Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день приоритетным направлением в обучении русскому языку при введении в Государственную начальную школу является развитие устной и письменной речевой деятельности учащихся. Таким образом, формирование речевых навыков младшего школьного возраста определяется задачами обучения и требованиями к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся, заявленными в программе об образовании и требованиями государства. Одним из факторов общего развития личности является формирование речи ребенка. Это способ приобщения учащегося к культуре, условие его самосовершенствования, его способности к общению, познанию нового, усвоению культурных ценностей.
С введением ФГОС НОО наиболее актуальной в методике преподавания стала проблема развития речи младших школьников.
Проблема развития речевого аппарата у младших школьников является актуальной по ряду причин. Речевое развитие детей младшего школьного возраста важно по нескольким причинам. Во-первых, это основа для успешной учебы – дети должны быть способны понимать и выражать свои мысли, чтобы учиться новому материалу. Во-вторых, хороший уровень речи помогает детям лучше общаться со сверстниками и взрослыми, что влияет на их социальную адаптацию. Наконец, развитие речи связано с когнитивным развитием - чем больше слов знает ребенок и чем лучше он умеет с ними работать, тем более сложные задачи он может решать.
Актуальность исследования заключается в следующем: во-первых, несмотря на обширные исследования онтогенеза речи, проведенные за последнее столетие, роль словесного творчества и организованного литературного воспитания в формировании речи детей до сих пор недостаточно освещена в психологии; во-вторых, психолого-педагогическая модель речевого развития детей, реализуемая в народном образовании, нуждается в существенной корректировке, так как учебно-методическое обеспечение, развернутое на основе этой модели, оказывается неадекватным задачам, стоящим перед всеми сторонами образовательного процесса; в-третьих, повсеместно отмечаемый низкий уровень эссе, публичных выступлений, неточностей и ненормативной лексики в письмах, монологах и диалогах и т. д. позволяет говорить о снижении качества речи как о национальной трагедии, противопоставить которой можно только осмысленное и экспериментально доказанная трансформация стратегии и тактики школьного обучения, направленная на развитие речи.
Развитие речи учащихся является важнейшим аспектом обучения родному языку. Коммуникативному воспитанию школьников в последнее время придается особое значение, так как успехи в развитии речи определяют эффективность и результативность овладения другими учебными дисциплинами, создают условия для активной и осознанной общественной жизни, вооружают детей личными жизненными потребностями, речевыми навыками, и культура развития речи. В этом направлении одной из актуальных проблем является изучение связной речевой деятельности, поиск подходящих методов и приемов, форм и средств речевой деятельности детей [5].
Речь выполняет функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей, являясь одним из основных показателей культуры, интеллекта человека, а также уровня его культуры и интеллекта [3].
Задача учителя в развитии речи младших школьников заключается в том, чтобы помочь детям улучшить свою коммуникативную компетенцию, расширить словарный запас, научиться грамотно строить предложения и выражать свои мысли. Кроме того, учитель должен стимулировать интерес детей к чтению и выступлениям перед публикой, а также учить их эффективно использовать язык для решения различных задач и социальных ситуаций. Учитель должен стимулировать младших школьников на развитие речи, так как это важный этап их языкового развития, который имеет прямое отношение к успешности обучения. Это может включать в себя проведение уроков по развитию речи, чтение вслух, обсуждение текстов, игры слов и другие активности, которые помогут детям расширить свой словарный запас, улучшить грамматику и ораторские навыки.
Речевое развитие детей младшего школьного возраста происходит с помощью методик, таких как:
1. Обучение чтению и письму
2. Развитие фонематического слуха и звуковой анализ
3. Развитие лексического запаса через чтение книг и общение с окружающими людьми
4. Развитие грамматических навыков через игры и упражнения на правильное построение предложений
5. Пропедевтика речи и коррекция нарушений речи с помощью специальных упражнений и игр. Но каждый ребенок уникален, поэтому может потребоваться индивидуальный подход к развитию их речи.
Необходимо понять, что для развития речи у младших школьников целесообразно учитывать каждую ситуацию индивидуально. Это позволит более точно определить причину нарушения и подобрать наиболее эффективные методы коррекции и развития речи в каждом конкретном случае.
Упражнения, которые могут помочь развить речь младших школьников:
1. Чтение вслух и обсуждение прочитанного.
2. Игры на развитие фонематического слуха (различение звуков и создание слов из них).
