Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
В статье представлены статистические данные по Республике Хакасия, которые позволили выделить ряд проблем региона, такие как высокий уровень безработицы, низкий уровень заработной платы, отсутствие финансовых учреждений, превалирование расходов над доходами, как населения, так и региона в целом, и зависимость от государственного бюджета. Проведена финансовая оценка региона за период с 2015 по 2022 год, по результатам которой было установлено, что Республика Хакасия имеет неустойчивое финансовое положение.
Ключевые слова
Финансовая устойчивость, бюджет субъекта российской федерации, Республика Хакасия, доходы, расходы, дисбаланс бюджета.
Введение в проблему
Несбалансированность региональных бюджетов - одна из основных проблем в функционировании механизма реализации бюджетного процесса в Российской Федерации. Проблема несоответствия доходных поступлений расходным обязательствам и эффективности управления дефицитом бюджета берут свое начало от типа построения бюджетной системы в России.
В России устойчивость регионов и баланс их бюджетных средств последний раз наблюдался лишь в начале 21 века. Дисбаланс бюджета в последующие годы был вызван финансово-экономическим кризисом, в результате которого в значительной степени выросли долги регионов РФ. На этом удар по финансовой устойчивости регионов был не окончен, и были изданы «майские указы», которые вновь подтолкнули регионы к внеплановым расходам и рост заёмов [1].
Таким образом, быстрый рост задолженностей потребовал изучения вопросов, связанных с эффективным управлением региональным бюджетом, и необходимость анализа финансовой устойчивости регионов.
В настоящее время причинами отсутствия сбалансированности бюджета, по мнению авторов [13], являются:
1) незавершенность формирования федеративного типа государственного устройства;
2) несовершенный механизм проработки бюджетной политики, в частности, оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
3) отсутствие самостоятельности бюджетов бюджетной системы страны;
4) недостаточное количество собственных доходных источников, находящихся в ведении региональных и местных бюджетов;
5) несовершенство законодательной и нормативной базы в части выравнивания дисбалансов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) концентрация основной доли доходов государства на федеральном уровне (в том числе налоговых доходов).
Таким образом, достижение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является одной из основных задач финансовой политики государства. Сказанное влияет на построение бюджетной политики таким образом, что при составлении бюджетов различных уровней бюджетной системы, уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления должны стремиться сократить дефицит региональных и местных бюджетов не столько путем оптимизации бюджетных расходов, сколько повышением их эффективности и результативности.
Обзор теоретического задела
В доходах бюджетов регионов первостепенную роль в настоящее время играют налоги (78,2 %), а неналоговые доходы имеют незначительную долю (21,8 %). В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджетов. К факторам, ограничивающим рост неналоговых доходов муниципальных бюджетов относят:
1) раздельное управление землей и другим имуществом и, как следствие, отсутствие четкого представления об объемах муниципального имущества;
2) рост недоимки по рентным платежам, вследствие недостаточности инструментов администрирования неналоговых доходов;
3) отсутствие критериев оценки эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов.
Резервы роста неналоговых доходов бюджетов муниципалитетов кроются, прежде всего, в эффективности использования управленческого инструментария.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белов Е.Н., Выжитович А.М. Проблемы развития финансового инструмента - индивидуального инвестиционного счета в Республике Хакасия // Развитие территорий. - 2020. №2 (20). С. 17-22.;
2. Голованова Н.В. Анализ показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации на примере Республики Хакассия // Иннов: электронный научный журнал. - 2017. №4 (33). С. 42-54.;
3. Доклад Управления федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасии и Республике Тыва (Красноярскстат) «Социально-экономическое положение Республики Хакасия в январе-октябре 2022 года», №1.37.2, 2022 г.;
4. Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2014 г. № 121-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
5. Закон Республики Хакасия от 21 декабря 2015 г. № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов;
6. Закон Республики Хакасия от 23 декабря 2016 г. № 114-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
7. Закон Республики Хакасия от 20 декабря 2017 г. № 104-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
8. Закон Республики Хакасия от 21 декабря 2018 г. № 82-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;
9. Закон Республики Хакасия от 20 декабря 2019 г. № 106-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;
10. Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2020 г. № 88-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
11. Закон Республики Хакасия от 17 декабря 2021 г. № 116-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
12. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы. 2011. № 2. С. 15–19.
13. Меликсетян Светлана Николаевна, Ярошенко Людмила Евгеньевна Сбалансированность региональных бюджетов: проблемы и пути решения // Архивариус. 2015. №3 (3).
14. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М., 2010.
15. Родина Т.Е. Оценка финансовой устойчивости регионального бюджета / Т.Е. Родина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. №10 (100). С. 158-163.;
16. Статистический сборник Управления федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасии и Республике Тыва (Красноярскстат) «Республика Хакасия в цифрах 2016», №1.37.3, 2017 г.;
17. Яшина Н.И., Поющева Е.В., Прончатова-Рубцова Н.Н. Совершенствование методологии определения бюджетной устойчивости субъектов РФ: два подхода к оценке в современных социально-экономических условиях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 9. С. 81-94.