Фрагмент для ознакомления
2
Черноморский историко-краеведческий музей находится недалеко от центра пгт Черноморское на улице Революции. Античному периоду в регионе посвящены два музейных зала и лапидарий, в которых представлены находки, полученные в ходе работ Тарханкутской (начальник А.Н. Щеглов) и Донузлавской (О.Д. Дашевская, С.Б. Ланцов) археологических экспедиций, Западно-Крымской экспедиции Института археологии АН УССР (В.А. Кутайсов) и некоторых других.
Большая часть античной коллекции Черноморского музея представлена изделиями из керамики. Это не удивительно, поскольку в жизни древних обществ керамика играла очень существенную роль. Она использовалась во всех сферах жизни человека, сопровождая его на протяжении всей жизни, ведь младенцев кормили из расписных гуттусов, а умерших хоронили в керамических или черепичных гробах [3]. Разноплановым было использование керамической посуды, особенно дорогих расписных сосудов. Помимо своего прямого назначения, расписные керамические вазы были украшением античных жилищ, что подтверждается изображениями на самих вазах. Например, килики и лекифы могли развешивать на стенах. Некоторые сосуды имели очень узкое предназначение, например, свадебные лебеты, леканы и пиксиды использовали исключительно для брачной церемонии и хранили в специальных помещениях. Дорогую расписную посуду могли использовать и в качестве дара или посвящать богам. Отношение к ней было очень бережным, некоторые сосуды не только использовались на протяжении всей жизни их владельца, но могли передаваться по наследству.
Формы и размеры сосудов очень разнообразны. От огромных 2-метровых пифосов, которые закапывались в землю для хранения продуктов до небольших асков, пиксид и гуттусов [3]. В коллекции Черноморского историко-краеведческого музея расписной керамики не много, большая часть коллекции представлена утилитарной посудой разных центров керамического производства. По большей части это местная керамика, которая изготовлялась в Херсонесе, достаточно много тарных сосудов из таких крупных античных центров, как Гераклея, Синопа, Родос, Колхида. Встречается много лепной посуды.
В залах музея представлена большая коллекция античных амфор, найденных во время раскопок на территории Тарханкутского полуострова и отреставрированных. Амфоры в древности использовались для перевозки и хранения вин, оливкового масла, сыпучих продуктов и воды. Все они имеют заостренное коническое дно, и представлены двумя основными типами, которые отличаются формой горла – либо горло плавно переходит в тулово, либо вида четко выраженная шейка (илл. 1-2). На ручках амфор ставились клейма производственных центров и именами магистратов.
Из часто встречающихся в коллекции типов сосудов можно выделить также пелики, кратеры, гидрии, леканы, канфары, килики, кувшины, миски и кастрюли (илл. 4, 8). Пелика, по сути, разновидность амфоры, предназначенная для хранения масла, вина и воды. Для смешивания вина с водой в античности использовались кратеры – достаточно объемные сосуды с широким устьем, чтобы можно легко зачерпывать разбавленное вино. Большие трехручные кувшины – гидрии – использовались для переноски и хранения воды. Боковые горизонтальные ручки гидрии использовали для подъема и переноски сосуда, вертикальную ручку, расположенную на горле – для слива воды. Леканы – глубокие чаши с крышками – чаще всего использовали в качестве шкатулок. Самыми популярными сосудами для питья были канфары и килики.
Рассмотрим подробнее археологическую коллекцию музея. Первая витрина в археологическом зале 1 знакомит посетителей с исследователями Тарханкутского полуострова (илл. 7). Здесь представлены портреты ученых, которые одними из первых начали изучение Тарханкутского полуострова – Л.А. Моисеева, М.А. Наливкиной и П.Н. Щульца, а также начальника Тарханкутской экспедиции А.Н. Щеглова и начальника археологической экспедиции МГУ на поселении Маслины В.А. Латышевой.
Следует отметить, что территория полуострова богата археологическими памятниками, ведь первые следы пребывания здесь человека относятся к эпохе неолита. В связи с этим в одной из первых витрин зала представлены археологические находки этого периода – фрагменты лепной керамики и каменные орудия труда.
