Фрагмент для ознакомления
2
Искусство – это способность передачи информации слушателю или зрителю посредством графики, музыки, танца, театра, балета, кинематографа, включающего в себя синтез некоторых из них. По причине того, что искусство и все его проявления рассматривают как феномен культурной деятельности человека, его зарождение относит в древний период, когда коммуникация только-только зарождалась между людьми. В дальнейшем оно перерастает в автономный культурно-эстетический процесс как следствие развития, покидая рамки своей сути, которая имеет связь исключительно с языком.
Те явления, которые принято называть искусством, зависят от эстетической нормы и степени оценки, которых конкретное общество придерживается в обозначенный период развития.
Проявления искусства классифицируют на виды согласно их форме. Различают определенные виды искусства, которые призваны удовлетворять материальные нужды (все виды ремесла, медицина, земледелие, культура, гимнастика). Отмечается также художественное искусство, которое ориентировано на обеспечение досуга (музыка, танец, поэзия). Выделяют виды искусства, которые обусловлены специфическими художественными утилитарными задачами.
Авторы художественных произведений возникли постепенно как художники. Вначале их творчество не имело отличий от работ мастеров, ремесленников, создателей определенных предметов. Приведем пример: глиняная посуда не только являлась предметом быта, но и являлась произведением искусства, заключая в себе представление древних людей о красоте.
К главным видам искусства относят: живопись, графику, скульптуру, архитектуру.
К признакам искусств относят: 1) образность, наглядность; 2) эстетическую интерпретацию реальности; 3) эмоциональность; 4) аллегоричность.
Столетия ушли на споры о сущности искусства. Например, древнегреческий философ Платон полагал, что искусство – это форма подражания нашему миру, который, в свою очередь, подражает идеальному миру идей. Таким образом, произведение искусства по теории Платона – это копия копии. Последователь Платона Аристотель также рассматривал искусство как подражание, но считал, что искусству присуща познавательная функция.
По мысли древних греков, искусство – в частности, музыка и трагедия, способствует очищению человеческой души от земных страстей, её облагораживанию.
Если обратиться к особенностям искусства Средних веков, то оно отличается многообразием, что представляет интерес с позиции исследования: появление украшений в виде рисунков на полях книг, архитектурные постройки и литературные памятники. В то время, искусство жило в синтезе с религиозной сферой жизни человека, однако, могут встретиться ироничные шутливые песни, посвященные различным темам.
Особую значимость обрело искусство в эпоху Возрождения. Философская концепция того времени уделяла большое внимание значимости человеку как венцу творения. А в рамках искусства творить может сам человек. Картины эпохи Возрождения характеризуются восхитительным правдоподобием и точным изображением. Такая техника была достигнута благодаря достижениям и открытиям в точных науках: математике и анатомии.
Эпоха Просвещения отражает нравственно-воспитательную функцию искусства. Искусство ориентировано на изменение души человека, должно просвещать и облагораживать его душу. Творец или художник имеет тонкую натуру, что позволяет ему наиболее точно и тонко описать окружающую его реальность.
Так называемый кризис искусства возник в XX веке: классическое искусство было свергнуто появившимся модерном, который предполагает новые формы выражения реальности. Начало XX века представляет собой исторически сложный период для всего человечества: Первая мировая война, научно-техническая революция – всё это обусловило появление новых форм осмысления реальности.
В наше время искусство по форме почти не похоже на то, о чём мыслили Платон и Аристотель. Но в одном стоит с ними согласиться: искусство – это попытка осмыслить реальность в художественно-образной форме. Благодаря развитию технологий обрело популярность цифровое искусство, возник экспериментальный театр, авторское кино и перформансы. Искусство перенесло значимые изменения, но основополагающим его компонентом, ядром остаётся художественный образ, в котором сочетается авторский вымысел и отражённая действительность.
1.2. Структура и функциональный потенциал искусства
Структурное содержание искусства характеризуется бесчисленным количеством проявлений, гибкостью, изменчивостью. В искусстве традиционно выделяют виды (живопись, архитектура, скульптура, литература, музыка, театр, кино и другие), роды (например, эпический и лирический), жанры (например, повесть, роман, поэма в литературе; сюита, оратория, симфония в музыке; портрет, пейзаж, натюрморт в живописи); стили (готика, барокко, классицизм в архитектуре).
Если рассматривать структурные элементы искусства, сосредоточим свое внимание на его видах. Классификация искусства на виды обусловлена и большим количеством сфер действительности, которые охватываются художественным творчеством, и вариативом форм выражения автором своего особого видения реальности. Границы между видами искусства четко не очерчены, часто мы видим сочетание и взаимопроникновение друг в друга, например, театр объединяет в себе проявление драматургии, музыки, танца, театральной живописи.
