Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние 10–15 лет наблюдаются устойчивые тенденции увеличения числа автомобильного транспорта на дорогах. Статистика ДТП показывает, что в 2022 году произошло - 133331 ДТП, погибло - 14874 человека, ранено - 167856 человек . Большое значение при расследовании ДТП имеет криминалистическая составляющая, а в первую очередь – обнаружение, фиксация и экспертиза следов преступления, в том числе следов транспортных средств. Изучению следов занимается такая криминалистическая наука, как трасология и ее значение огромно. Указанное объясняет актуальность настоящего исследования.
Целью исследования является изучение следов транспорта и их использования в расследовании преступлений. В соответствии с указанной целью автором были поставлены следующие задачи: определение понятия следов в криминалистике, изучении их классификации; анализ общих правил обнаружения, фиксации и оформления следов; изучение основных диагностических задач, решаемых при исследовании следов; определение понятия транспортного средства, автомобиля, их классификации; анализ классификации следов транспортных средств; изучение задач, которые решаются при исследовании транспортных средств, методов такого исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием порядка использования следов транспортных средств при расследовании преступлений занимались такие ученые, как Т.В. Аверьянова, Д.Н. Балашов, Р.С. Белкин, Б.Я. Гаврилов, Д.В. Звягина, В.А. Снетков, А.В. Степанищев и многие другие.
Объект исследования – совокупность знаний, представлений и суждений о следах, оставляемых транспортными средствами. Предмет исследования – следы, оставляемые транспортными средствами, а также закономерности использования знаний из области криминалистической техники, тактики и методики.
Методологическую основу составили диалектический метод познания, метод системного анализа, функциональный метод, методы анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический (формально-логический), метод изучения документов и др.
Нормативную основу исследования составили действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты, включая, например, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что сделанные в нем выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования содержания криминалистической трасологии. Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в целях более эффективной организации следственной и экспертной деятельности по расследованию преступлений.
Структура работы включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЛЕДОВ В КРИМИНАЛИСТИКЕ
1.1 Понятие следов и их классификация
Следовая картина, механизм следообразования и обстоятельства, подлежащие установлению, при расследовании преступлений имеют преимущественное значение. Следовая картина при этом является также важнейшим элементом для разработки криминалистической версии и ее составление производится при проведении таких следственных действий, как осмотр места происшествия или обыск.
Трасология - это криминалистическая наука, которая изучает следы и помогает решать задачи по обнаружению, фиксации, идентификации и определению времени и механизма возникновения следов. Она также помогает установить последовательность возникновения следов и свойства исследуемых объектов. Результаты исследования могут быть использованы следователем или судом. .
В целом, обнаруженные следы не только влияют напрямую на процесс и итог расследования преступления, но при этом и становятся объектом специальных исследований, например, экспертиз.
Е.П. Ищенко указывал на то, что большой промежуток времени в первую очередь увеличивает возможность уничтожения (намеренное или под влиянием различных факторов, в том числе, например, погодных условий) материальных следов преступления, которые не были своевременно обнаружены и зафиксированы .
В криминалистике выделяют две группы следов – материальные и идеальные следы. Материальные следы — это следы, которые включают в себя все отображения в окружающем мире, имеющие физическую оболочку. Идеальные следы – это те, которые остались в памяти людей в результате или в связи с преступным деянием.
Также, в криминалистике различают следы: в широком смысле - всевозможные изменения, связанные с событием преступления; в узком смысле - отображения внешней структуры объектов вследствие взаимодействия (при непосредственном контакте).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1. О Правилах дорожного движения: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.10.2022) (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Российские вести. - N 227. - 23.11.1993.
2. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 28.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2023) // Российская газета. - N 31. - 14.02.2007.
3. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. - № 80. – 07.05.2002.
Научная, учебная литература:
4. Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. Криминалистика. — М.: НОРМА — ИНФРА-М, 2000. — 990 с.
5. Гилязов Р.Р. Особенности обнаружения, фиксации и изъятия следов с места происшествия по делам о дорожно-транспортных преступлениях // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. - 2020. - №2 (2). – С. 79-86.
6. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: учебник. М.: Инфра-М, 2010. С. 584.
7. Киселевич, И. В. Транспортно-трасологическая экспертиза : учебное пособие для вузов / И. В. Киселевич, Т. В. Демидова, М. В. Беляев. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 126 с.
8. Комиссарова Я. В. Понятие и классификация следов в криминалистике // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2019. - №3 (55). – С. 131-141.
9. Коробеев А. И. Транспортные преступления: монография / А. И. Коробеев. СПб., 2013.
10. Кремер Ю. Особенности объекта аренды транспортных средств // Хоз-во и право. 2010. № 1. С. 58-60.
11. Лесных А. В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 22-23.
12. Паутова Т.А. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2020. - №3 (41).- С. 142-148.
13. Россинская Е. Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М., 2010. С.100.
14. Сыромля Л.Б. О материальных следах как основном источнике криминалистически значимой информации на месте дорожно-транспортного происшествия // Проблемы экономики и юридической практики. - 2017. - №5. - С. 162-165.
15. Сыромля Л.Б. Современные возможности предварительного исследования следов протекторов шин на месте совершения дорожно-транспортного происшествия // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - №1.- С. 154-160.
16. Тапышпан А.М., Черноусов В.Н. Основы транспортной трасологии // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. - 2018. - №1. - С. 173-177.
17. Филиппов А.Г. Криминалистика. Углубленный курс: учебник / под общей ред. профессора А.Г. Филиппова. М.: ДГСК МВД России, 2017. – С.281.
Эмпирические материалы:
18. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (дело №01-142876).
19. Показания состояния безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция. Электронный портал. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 22.07.2022).