации и роста населения. Выработка природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их дальнейшем использовании. Загрязнение природной среды приводит к усиливающейся гибели представителей растительного и животного мира, загрязнению почв, подземных источников, утолщению и деградации почвенного покрова и др. от решения экологических проблем зависит прогресс и судьба цивилизации, поэтому решение экологических проблем современного мира является важной и актуальной проблемой. Большинство ученых, изучающих экологические проблемы, считают, что у человечества есть около 40 лет, чтобы вернуть природную среду в нормально функционирующую биосферу и решить свои проблемы выживания, этот период очень короткий. Есть ли у человека ресурсы для решения острых проблем? К основным достижениям цивилизации в XX веке относятся достижения науки и техники. Достижения науки, в том числе и окружающей среды, можно рассматривать как основной ресурс в решении экологических проблем. Мнение ученых направлено на преодоление экологического кризиса. Человечество и государство должны максимально использовать имеющиеся научные достижения для своего спасения.
1. Современные эколого-экономические проблемы в мире
1.2 Экологические проблемы в современных городах и основные источники загрязнения окружающей среды
В течение длительного времени исследование взаимоотношений в системе «общество-природа» осуществлялось с точки зрения рассмотрения зависимости общества от природы, выявления органической взаимосвязи этих параметров организации жизни и деятельности человека. В то же время, со временем общество и природа не находятся в постоянном контакте друг с другом. Во-первых, общество не может эффективно функционировать без организации постоянного обмена с природой, которая является естественной средой обитания не только для растительных и животных организмов, но и для человечества. Во – вторых, в ходе этого обмена, который время от времени только увеличивается, происходит и негативное влияние на результаты жизнедеятельности человека и окружающей среды. Особенность этого эффекта в том, что он развивается с течением времени, что не позволяет говорить о возможности самостоятельного восстановления природного равновесия [5].
В прошлом воздействие антропогенного фактора на природу не достигло современных масштабов. И это утверждение верно не только для древнего общества, но и для более позднего периода рабовладельческого строя и феодализма. Основные занятия общества, связанные с природой-ремесло и земледелие, которые осуществлялись, прежде всего, в форме рукоделия, последствия воздействия на состояние природы были минимальны, после чего естественное равновесие легко восстанавливалось до первоначального уровня. Часто возникающие экологические бедствия связаны со стихийными природными силами, локализованы и не зависят от воздействия человека [3].
В отношениях общества и природы машиностроение связано с переходом к производству, с внедрением в производственный оборот новых механизмов, технологий, источников энергии. В результате человечеству были даны средства воздействия на природу, которые по своим мощностям и силе можно сравнить с космическими и геологическими факторами. Это, конечно, было в XX веке, когда расцвела современная научно-техническая революция, но с тех пор, как расцвела промышленная революция, открывшая путь механизации, а затем и автоматизации производства, произошло много событий, ухудшающих взаимосвязь общества и природы. За 100 лет объем потребляемых обществом энергетических ресурсов увеличился в 1000 раз. Каждые 15 лет объем производимых в мире товаров и услуг удваивается. Закономерно растет и количество используемых природных ресурсов. В то же время, если полвека назад такое увеличение рассматривалось лишь как положительная тенденция, свидетельствующая о повышении качества жизни общества, то сегодня любое увеличение объемов и масштабов производства, интенсивности использования современных технологий является источником загрязнения окружающей среды, представляет угрозу здоровью человечества, жизни и здоровью будущих поколений.
1.2 Экологические проблемы в современных городах России и основные источники загрязнения окружающей среды
На территории Российской Федерации существуют угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые государством меры по уменьшению воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и других факторов. Окружающая среда в городах и вблизи них, где население составляет около 74 % от населения всей страны, подвергается постоянному значительному негативному воздействию, источниками его становятся объекты промышленности, энергетики и транспорта, капитального строительства. Высокий уровень загрязнения воздуха отмечают во всех крупных городах России. Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду из следующих городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читав 2020 году составил 4053,8 тысяч тонн [4] .
Загрязнение атмосферного воздуха стало одной из причин изменения климата в России. Непосредственное влияние потепление в стране оказало на природную среду, экономику и жителей. К опосредованным воздействиям потепления можно отнести миграционные процессы, возникшие, как результат перераспределения природных ресурсов (продовольственных, водных) и понижение уровня комфортности проживания населения в некоторых субъектах Российской Федерации.
2. Анализ экологической ситуации в Республике Башкартостан
2.1 Экологическая ситуация в Республике и право граждан на благоприятную окружающую среду
Экологическая обстановка Башкортостана является одним из основных показателей уровня жизни населения, необходимых для оценки эффективности использования и выявления основных тенденций функционирования и развития экологической обстановки в республике. Природно-климатические условия республики и наличие полезных ископаемых определили индустриальный вектор развития Башкортостана. Республика Башкортостан является одним из развитых промышленных регионов Российской Федерации. Концентрация промышленного производства здесь значительно превышает общероссийские показатели, особенно в отношении размещения нефтеперерабатывающих и химических предприятий. Сегодня Республика Башкортостан занимает пятое место в Российской Федерации по объему промышленного производства. В республике перерабатывается 16 процентов российской нефти, производится каждая вторая тонна едкого натра, через республику транспортируется треть российской нефти и нефтепродуктов. Степень загрязненности природных ресурсов Республики указана в Приложении 2.
Энергетическая мощность республики составляет 40 млн кВт, в эксплуатации находится более 600 тыс. автомобилей и 3 тыс. км железнодорожных путей. В настоящее время в республике эксплуатируется более 53 тыс. км магистральных, промышленных и межпоселковых газопроводов. Расселение компаний нефтеперерабатывающей и химической промышленности, что, помимо экономического роста, вызвало серьезные экологические проблемы.