3. Составление предложений из слов, данные в случайном порядке.
4. Рассказ о своём дне или о чём-то интересном, что произошло.
5. Объяснение значений слов, используемых в повседневной жизни.
6. Упражнения на правильное произношение слов.
7. Оформление рисунков описаниями.
8. Диктанты, чтобы отработать правописание и грамматику. [1]
Таким образом, развитие речи у младших школьников, играет важную роль в поддержании их здоровья и развития. Развитие языковой компетенции учеников является одним из приоритетных направлений работы учителя начальных классов. Поэтому необходимо использовать различные упражнения и игры для развития речи, использовать индивидуальный подход.
Стихосложение - типичный деятельностный компонент методической системы развития дошкольников. Это справедливо (в разной степени) для любой формы, т. е. способа организации деятельности обучающихся под руководством педагога-воспитателя: почти любой воспитанник детского сада способен и практически готов к такой специфической мыслительной и речевой деятельности, как стихосложение, под индивидуальным руководством воспитателя. Этот логический вывод позволяет констатировать объективную необходимость наличия (как необходимое условие наличия компонента в системе) такой учебной деятельности, как «стихотворение», в структуре методической системы развития речи дошкольников.
При этом помимо указанного необходимого условия следует указать следующее:
- групповые занятия стихосложением принципиально не отличаются от рассмотренных выше индивидуальных занятий - педагог (при наличии необходимой квалификации) общается с несколькими дошкольниками ( это группа) [4, 5, 10],
– коллективные (отличаются от групповых тем тем, что педагог-воспитатель одновременно взаимодействует со всей формально закрепленной группой воспитанников) [4, 5],
– самостоятельные (дошкольник самостоятельно выполняет задачи воспитателя) [9, с. 120-122].
При этом организационную форму обучения следует характеризовать как специально организованную деятельность по воспитанию и обучению, предусматривающую, помимо непосредственного развития речевых навыков, интеграцию различных других видов деятельности дошкольников: познавательной, коммуникативной., визуальной, музыкальной и др. [4, 8, 11].
Представляется актуальным обратить внимание на дидактический и воспитательный потенциал рассматриваемого компонента методической системы развития речи в современных моделях образовательных пространств. В результате анализа описания в научной литературе методологических подходов, теоретических основ проектирования образовательных пространств, опыта реализации заложенных в них педагогических технологий, соответствующих методов обучения и воспитания удалось выявить ряд моделей ориентирован на успешное развитие речевых навыков.
1) Модель развивающего пространства (среды). В образовательной организации дошкольного образования. Дошкольник усваивает опыт как практического, так и эмоционального воздействия как со сверстниками, так и со «взрослыми» [12, 20, 21].
2) Модель «обогащенного» речевого пространства (среды). Речевая среда представляет собой совокупность факторов, собранных воедино, которые положительно или отрицательно влияют на речевое развитие ребенка. Основную роль играет принадлежность образовательной среды к «обогащенной» или «необогащенной». Подробнее см. [9, с. 74].
3) Модели, предусматривающие «ориентацию» педагогов и других специалистов, работающих в сфере дошкольного образования (педагогов дополнительного образования и др.), на методы развития речи при проектировании учебно-воспитательного процесса во всех видах образовательных деятельности дошкольников [15, 16, 17].
Таким образом, независимо от выбранной модели при разработке методической системы развития речи необходимо в первую очередь предусмотреть расширение и закрепление словарного запаса, образование слов, являющихся обобщением для группы понятий, в том числе сочетающих слова по принципу вида, цели, рифмовки и т. д. составление словосочетаний, объединяющих слова по разным причинам: размеру, ритму, интонационному ударению. Это логически приводит к выводу, что стихосложение является необходимым компонентом современной методической системы развития речи. В то же время следует подчеркнуть, что рассматриваемого компонента недостаточно для такой методологической системы.
Все компоненты должны быть логически и структурно связаны, чтобы обеспечить целостность методической системы развития речи и, соответственно, учебного процесса, направленного на развитие речи.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.1 Анализ международных документов
Аргумент №1: Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948) - Статья 26 (пункт 2).
«Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и на повышение уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно способствовать миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций».
Аргумент №2: Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948) - Статья 29 (пункт 1).
«У каждого человека есть обязанности перед обществом, в котором возможно только свободное и полное развитие его личности».
