Фрагмент для ознакомления
2
важная деталь во всей системе мотивации, это все те способы, которые побуждают человека к организационной активности, должному поведению, это влияние на сотрудника материальными или нематериальные стимулами, а также атмосфера в коллективе и отношениями с руководителями. Во главе ресурсов мотивации лежат– стимулы. Умелое и правильное использование стимулов, являются главным успехом организации, удовлетворение сотрудников их потребностей главная цель мотивационного процесса, и подбор подходящих мотивационных ресурсов. Говоря о стимулах нужно помнить, что стимулы– это внутренняя сила, которая движет человеком для достижение поставленной цели. Она может иметь материальное и моральное выражение. Человек, зная, что в конце проделанной работы получит ценное для него вознаграждение, начинает действовать и активизироваться.
Одним из важных функций в мотивации выполняет стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции
2 Особенности мотивации и стимулирования труда государственных служащих
Управление персоналом с точки зрения системы государственной службы рассматривается как механизм реализации кадровой политики субъекта управления, является системой организационных, социально–экономических, психологических, нравственных и иных мероприятий, имеющих нормативно–правовую основу, обеспечивающих рациональное использование способностей человека не только в его собственных интересах, но и в интересах организации.
В исторической призме понятие «управление персоналом государственной службы» в практике функционирования государственной службы отсутствовало. По мнению Ткач Е.Г., это было связано со слабой методологической проработкой и разработанностью данной проблемы и напрямую отражалось на состоянии самой государственной службы и ее особенностей, обусловленной присутствием и занимаемой позицией в сфере общественно полезной деятельности. Несмотря на это, еще в XVIII веке Веблен говорил о том, что высшие и низшие слои общества вовсе не враждебны друг другу, но неразрывно связаны общими взглядами на жизнь. На самом деле рабочие желают не сбросить своих начальников, а стать такими, как те.
Само понятие «управление персоналом на государственной службе» появилось относительно недавно, что объясняет слабую проработанность решения проблем, возникающих на государственной службе, их особенностей, связанных с определением государственной службы как одной из сфер общественно–полезной деятельности.
Должности государственной службы РФ и субъектов РФ разделяют на определенные категории в соответствии с классными чинами государственной службы.
В зависимости от того, какого вида государственную власть рассматривать, служащие делятся на тех, кто работает в:
– представительных органах;
– судебных органах;
– органах исполнительной власти;
– строевых частях;
– иных органах (аппарате Президента, Центральной избирательной комиссии, Центральном банке России, прокуратуре, Счетной палате, аппаратах уполномоченных по правам человека и др.).
Несмотря на существующие различия в направлениях деятельности всех служащих, реализация целей и задач управления персоналом в каждой осуществляется через кадровую службу и непосредственно через кадровую политику. Что касается денежного содержания государственного служащего, то оно состоит из должностного и месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, а также месячных и иных дополнительных выплат. Сложившаяся в России система оплаты труда государственных служащих относится к смешанным. Анализ оплаты труда служащего показывает, что стимулирующей ролью является ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы с определенным диапазоном установления конкретного размера и премии за выполнение особо сложных заданий и важных поручений, которые в свою очередь, не ограничиваются размерами, исходя из фонда оплаты труда.
Иные оставшиеся составляющие денежного содержания четко фиксированы Федеральным законом №79–ФЗ, а также соответствующими указами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами.
Дикая Л.Т. отмечает, что должностной оклад не является стимулом повышения эффективности трудовой деятельности служащего, так как он сам ниже прожиточного минимума. В некоторой степени, он не стоит потраченных сил и трудов, но присвоение более классного чина является одним из материальных стимулов, так как размер денежного содержания незначительно, но повышается.
Если в оплате труда государственных служащих должностной оклад не в полной мере является стимулом для работы, то должны существовать другие методы стимулирования. Это означает, что основным и самым главным стимулом труда выступают ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы.
К дополнительным выплатам относят:
1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на службе, при стаже службы. Тем самым она стимулирует служащих к длительной службе, при этом повышая уровень своей квалификации. Размеры данной надбавки закреплены законодательно.
2. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере до 200 процентов этого оклада. Данная надбавка является наиболее эффективным стимулом работы, так как размер денежного поощрения будет зависеть от результатов работы самого служащего.
3. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Она так же оказывает стимулирующее воздействие, поскольку работа с секретной информацией вызывает особый интерес. Высокий уровень ответственности и пониженный уровень безопасности повлияет на сотрудника, исходя из этого, он будет более детально изучать, и работать с дополнительной информацией о государственной тайне.
4. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается). Они напрямую зависят от индивидуальных заслуг служащих, тем самым являясь огромным стимулом в работе.
5. Ежемесячное денежное поощрение. Оно так же является стимулом для работника, чтобы повысить его трудоспособность.
Из вышесказанного можно с уверенностью сказать, что эффективностью работы государственных служащих является материальное поощрение, которое влечет за собой повышение качества работы государственных органов. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что с точки зрения профессиональной служебной деятельности служащего основным действующим принципом ее стимулирования является сегодня взаимосвязь размера выплат, составляющих денежное содержание служащего, и замещаемой должности службы: чем выше занимаемая должностная позиция – тем выше совокупный размер денежного содержания.
Основное предназначение этого принципа – поддержание иерархии должностей службы, в которой отражается возрастающая степень ответственности служащих, а также создание необходимых предпосылок для стимулирования и стимулирования карьерного роста служащих.
3. Ресурсы мотивации на государственной службе
Государственная служба имеет свою специфику, которая обусловливает ряд требований к государственному служащему. В первую очередь от него требуются нейтральность, беспристрастность, строгая дисциплина, законопослушность.
Его деятельность протекает в рамках нормативных правовых актов. Это во многом и предопределяет характеристику управления персоналом в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197–ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// «Парламентская газета», N 2–5, 05.01.2002
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// СЗ 2004. № 31. Ст. 3215.
3. Федеральный закон N 326–ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»// СЗ 2004. Ст. 3215.
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58–ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»//Там же. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46. Ч. 1. Ст. 4437.
5. Федеральный закон N 166–ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Текст. – М.: Проспект, 2015.– 35с.
6. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»//Там же. 1995. № 3. Ст. 173
7. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих»// Там же. 1995. № 3. Ст. 174; № 25. Ст. 2378; № 33. Ст. 3358; 1996. № 16. Ст. 1833; 1997. № 20. Ст. 2244.
Специальная и научная литература
8. Бугаев В.А. Эволюция взглядов в области мотивации и стимулирования персонала./ Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития.// Самарский государственный экономический университет. – 2013 – № 9.–120–124 с.
9. Варданян, И. С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала / Варданян И. С. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 129–132
10. Виссарионов, А. Регулирование производительности и оплаты труда [Текст] / А. Виссарионов, С. Балацкий, О. Лаврентьева // Экономист. – 2017. –№ 1. – С. 24 – 31.
11. Гришина В.А. Мотивация персонала в рамках системы менеджмента качества промышленного предприятия // Социально–экономические явления и процессы. 2012. № 1. – С. 45–48.
12. Данькова Е.В. Оценка динамики кадровых процессов на государственной гражданской службе // Проблемы профессионального развития и кадровых процессов на государственной гражданской службе: социологический аспект. Монография. Общ. ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд–во ООО «Буки Веди», 2014. С.133.
13. Дикая, Л.Т. Социальная психология труда на новом этапе развития // Психологический журнал. – 2012. – №2. – С. 5–23.
14. Дорофеева, Ю. Мотивация как она есть / Ю. Дорофеева // Служба кадров и персонал. – 2012. – № 9. – С. 15–18.
15. Джинчарадзе Г. Р. Методические аспекты организации процедуры оценки персонала [Текст] / Г. Р. Джинчарадзе // Инженерный вестник Дона. –2012. – № 2. – С. 340–345.
16. Данилова И. С., Чепурнова Ю. М. Совершенствование системы стимулирования труда персонала // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 691–702.
17. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: Наша Волга, 2017. – 240 с.
18. Жук, С. Удовлетворенность трудом и лояльность персонала // Человек и труд. –2016. – №7. – С. 49–53.
19. Журавлев, П.В. и др. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера [Текст] / П.В. Журавлев. – М.: Академия, 2014. – 262 с.
20. Кижеватова, В. Труд и заработная плата: мнение граждан и статистика // Человек и труд. – 2012. – №4. – С. 30–33.
21. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего» : учеб. пособие / Е. И. Комаров. – 2–е изд. – М. : ИНФРА– М, 2014. – 251 с.
22. Мамытов, Е. Проблемы формирования систем, стимулирующих улучшение условий труда // Человек и труд. – 2014. – №5. – С. 58–63.
23. Матирко, В.И. Государственная служба. Сборник нормативн. документов, Дело, 2015. – 397 с.
24. Мелкумова, М.В. Совершенствование системы материального стимулирования труда федеральных государственных служащих. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2015. С. 13–15.
25. Ткач, Е. Г. Мотивация как элемент работы с персоналом [Текст] / Е. Г. Ткач // Новый университет. Серия: Экономика и право, 2012. – № 6. – С. 58–60.