Фрагмент для ознакомления
2
В педагогике существует множество классификаций средств наглядности по различным признакам, например по содержанию и характеру.
Одна из распространенных классификаций, предлагающая выделение трех видов наглядности согласно их содержанию и характеру изображаемого:
• предметная наглядность - это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов, когда учащиеся усваивают материал непосредственно через восприятие изучаемого предмета. Например, изучение растений на уроке биологии. К средствам предметной наглядности относятся: музейные н лабораторные экспонаты, макеты, модели.
• изобразительная наглядность - это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. включающая такие средства, как: фотографии, учебные картины, видеоматериалы, рисунки и аппликации.
• условно-графическая наглядность - представляет собой принцип своеобразного моделирования изучаемого материала.
1.2. Условно-графическая наглядность и ее виды
Условно-графические средства в обучении содействуют восприятию предметов и процессов, создают представления об объективной действительности, и вместе с тем предполагают анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами. Условно-графические средства не только создают у учащихся образные представления, но и формируют понятия отвлеченных связей и зависимостей. Понимание, возникающее в мышлении учащихся, отражает основные, существенные ключевые стороны предметов, явлений и процессов. Именно через лаконичные наглядные средства формируется у учащихся умения наблюдать, описывать, анализировать и дифференцировать. Это позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствует формированию полноценных образов изучаемых понятий, что является основой дидактики. Применение условно-графической наглядности для регулирования познавательной деятельностью в процессе обучения содействует формированию интеллектуального мышления, также сюда относятся визуальное мышление и коммуникативное мышление .
М.Т. Студеникина считает, что условно-графическая наглядность - это формирование представлений и понятий с помощью условных знаков.
А.А. Вагин, отмечает, что условно-графическая наглядность является основой процесса формирования условно-символических образов прошлого, также играет роль в усвоении понятий, выявлении причинно-следственных связей и закономерностей развития исторических или общественных явлений» .
Применяя графическую наглядность, учитель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, бесспорно являющееся, в конечном счете, исходной степенью всякого познания. Оно основывается не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучающимся.
Следует отметить, что условно-графические наглядные средства должны отвечать обшедидактическим, методическим и эргономическим указаниям, от соблюдения этих указаний зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.
Для условно-графические графической наглядности должны быть характерны:
• ориентированность на мотивацию обучения, активировать интерес и завлекать к познавательной деятельности. При анализе учебных материалов, следует считывать, что одним из основополагающих стимулов мотивации является проблемность, которая может оживлять мыслительною или творческую деятельность;
• доступность, другими словами соответствие возрастным особенностям обучающихся, то есть следует давать такой материал, который учащиеся готовы воспринимать;
• содержательность с позиции современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала.
• интерактивность, организация коммуникативных ситуаций;
• дозированность .
Необходимо подчеркнуть, что условно-графические наглядные средства обучения могут играть важную роль в формировании информационно-интегрированной образовательной среды, в которой учитель самостоятельно конструирует и направляет процесс обучения, решает целый комплекс современных дидактических. методических, психологических и эргономических вопросов.
Условно-графические наглядные средства подразделяются на схематические и символические наглядные пособия, которые представляют собой схемы, карты, символы, чертежи и т.д.
В своем исследовании мы остановимся на характеристике видов условно-графической наглядности, наиболее часто используемые педагогами на практике.
1. Таблица - это изображение простого графического материала, основным компонентом графики являются линии и колонки». Количество столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть разное. Таблица проста в использовании и ее легко создавать.
Таблицы, повышающие зрительную наглядность, применяются в печатных и электронных учебных материалах. Значительно легче воспринимается текстовая информация, представленная в виде таблицы.
Главные признаки и критерии создания таблиц - это использование их в тех местах текста, где требуется:
• повышение зрительной наглядности и облегчение восприятия того или иного смыслового фрагмента текста;
• осуществление группировки ряда объектов: произвести систематизацию тех или иных объектов .
Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для объемного использования наглядного разъяснения смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на следующие виды:
I. Разъяснительные - они в кратком виде упрощают восприятие изучаемого теоретического материала, содействуют сознательному его усвоению и запоминаю.
2. Сравнительные - осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы: существенные сопоставимые признаки социальных, исторических, правовых, экономических, политических объектов, типы темперамента человека, типы хозяйств и т.д.
3. Обобщающие или тематические - они подводят итог изучаемого теоретического материала, содействуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, процессов и т.п., самое существенное е них.
4. Хронологические.
Наглядность таблиц во многом определяется компактным расположением материала, которое облегчает сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов (фактов, явлений, признаков, персоналий, событий, документов, процессов) .
Продуманное расположение материала особенно важно при его схематической подаче. В восприятии и понимании текста учащимся должна помочь удачная компоновка его в таблице материала.
При разработке таблиц необходимо следовать следующим требованиям:
• меньше использовать комментарий к словам:
• отступать в верхних, нижних и боковых полях:
• число выбранных ячеек должны соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста и т.п.
Отсюда следует, что таблицы - это простое, но очень эффективное средство формирования познавательных УУД. Таблицы помогают выделить основные фрагменты изучаемого текста, облегчают понимание учебного материала, способствуют запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, а также производят сравнение разных объектов, систематизируют и обобщают.
2. Схема - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок.
3. Графики - один из простых видов наглядности. Это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости. Графики можно использовать при наличии текстовых меток категорий и для отображения разделенных равными интервалами значений, например, месяцев, кварталов или финансовых лет.
4. Диаграмма - это вид условных наглядных пособий; основное их назначение которых наглядно выразить количественные соотношения .
Работа с диаграммой формирует у обучающихся умения видеть за статистическим материалом развитие общественных явлений, определять внутренние связи между ними.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаев Э.Н. Использование визуальной информации в преподавании истории // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 10. – 7-11.
2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5 - 9 классы. М.: Просвещение, 2014. 128 с.
3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
4. Дыкусова Т.В. Роль педагогического проектирования в формировании профессиональных компетенций студентов // Проблемы социально – экономического развития Сибири: научный периодический журнал. Братск: издательство БрГУ, 2016. № 1. С. 169 - 174
5. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV - VIII классы): пособие для учителей – М.: Просвещение, 1978. 144 с.
6. Иоффе А.Н. Визуализация в истории и обществознании – способы и подходы // Преподавание истории в школе. 2012. № 10. С 3 - 6
7. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. I / под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2017. 128 с.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш, и сред.пед. учеб, заведений. М.. 2009.
9. Кондратенко О.А. Дидактические принципы реализации когнитивно-визуальной технологии в дистанционном обучении студентов // Теория и практика общественного развития. – 2013. С.1-5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/kondratenko.pdf
10. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: практическое пособие для учителей. М.: Владос, 2000. 176 с.
11. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. ВВ. Барабанова, Н.Н. Лазуковой – М.: Издательский цент «Академия», 2016
12. Никифоров Д. Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения: пособие для учителей изд. 2 - е / Никифоров Д. Н., Скляренко С. Ф. М.: Просвещение, 1978 . 319 с.
13. Сорока О.Г., Васильева И.Н. Визуализация учебной информации // Университет педагогического самообразования. - 2015. - № 12. – 1-6.
14. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пос. для студ. высш. учеб.заведений. В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002. Ч. I. - 304 с.
15. Студеникин М.Т., Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Владос – Пресс, 1999. 192 с.
16. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. г. Санкт - Петербург, февраль 2012 г. / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. СПб.: Реноме, 2012. 244 с.