Аргумент №3: Конвенция о правах ребёнка (принята 20.11.1989) – Преамбула (абзац 8).
«...Считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитываться в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности...».
Аргумент №4: Конвенция о правах ребёнка (принята 20.11.1989) – Статья 24 (пункт 1).
«Государства-участники признают, что умственно или физически неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, повышающих его уверенность в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.».
Аргумент №5: Конвенция о правах ребёнка (принята 20.11.1989) – Статья 27 (пункт 1).
«Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.».
Аргумент №6: Конвенция о правах ребёнка (принята 20.11.1989) – Статья 29 (пункт 1, d).
«Государства-участники соглашаются, что воспитание ребенка должно быть направлено на: <...> подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равенства мужчин и женщин и дружбы между всеми народы, этнические, национальные и религиозные группы, а также лица из числа коренного населения».
1.2 Анализ национальных документов
Аргумент №7: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Познавательно - речевое развитие. Образовательная область «Коммуникация»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Аргумент №8: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г.
ФГОС большое внимание уделяет развитию речи в рамках развития коммуникативной универсальной учебной деятельности.
Плановые результаты обучения, применимые к уровню развития речи в соответствии с ФГОС, следующие:
В сфере коммуникативной универсальной учебной деятельности выпускники приобретут умение учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия активности в речи.
Раздел «Коммуникативная универсальная учебная деятельность»
Выпускник узнает:
- допускать возможность наличия у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать различные мнения и стремиться координировать различные позиции в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации конфликта интересов;
- строить понятные партнеру высказывания с учетом того, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- следить за действиями партнера;
- использовать речь для регуляции своих действий;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник будет иметь возможность узнать:
- учитывать и согласовывать в сотрудничестве отличные от собственных позиции других людей;
- учитывать различные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и согласовывать ее с позициями партнеров по сотрудничеству при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей общения достаточно точно, последовательно и полно донести до партнера необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности.
Аргумент №9: Профессиональный стандарт педагога от 18.10. 2013 г. № 544н (ред. от 05.08.2016).
Профессиональный стандарт является более гибким в плане компетенций, Минтруда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, действия, необходимые навыки, знания и умения. Он дополняется новыми педагогическими компетенциями, например, работа с одаренными учащимися, обучение русскому языку учащихся, для которых он не является родным, работа со школьниками с проблемами в развитии и др.
Также изменены требования к профессиональному стандарту педагога. Стандарт должен побуждать учителя к поиску нестандартных решений, а не просто быть инструментом жесткого контроля его деятельности.
Особенностью данного документа является значительное повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений прямо указывает на необходимость соответствующей психологической подготовки.
Документ содержит требования к преподавателю: Специалисты, принимаемые на работу в образовательное учреждение на должность учителя или воспитателя, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или по специальности, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности). Высшее или среднее и дополнительное профессиональное образование допускается в сфере деятельности образовательного учреждения. Однако требований к практическому опыту работы в стандарте нет.
В этом документе указаны трудовые функции, которыми должен обладать педагог: общепедагогическая (учебная); образовательная; развивающая.
Учитель, реализуя функции обучения, воспитания и развития своих учеников, должен знать:
предмет, преподаваемый в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его история и место в мировой культуре и науке;
история, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, а также роль и место образования в жизни личности и общества;
основные закономерности и особенности развития личности, а также семейные отношения, позволяющие эффективно работать с родителями учащихся;
способы достижения и способы оценки результатов обучения; основы методов обучения, виды и приемы современных педагогических технологий;
рабочая программа и методика преподавания по определенному предмету; приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы (иные нормативные правовые акты), регулирующие образование в России;
нормативные документы по обучению и воспитанию детей и молодежи;
нормативные правовые документы, регламентирующие организацию и проведение мероприятий вне территории образовательных учреждений (экскурсий, походов и экспедиций);
трудовое законодательство и др.
При этом педагог должен соблюдать правовые, морально-этические нормы и требования профессиональной этики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 18.08.2021).
2. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 18.08.2021)
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 18.08.2021).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г., № 197-ФЗ: ред. от 24.04.2020 г. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 18.08.2021).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.08.2021).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 N 373 (ред. 22.09.2011) // ФГОС: Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 18.08.2021).
7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 18.08.2021).