Общепринятая система видов искусства в контексте исторического развития претерпела трансформации. Расширение границ художественного творчества может привести к формированию новых видов. Проиллюстрируем примером: в XX в. зародился такой вид искусства, как кино, как следствие, телеискусство. Это стало причиной того, что учеными до сих пор не найдено общее видение того, какие направления художественного творчества можно считать за его виды. Ввиду того, что появились искусства фотографии, кино и телевидения, некоторые специалисты рассматривают как виды искусства, например, искусство городского планирования, гастрономическое искусство, парикмахерское искусство. Однако подобное расширение границ искусства следует относить к пониманию искусства в широком смысле как проявления высокого уровня мастерства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева И.А. Мода и культура одежды. – Москва: Знание,1987. – 63 с.
2. Алексеенко Л.В. Специфика потребления моды в обществе: анализ ключевых проблем. – Социально-гуманитарные знания, 2017. – С. 182-184
3. Глинская Е. В. Модный показ как новый вид искусства / Е. В. Глинская, Л. А. Климова, Г. И. Могилевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 336-339. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54393/ (дата обращения: 07.04.2023).
4. Гнедич Р.П. Всемирная история искусств. Москва, «Современник», 1996 г. – С.158
5. Герасимова Ю. Л. История дефиле. Стилистика, образ в современном дефиле. (тезисы)/ Ю. Л. Герасимова//Тенденции и перспективы развития легкой промышленности. Повышения конкурентоспособности товаров в период подготовки к вступлению России в ВТО: сб. материалов Междунар. научн.-практич. конф., 20–23 апр. 2005г. – Омск:. Омский гос. Институт сервиса – 2005г. – С.58
6. Грицак Е. Н. «Популярная история моды» – М: АСТ Москва, 2009 – С.123–124
7. Гуцол С. Ю. Феномен моды в зеркале семиотического подхода / С. Ю. Гуцол//Вестник НТУУ «КПИ», выпуск 3, 2008г– 7 стр.
8. Гофман А. Б. «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения». 3–е изд. – Спб.: Питер, 2004 – c.13–15
9. Зелент Ш. Мода. Век модельеров 1900–1999. – Кеin Kenemann, 2000. – 665 с.
10. Жиляева А. А. Особенности современной моды / А. А. Жиляева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 450–451. – URL: https://moluch.ru/archive/311/70303/ (дата обращения: 05.04.2023).
11. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. М., 2005. – С.54
12. Зиммель Г. Психология моды // Научное обозрение. 2001, № 5. – С. 10
13. Иванцова А. А. Мода в городской среде / А. А. Иванцова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 44 (178). – С. 193–195. – URL: https://moluch.ru/archive/178/46186/ (дата обращения: 05.04.2023).
14. История цивилизации. Новое время XIV-XIX вв. III том, Москва, «ЭКСМО-Пресс», 1998 г. – С. 196–198.
15. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма: Учебное пособие. СПб.: СПГУТД. 2000. - 370 с.
16. Калашникова Н.М. Этнические традиции в культуре современного города //Этнокультурные процессы: Традиция и современность. Л., 1991. С.69-81
17. Мерцалова М.Н.. Костюм разных времен и народов [Текст] : В 4 т. / М. Н. Мерцалова. - Москва : Академия моды, 1993-. - 22 с.
18. Мода, которая доступна для каждого человека. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 4 (138). – URL: https://moluch.ru/archive/138/45261/ (дата обращения: 05.04.2023).
19. Сколота, З. Н. Современное искусство: формы и технологии / З. Н. Сколота. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 852-856. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8215/ (дата обращения: 07.04.2023).
20. Соколова В. Е. Понятие «модный образ» с позиции художника–модельера и непосредственного носителя образа / В. Е. Соколова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 890–892. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24536/ (дата обращения: 05.04.2023).
21. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в историю и теорию: учебное пособие. – СПб., 1999. – С. 31
22. Петров Л.В. Мода как общественное явление. – Москва: Знание, 1974. – 32 с.
23. Фёдорова Е. И. Феномен моды в современном социуме / Е. И. Фёдорова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 40 (174). – С. 192–195. – URL: https://moluch.ru/archive/174/45784/ (дата обращения: 05.04.2023).
24. Шумидуб А. Д. Инструменты продвижения российских брендов устойчивой моды / А. Д. Шумидуб. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 37 (432). – С. 65–67. – URL: https://moluch.ru/archive/432/94899/ (дата обращения: 05.04.2023).
Интернет-источники:
1. Статья из электронного журнала Forbes, Высокие отношения: как современное искусство влияет на моду (Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/425805-vysokie-otnosheniya-kak-sovremennoe-iskusstvo-vliyaet-na-modu)
2. Статья из интернет-портала «Том Сойер»,История бренда Moschino (Режим доступа: http://tom6.ru/istoriya-brendov-odezhdy/istoriya-brenda-moschino)
3. Статья из интернет- портала Pro-нововости «Страсти по Пикассо от Moschino» (Режим доступа: https://artchive.ru/news/4175~Strasti_po_Pikasso_ot_Moschino_Kollektsiju_posvjaschennuju_geniju_pokazali_v_Milane)
4. Статья из интернет- портала Blueprint «Показ Moschino по мотивам картин Пикассо» (Режим доступа: https://theblueprint.ru/fashion/events/moschino-picasso)