Главной особенностью экологии республики в ближайшие пять-десять лет станет снижение доли загрязнения от промышленности и увеличение доли загрязнения от ЖКХ и автотранспорта. Актуальной проблемой становится вопрос загрязнения водоисточников сточными водами коммунальных систем, загрязнением от дорожного движения и отходами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всех экологических проблем в отдельности и в целом следует отметить, что на данном этапе лидирующие позиции занимают проблемы водных ресурсов, состояния атмосферного воздуха и мирового океана. Нет ни одного штата, на который не повлияла бы ни одна из этих проблем, и в большинстве случаев проблем обычно три. Также использование резервов запасов и ресурсов является приемлемой ситуацией для любого государства, так как резерв создается на случай стихийного бедствия или катастрофических последствий. На сегодняшний день запасов в России хватает на 5 дней. После этого, если не будут разработаны новые стратегии и не будут найдены пути решения важных и острых проблем, связанных с экологией, население страны вскоре перестанет существовать. Изменение структуры принятия решений на ежедневной основе является способом достижения этой цели. Природа и окружающая среда не статичны, поэтому решение проблем с ними должно быть гибким. Обеспечение новыми технологиями также играет важную роль в решении поставленных задач. Способы решения экологических проблем существуют и разрабатываются каждый день, потому что экология не статистична. В мире создаются разнообразные технологии изготовления различных видов продукции с низким уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу и воду, новые способы покупки или изобретения таких устройств, приводящие к локальному, а значит, решению проблем в кратчайшие сроки. . Участие активистов и общественности в очистке и сохранении окружающей среды с каждым месяцем привлекает все больше людей, что свидетельствует о положительной динамике общественного интереса к экологическому состоянию территории, на которой они проживают.
Негативным наследием СССР в республике являются объекты накопленного экологического ущерба. Одним из таких объектов является территория бывшего ОАО «Уфахимпром». 143 га загрязненных загрязняющими веществами земель, зданий и 8 шламонакопителей, содержащих 412 000 кубометров сточных вод, включая диоксины, ожидающих восстановления.
Особую роль в загрязнении воздуха принадлежит транспорту. В крупных городах используется огромное количество транспортных средств из-за отдаленности объектов (например, рабочее место-дом) и значительности территории населенного пункта. В Башкирии крупные города находятся на значительном расстоянии друг от друга. Транспорт выделяет в воздух многочисленные вредные примеси и газы, парниковые газы влияют впоследствии на потепление климата, что приводит к дестабилизации всех экосистем: высыхают реки и озера, территория теряет растительность, уменьшается видовое многообразие животных. Использование экологически безопасного общественного транспорта в России развито повсеместно, но электрический автомобильный транспорт пока не нашел своего массового применения. Полагается, что причинами этого становятся необходимые финансовые вложения государства. Стимулирование производителей к минимальной продажной цене электромобилей может стать побуждающим фактором к обеспечению данным экологически безопасным транспортом всего населения страны.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Протокол к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстоянияотносительно дальнейшего сокращения выбросов серыот 14 июня 1994 г. // Справочно-правовая система Гарант.
2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»// СЗ РФ. – 1998. – № 26. – Ст. 3009.
3. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. –1999. – № 18. – Ст. 222.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» // СЗ РФ. – 2014. – № 18 (ч. 3). – Ст. 2171.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2017 г. № 1756-р «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года»// СЗ РФ. – 2017. – № 34. – Ст. 5323.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от30 августа 2019 г. № № 1930-р «Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года» // Справочно-правовая система Гарант.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «Об утверждении транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» //СЗ РФ. – 2021. – № 50 (ч. 4). – Ст. 8613.
8. Приказ Министерства природы Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. «Об утверждении методики «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия»// Справочно-правовая система Гарант.
9. Решение Оренбургского городского Совета от 24 октября 2017 г. № 416 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург» // Вечерний Оренбург. – 2017. – № 82.
10. Вершинин В.Л. Экология города. – Екатеринбург: Издательство Уральский университет, 2014. – С. 9.
11. Виноградова Е. Ю. Идеалы экологической этики с точки зрения социальной философии//Аспирантский вестник Поволжья. –2010. – № 5-6. – С. 15-17.
12. Волков, П. А. Современные тенденции развития рынка экологических услуг как активного сектора российской экономики [Текст] /П. А. Волков //Вестник Российской академии естественных наук. – 2018. – № 2. C. 68-70.
13. Волкова, Л. В. Порядок разработки и внедрения системы экологического менеджмента / Л. В. Волкова, В. С. Петухов. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 12.1 (92.1). – С. 21-23.
14. Гайбуллаева, М. Ф. Общие проблемы экологии / М. Ф. Гайбуллаева, Феруза Баратова, Турсуной Норкузиева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 28 (266). – С. 203-205.
15. Гергова, З. Х. Формы и методы механизма стимулирования рационального природопользования / З. Х. Гергова. – Текст : непосредственный // Биоэкономика и экобиополитика. – 2016. – № 1 (2). – С. 196-201.
16. Горшкова, Д. С. Проблемы взаимодействия экологии и экономики / Д. С. Горшкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 47 (285). – С. 189-191.
17. Гурова, Т. Ф. Экология и рациональное природопользование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. –188 с.
18. Гурьева М.А. Глобальные экологические проблемы современности: тенденции // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 15. – С. 42 – 45.
19. Судебная экспертиза в цивилистических процессах: научно-практическое пособие / под ред. Е.Р. Россинская, Е.Х. Баринов, А.Ю. Бутырин. – М.: Проспект, 2018. – С. 112.