8. Бунеева Е. В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования в образовательной системе «Школа 2100». – Челябинск, 2009. – С. 6-9
9. Грехова, И. П. Стихосложение как форма развития детской речи в норме и патологии / И. П. Грехова, М. В. Самойлова // Северный регион: наука, образование, культура. – 2010. – № 2(22). – С. 19-25. – EDN VTZWHF.
10. Грехова, И. П. Проектная форма организации речевого развития детей (на примере курса "Стихосложение") / И. П. Грехова // Вестник государственного университета Дубна. Серия: Науки о человеке и обществе. – 2018. – № 4. – С. 65-76. – EDN UERVOL.
11. Зацепина М. Б. Формирование художественно-эстетической культуры дошкольника и младшего школьника. Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IXнауч. — практич. конф.// под общ. Ред. Г. П. Новиковой — Ярославль — Москва: Издательство «Канцлер»,2018. С. 37–39.
12. Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? – М., 1994. – С. 21
13. Иванова В.А., Кормушина Е.А. Вегетативная регуляция как маркер системного дисбаланса у детей младшего возраста с социально-эмоциональными расстройствами. // Санкт-Петербург: ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, 2020. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41246474 (дата обращения: 18.08.2021).
14. Иванова В.А., Пономаренко Г.Н., Шангин А.Б. Реабилитация детей младшего возраста с социально-эмоциональными расстройствами: современные направления развития. // Самара: Медицинский университет «Реавиз», 2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42575369 (дата обращения: 18.08.2021).
15. Козлов Н.В., Красноперова Н.А. Потребность личности в социальном взаимодействии и принятии других как проявление социального интеллекта. // Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41246474 (дата обращения: 18.08.2021).
16. Мишанова О. Г. Применение системы речетворческих и риторических задач в процессе обучения младших школьников русскому языку // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-4.
17. Савельева Л. В. Гармонизирующая модель начального языкового образования как условие реализации познавательного потенциала школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2009. – 46 с.
18. Сидорова Е.Э., Баянаева Н.А. Развитие навыков сотрудничества младших школьников посредством сингапурской технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-sotrudnichestva-mladshih-shkolnikov-posredstvom-singapurskoy-tehnologii (дата обращения: 23.04.2023).
19. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 1996. 334 с
20. Торренс Э.П. Психология общих способностей. М.: Просвещение, 1937. 198 с.
21. Трофимова, Е. И. Стихосложение как компонент методической системы речевого развития дошкольников / Е. И. Трофимова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 14-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/16993/ (дата обращения: 24.04.2023).
22. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. // Москва: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.) URL: http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp (дата обращения: 23.04.2023).
23. Чан-Ха-ли Ю. С. Теоретические основы развития у школьников умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности при формировании лингвистической компетенции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 2 (40). – С. 341-345
24. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: КДУ, 2005. 400 с
25. Aznar, A. , & Tenenbaum, H . (2013) . Spanish parents' emotion talk and their children's understanding of emotion . Frontiers in Psychology, 4, 670 . DOI: 10 .3389/ fpsyg.2013 .00670
26. Dunn, J. , Bretherton, I . , & Munn, P. (1987) . Conversations about feeling states between mothers and their young children Developmental psychology, 23, 132-139 DOI: 10 .1037/0012-1649 .23 .1.132
27. Dunn, J . , Brown, J . , & Beardsall, L .(1991) . Family talk about feeling states and children's later understanding of others' emotions . Developmental psychology, 27, 448-455 .
28. Dunn, L . M . , & Dunn, D . M . (2007) . PPVT-4: Peabody picture vocabulary test Minneapolis MN : Pearson Assessments
29. Olson D.R. The world on paper. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994.
30. Pons, F. , Harris, P. L . , & de Rosnay, M . (2004) . Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization . European Journal of Developmental Psychology, 1, 127-152 .DOI: 10 .1080/17405620344000022
31. Pons, F. , Lawson, J . , Harris, P. L . , & De Rosnay, M . (2003) . Individual differences in children's emotion understanding: Effects of age and language . Scandinavian journal of psychology, 44, 347-353 . DOI: 10 .1111/1467-9450 .00354
32. Ridgeway, D . , Waters, E . , & Kuczaj, S . A . (1985) . Acquisition of emotion-descriptive language: Receptive and productive vocabulary norms for ages 18 months to 6 years . Developmental Psychology, 21, 901-908 . DOI: 10 .1037/0012-1649 .21.5 .901