Экспозиция, рассказывающая о периоде античности на территории региона, начинается с карты «Археологические памятники Черноморского района», на которой отмечены как древнегреческие городища и поселения, так и скифские курганы и современные поселки. Справедливости ради следует заметить, что исследования последних десятилетий в регионе существенно уточнили эту карту и памятников археологии на ней должно быть отмечено в разы больше.
Античные поселения на Тарханкутском полуострове появляются в IV в. до н.э. и большинство их связано с колонизаторской деятельностью Херсонеса в этом регионе. Одним из первых в глубине бухты Узкая появилось городище Калос Лимен – «Прекрасная Гавань». Наиболее ценные находки с этого памятника представлены во второй витрине – это ойнохоя, гуттус, лекиф, канфар и килик (илл. 8). Лекиф высотой 7,0 см. Глина светло-коричневая, лак черный тусклый. Канфар высотой 12,5 см из светло-розовой глины с мелкими блестками, нижняя часть сосуда кораллового цвета, орнамент выполнен светло-коричневой и белой глиной.
Городище Калос Лимен являлось центром дальней хоры Херсонеса, остальная территория распределялась между укрепленными и неукрепленными сельскохозяйственными усадьбами, наиболее крупными из которых были поселения Панское 1, Беляус, Кульчук, Караджа, Межводное, Маслины. Во время раскопок в усадьбе у бухты Ветряной Тарханкутской экспедицией был открыт склад пифосов. Это открытие позволило произвести расчеты и определить объем основной продукции хозяйства по производству хлеба и вина. Три винных пифоса вмещали порядка 2600 литров вина, емкости, отведенные под хлеб, вмещали 5,5 тонн зерна [15, с. 95-96].
Надо отметить, что античная коллекция Черноморского историко-краеведческого музея включается в себя не только предметы гончарной посуды. Например, в витрине с находками из поселения в Межводном представлен рельеф «Пирующий Геракл» (илл. 10). Он выполнен местным мастером и, вероятно, был укреплен на стене напротив алтаря. Это не единственное изображение Геракла, найденное археологами во время раскопок в Северо-Западном Крыму. Рельефы с изображением этого божества были обнаружены в Керкинитиде, в окрестностях Сак, на городище «Чайка», на поселениях Панское 1, Беляус и Кульчук. Культ Геракла был весьма популярен на территории всего Херсонесского государства. Геракл выступает как покровитель и заступник мелких производителей, свободных и зависимых ремесленников и земледельцев [15, с. 138-139]. Применительно к культу Геракла в Херсонесском государстве, нужно подчеркнуть, что он здесь выступает как покровитель гражданской общины. При этом в отличие от эллинской традиции, здесь Геракл представлен в минуту покоя. А.Н. Щеглов считал, в подобных рельефах следует видеть героя-победителя, который носил эпиклезу Сотера – спасителя, охранителя. В этой же витрине расположен макет еще одной сельскохозяйственной усадьбы – Кастель.
Следующие витрины рассказывают о поселениях Маслины, Беляус и Кульчук. Здесь, по большей части, представлена столовая посуда – кувшины, кастрюли, миски, сковороды и т.п. Макет поселения Маслины дает четкое представление о пространственной планировке античных укрепленных усадеб, стены и башни которых плотно примыкая друг к другу образовывали единую линию обороны. Внутренние дворы покрывались вымосткой, проводились водостоки, копались колодцы, которых в Северо-Западном Крыму обнаружено достаточно много.
Второй археологический зал рассказывает об исследовании поселения Панское 1. Как отмечал А.Н. Щеглов, раскопки поселения начались с письма местного жителя Г.И. Алещенко, который обнаружил там остатки керамики [15, с. 132]. Раскопки поселения начались в 1969 г. и сразу обратила на себя внимание уникальность этого памятника. Такого рода античные поселения – собранных вместе огромных квадратных сельских усадеб – еще не были известны. Поселение, видимо, изначально Хесонесу не принадлежало, как и Калос Лимен, а вошло в его состав в результате военной операции. Поэтому витрина №1 посвящена первоначальному облику этого населенного пункта – карта, первоначальный план, фотографии памятника и фрагменты керамики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. А. Н. Щеглов // Археологические вести. — 2004. — № 11. — С. 11.
2. Александру Николаевичу Щеглову семьдесят лет // Херсонесский сборник. — 2004. — Вып. 13. — С. 3-4.
3. Античные памятники Тарханкута. — СПб., 2015.
4. Виноградов, Ю.А., Марченко, К.К. Памяти Александра Николаевича Щеглова (17.10.1933 – 28.06.2009) / Ю.А. Виноградов, К.К. Марченко // Записки ИИМК РАН. — Вып. 4. — С. 259-261.
5. Гарипов, А.С., Смекалова, Т.Н. А.Н. Щеглов – инициатор внедрения естественнонаучных методов в археологию Северо-Западного Крыма / А.С. Гарипов, Т.Н. Смекалова // Боспорские чтения. — 2016. — № XVII. — С. 127-133.
6. Кутайсов, В.А. История исследования античных памятников Северо-Западного Крыма / В.А. Кутайсов // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. — 2011. — Вып. XVII.
7. Постановление Верховной Рады АРК № 1463-2/2000 от 18.10.2000 «Об изменениях в составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, и совершенствование управления им».
8. Прохорова, Т.А. К.К. Косцюшко-Валюжинич – истинный апостол Херсонеса наших дней / Т.А. Прохорова // Археология средневекового храма. Материалы научной конференции, посвященной 170-летию К.К. Косцюшко-Валюжинича. Ред.-сост. В.В. Майко, Т.Ю. Яшаева. — 2017. — С. 62-66.
9. Пушкарев, С.Н. «Помню, как все начиналось...» / С.Н. Пушкарев // Калос Лимен: музей и заповедник /Сост. З.И. Пысач. — Симферополь, 2012. — С. 16-21.
10. Пысач, З.И. Из истории создания музея / З.И. Пысач // Калос Лимен: музей и заповедник /Сост. З.И. Пысач. — Симферополь, 2012. — С. 22-27.
11. Тихонов, И.Л. Александр Николаевич Щеглов / И.Л. Тихонов // Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII –ХХ вв. — СПб., 2012.
12. Тункина, И.В. Русская наука о классических древностях юга России XVIII – первая половина XIX в. / И.В. Тункина. — СПб., 2004.
13. Щеглов, А.Н. Подвиги Геракла: по памятникам Херсонеса Таврического / А.Н. Щеглов. — Л., 1964.
14. Щеглов, А.Н. Жилой дом эллинистического Калос Лимена (Опыт реконструкции) / А.Н. Щеглов. // Художественная культура и археология античного мира. — М., 1976. — С. 232–238.
15. Щеглов, А.Н. Полис и хора / А.Н. Щеглов. — Симферополь, 1976.
16. Щеглов, А.Н. Комплексные методы исследования в археологии / А.Н. Щеглов // Природа. — Вып. 4. — 1977. — С. 78–81.
17. Щеглов, А.Н. Северо-Западный Крым в античную эпоху / А.Н. Щеглов. — Л., 1978.
18. Щеглов, А.Н. Археология изнутри (О новых методах в полевой археологии) / А.Н. Щеглов // Знание – сила. — 1980. — №4. — С. 30-33.
19. Щеглов, А.Н. Тавры и греческие колонии в Таврике / А.Н. Щеглов // Демографическая ситуация в Причерноморье в период Великой греческой колонизации. — Тбилиси, 1981. — С. 204-218.
20. Щеглов, А.Н. Об определении высоты построек по развалам сырцовых стен / А.Н. Щеглов // КСИА. — 1982. — № 172. — С. 50-57.
21. Щеглов, А.Н. 25 лет работ Тарханкутской экспедиции: итоги и перспективы / А.Н. Щеглов // КСИА. — 1985. — Вып. 182. — С. 3-76.
22. Щеглов, А.Н. О греко-варварских взаимодействиях на периферии античного мира / А.Н. Щеглов // Причерноморье в эпоху эллинизма. — Тбилиси, 1985.
23. Guldager Bilde, P., Munk Højte, J., Stolba, V.F. (eds.) The Cauldron of Ariantas. Studies presented to A.N. Ščeglov on the occasion of his 70th birthday / P.Guldager Bilde, J. Munk Højte, V.F. Stolba — Aarhus University Press, 2003.