Фрагмент для ознакомления
2
Выбор профессии – это один из самых важных этапов в жизни человека, который может существенно повлиять на его будущее. Неудачный выбор профессии может привести к неудовлетворенности работой, стрессу, депрессии и другим проблемам. Поэтому, готовность к выбору профессии играет ключевую роль в жизни старшеклассников.
Одним из главных психологических аспектов готовности к выбору профессии является самоопределение. Старшеклассники должны понимать свои интересы, таланты, возможности, ценности и жизненные цели. Это поможет им определиться с выбором профессии, которая будет соответствовать их потребностям и желаниям.
Проблема профессиональной подготовки школьников является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Современный мир требует от людей умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, а наличие профессиональных навыков является одним из основных факторов успеха в этом процессе.
Кроме того, хорошая профессиональная подготовка дает возможность школьникам лучше понимать свои возможности и ориентироваться в выборе будущей профессии. Это позволяет им раньше начать работать над развитием нужных навыков и получить необходимые знания, чтобы в будущем достичь успеха в выбранной сфере деятельности.
Решение проблемы профессиональной подготовки школьников является задачей не только образовательных учреждений, но и всего общества. Важно создать условия для того, чтобы каждый ребенок имел возможность получить качественное образование и развить свой потенциал. Только тогда мы сможем обеспечить будущее нашей стране и обществу в целом.
В современном образовании важно обеспечить учащихся подготовку к выбору профессии и успешному вхождению в мир профессионального труда. Современные старшеклассники должны определиться с профессиональным выбором еще до окончания школы. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013), одной из стратегических задач общего образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии.
Чтобы решить проблему формирования готовности старшеклассников к выбору профессии, можно использовать следующие направления:
• уделять больше внимания общественно значимым мотивам выбора профессии (Павлютенков Е.М.);
• применять системный подход к профориентации школьников (Сахаров В.Ф., Степаненков Н.К.);
• использовать систему профориентации, которая дает школьникам необходимые знания в мире профессий и умения объективно оценивать свои индивидуальные особенности (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Садретдинова З.В., Чистякова С.Н. и Федоришин Б.А.);
• применять диагностические методики изучения личности школьников, чтобы оказывать индивидуальную помощь в выборе профессии (Воронин Н.П., Забродин Ю.М., Шадриков В.Д.);
• использовать теоретические и методологические основы профессиональной консультации молодежи и банк профессиокарт (Климов Е.А., Пряжников Н.С.) и др.
Согласно исследованиям отечественных ученых (Голомшток А.Е., Елканов С.Б., Кон И.С., Фельдштейн Д.И. и др.), юношеский возраст является периодом уточнения своего социально-профессионального статуса. Однако в образовательной деятельности современной школы реализация задач профессиональной ориентации старшеклассников осуществляется не всегда полно и недостаточно системно, слабо используются образовательно-воспитательные возможности системы профориентационной работы по определению интересов, способностей, склонностей, намерений, готовности учащихся к определенному виду деятельности.
Для повышения эффективности профориентационной работы среди школьников, как требует современное образование, необходимо исследовать профессиональные намерения и готовность старшеклассников к овладению какой-либо профессией, а также решать проблему комплексного психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора учащихся старших классов [1].
Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности к осознанному выбору профессии сегодня приобретает особое значение. Исследование данной проблемы является одним из перспективных направлений педагогики и психологии. Значимость психолого-педагогического сопровождения раскрыта в федеральных нормативно-правовых актах Российской Федерации: Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (1996); в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы в качестве ведущей цели выступает «совершенствование трудового воспитания старшеклассников на основе профильной ориентации и создание условий для их адекватного профессионального выбора» (Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абдуллаева М.М. / Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход – 2004. – Том 25. – № 5. – С. 32-42.
2. Афанасьева, Н. В. Твой выбор / Н. В. Афанасьева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 365 с.
3. Белянина О.А. / Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения: Приволжский Дом знаний, 2008. – 176 с.
4. Богословская О.А. / Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии / Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С. 44-47.
5. Климов Е.А. / Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов на Дону : Феникс, 2013. – 450 с.
6. Климов Е.А. / Как выбирать профессию / Е. А. Климов. – Москва : Сфера, 2015. – 509 с.
7. Лысакова Г.Н. / Организация профориентационной работы в школе: сборник инструктивно-методических материалов – Биробиджан : ОблИПКПР, 2014. – 28 с.
8. Мартынова С.С. / Профессиональная ориентация школьников / С. С. Мартынова. – Омск : ОмГПУ, 2016. – 196 с.
9. Немов Н.В. / управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учебно-методическое пособие / Н. В. Немов. – Москва : АПК и ПРО, 2015. – 68 с.
10. Мещеряков Б.Г. / Большой психологический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.koob.ru/
11. Микаэлян Д.А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont. 58
12. Овчарова Р.В. / Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://log-in.ru/books/
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://royallib.com/read/
14. Чащина, Е. С. Комплексное сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников (на примере сельской профильной школы) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika