Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Изучение политики советского государства в отношении Русской православной церкви является одной из актуальных проблем современной исторической науки. На протяжение 20 века отношения государства и церкви менялись: от гонений на церковь со стороны государства до совместной деятельности. В моем исследовании рассматриваются основные периоды взаимодействий церкви и государства на примере города Ленинграда.
Историография вопроса. Исследование государственно-церковных отношений в раннем Советском Союзе ограничено горсткой монографий и множеством статей. На сегодняшний день опубликовано лишь несколько работ о государственной религиозной политике до, вовремя и после войны указывают на открытие православных церквей как на признак изменения отношения государства к религии. Литература советского периода, посвященная государственно-церковным отношениям, была в первую очередь пропагандистскими изданиями.
Однако в них авторы стремились не только просветить общественность, но и анализировать социально-экономические и идеологические причины существования религии и церкви, так как их авторы стремились не только воспитать общественность в атеистическом духе.
Ценным в советской историографии этого периода является попытка авторов определить причины выживания религиозных общин в атеистическом государстве. Объединяющая роль церкви в этом процессе , а также сплоченность и жизнестойкость религиозных общин, и личные и социальные проблемы, которые отрицались пропагандой коммунистической партии. Более объективные публикации о деятельности Русской Православной Церкви после войны, написанные современниками, можно найти, прежде всего, в журнале «Журнал Московской Патриархии «Следует, однако, отметить, что материал в нем носил скорее публицистический, чем аналитический характер.
Только в конце 1980-х годов началось академическое изучение взаимоотношений государства и православной церкви в XX веке. Послевоенная история Русской православной церкви в начале 1990-х годов В.А. Алексеев был одним из первых российских историков, сосредоточивших внимание на послевоенной истории Русской православной церкви. Он одним из первых в отечественной историографии указал на искажения в истории церковно-государственных отношений в советское время. Автор собрал богатый фактический материал, который позволил создать достаточно полную картину борьбы с религией на различных уровнях «коммунистического «общества.
A. Бабинов рассматривает эту эволюцию в своей монографии «Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность «. Автор проанализировал эволюцию отношений между государством и Русской православной церковью в монографии «Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность «Бабинов, как и В. Алексеев, определяли роль государства и Русской православной церкви, как пассивного участника политической игры государства.
Современная российская историография характеризуется растущим интересом к проблеме изменения отношений между советским государством и православной церковью. Как важнейшая работа нового этапа в развитии исторической науки М.В. Шкаровский , М.И. Одинцов , О.Ю. Васильева .
Эти работы отличаются глубиной исследования, широкими временными рамками изучаемых процессов, подробным анализом предшествующей историографии . В ней впервые проанализировано становление и развитие отношений между государством и церковью.
В своей работе М.В. Шкаровский анализирует изменения в законодательной базе, оформлявшей эти отношения, и механизмы, которые также проанализированы механизмы государственной власти, осуществлявшей руководящие и контролирующие функции в этой сфере. Особенно характерной чертой исследований Шкаловского в этот период было использование неопубликованных документов из почти 20 архивов, не только российских, но и зарубежных. Вкладом Шкаровского в российскую науку является детальное моделирование, учет всех изменений в отношениях между государством и церковью в XX веке. Новизна работы Шкаловского заключается в том, что ему удалось показать роль Русской православной церкви во внешнеполитической деятельности, сделав вывод, что отношение правительства к религиозным организациям часто зависело от реализации проектов, направленных на укрепление государства.
Церковь играла важную роль в этих проектах. Эту идею поддерживает О.Ю. Кузнецова в книге «Роль Русской православной церкви в советской политике в середине 1940-х годов «. В этой работе автор впервые представляет полную и подробную картину положения Русской православной церкви. Проанализирован правовой статус церкви в годы Великой Отечественной войны.
Помимо вышеперечисленных исследователей, анализу правового положения Церкви в годы Великой Отечественной войны посвятил свои исследования В.Н. Якунин . Особое внимание он уделил созданию и деятельности новых органов власти. Новые органы власти, выполнявшие роль посредников между государством и Русской православной церковью, были созданы и укреплены в годы Второй мировой войны. На основе архивных документов В.Н. Якунин проанализировал проблемы Совета по делам Русской православной церкви, его центральное и местное формирование структур. Также был представлен пример деятельности Совета по реализации государственной политики в отношении Церкви.
Кроме того, деятельность Совета по делам Русской православной церкви была посвящена Монография Т.А. Чумаченко «Государство, православная церковь 1941-1961 «, в которой описывается роль Совета по делам Русской православной церкви. Т.А. Чумаченко считает, что Совет по делам Русской Православной Церкви был создан прежде всего для того, чтобы в первую очередь для управления религиозной жизнью страны и значительно облегчил работу Патриархии. Деятельность Патриархии способствовала религиозной жизни Русской Православной Церкви .
Важны также публикации историков, представляющих Русскую православную церковь. Отношения между церковью и государством в советскую эпоху прояснил В. Цыпин . Он также анализирует деятельность представителей Русской православной церкви с иной точки зрения. Характерной чертой его работ является тщательное рассмотрение наиболее сложных вопросов церковно-государственных отношений и отказ от обобщенных выводов. Начавшаяся в 1943 году «оттепель государственно-церковных отношений «продолжалась еще 15 лет. Он не пишет об изменениях в политике, произошедших в конце 1940-х годов . Послевоенная сталинская эпоха также привела к улучшению положения Русской православной церкви. Хотя положение Русской православной церкви улучшилось, эпоха Хрущева привела к постоянным репрессиям против духовенства.
Зарубежная историография также представлена в работах светских и церковных авторов, многие из которых являются эмигрантскими изданиями. В работах представителей зарубежных историков история Русской православной церкви в советский период представлена только как история сопротивления духовенства и верующих против машины государства.
Следует отметить, что труды многих зарубежных ученых крайне эмоциональны, описательны, в них часто преобладают резкие трактовки явлений. Таким образом, несмотря на кажущееся разнообразие работ, как обобщающих труды, так и исследования по истории церковно-государственных отношений в советскую эпоху кажутся разноплановыми и запутанными. Это еще раз доказывает необходимость рассмотрения отдельных вопросов истории в этот период и рассмотрения того, что было общим для советской системы. Советская система мало известна в историографии советского периода. Немногие исследовательские работы посвящены вопросу существования религиозных общин в послевоенном Ленинграде и их деятельности.
Данная исследовательская работа посвящена вопросу существования религиозных общин в Ленинграде до, вовремя и после Второй мировой войны.
Единственной публикацией, дающей представление об истории Троицкого собора в Ленинграде, является статья Л. К. Александровой-Чуковой и М. Шкаровской «О роли архиепископа Григория в возвращении Троицкого собора епархии . Однако в этой статье, в рассказе о процессе принятия решения об открытии и восстановлении Троицкого собора, почти исключительно ограничиваются цитированием письма митрополита Ленинградского Григория II и Новгородского Григория к Патриарху с просьбой о помощи в открытии. Скудность публикаций о значимых церквях Санкт-Петербурга и особенностях взаимоотношений церкви и государства в Ленинградской епархии.
Необходимость создания данного исследования была обусловлена недостатком публикаций о значимых храмах Санкт-Петербурга и особенностях взаимоотношений государства и церкви в Ленинградской епархии в послевоенное десятилетие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков) возвращение церкви храмов Александро-Невской лавры//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости/ Александрова-Чукова Л. К., Шкаровскнй М.В. Вып. 34 С 134-146
2. Алексеев, Валерий Аркадьевич. Иллюзии и догмы: [Взаимоотношения Сов. государства и религии] / В. А. Алексеев. - Москва: Политиздат, 1991. – 398 с
3. Васильева Ольга Юрьевна. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.: диссертация ... доктора исторических наук: - Москва, 1998. - 294
4. Иеродакон Викентий (Кузьмин). Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Л., 1985. Рукопись.
5. Кнышевский П. Н. Истоки тотального шпионажа // Государственная безопасность и демократия. / П.Н. Кнышевский. 1993. № 2
6. Кривова Н.А. Власть и Церковь 1922-1925 гг. / Н.А. Кривова. Пpедисл. Р.Г. Пихоя - М.: АИРО-ХХ, 1997 г.
7. Лещинский А.Н. Время новых подходов. / А.Н. Лещинский. – М.: 1990 г
8. Одинцов Михаил Иванович (1949-). Государство и церковь в России, XX в. / М. И. Одинцов; Рос. акад. управления, Политол. центр. - Москва: Луч, 1994. - 171 с
9. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. ХХ век. -М.: Знание,1994. -168с.
10. Одинцов Михаил Иванович (1949-). Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Одинцов М. И.; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва: РАГС, 1995. - 221 с.
11. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. / Д.В. Поспеловский. – Республика, 1995г, 512 с.
12. Тюрина Л.В. Государство и Русская православная церковь: эволюция отношений 1917-1920 гг.: дис. кандидат историчная. /Л.В. Тюрина. Курск, 2000 г.-230 с.
13. Чумаченко Татьяна Александровна. Государство, православная церковь и верующие. 1941-1961 гг. / Т. А. Чумаченко. - Москва: АИРО-XX, 1999. - 246 с.
14. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг./ М.И. Одинцов. - М., 1995.
15. Рябушинский, Владимир Павлович (1873-1955). Старообрядчество и русское религиозное чувство / Владимир Рябушинский. - Москва: Мосты культуры, 2010. - 447 с
16. Цыпин, Владислав Александрович (1947-).
История Русской православной церкви, 1917-1990 : Учеб. для православ. духов. семинарий / Протоиерей Владислав Цыпин. - Москва: Изд. дом "Хроника", 1994. - 251 с
17. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах). //Крутицкое Патриаршее Подворье// Общество любителей церковной истории/ М.В. Шкаровский. – М.: 1999, 402 с.
18. Юдин, Николай Иванович. Правда о петербургских святынях. - Ленинград: Лениздат, 1962. - 131 с.
19. Якунин, Вадим Николаевич. Положение и деятельность русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / В.Н. Якунин; М-во образования РФ. Сам. гос. ун-т. - [Самара]: Сам. ун-т, 2001. - 399 с.
20. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 6. Л. 18.
21. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-10
22. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 7384. Оп. 33. Д. 62. Л. 75, Д. 80. Л. 1, Д. 153. Л. 116, Д. 180. Л. 107, 120.
23. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 9324. Оп. 1. Д. 9. Л. 1, Д.