Фрагмент для ознакомления
2
Подготовка инвестиционного проекта является сложной процедурой, состоящей из следующих этапов:
1. Формулировка и состав инвестиционного проекта. Руководство на данном этапе должно проанализировать состояние на рынке и выделить основные задачи проекта. В случае нескольких направлений осуществляется параллельная разработка сразу нескольких инвестиционных проектов с последующей оценкой эффективности каждого. Бизнес план принимают в соответствии с критериями эффективности вложения ресурсов, времени, затрат, окупаемости и соответствия затрат полученному результату.
2. Сбор необходимой информации для разработки. Авторы проекта должны четко представлять себе какая именно информация понадобится им на каждом этапе создания проекта и где ее можно получить, а также какие временные, финансовые и другие затраты будут связаны со сбором этой информации.
3. Технико-экономическое обоснование проекта. Техническая часть проекта должна включать в себя организационную структуру и физический план выпуска конкретной продукции, работ или услуг в соответствии с издержками и инвестиционными затратами из внешних источников. В технической части проекта должны быть учтены этапы производства, упаковки, обоснование и описание необходимых методов товародвижения, планы маркетинга и ценообразования на различных уровнях, а также расчет основных финансовых показателей и сроков окупаемости проекта.
Основные задачи, решаемые при разработке технической части проекта следующие [3].
1. Расчет и выбор необходимой по характеристикам производства технологии. Планирование и освоение новых технологий производства, связанных с данной технологией, подбор необходимых параметров для ее выполнения.
2. Анализ внешних и внутренних факторов производства для каждой технологии определяются:
объёмы производства (максимальный и минимальный) а также сроки их выполнения;
определяются производственные площади и места под склады;
сроки монтажа и наладки производственного и обслуживающего оборудования;
подбираются требуемые для производства лицензии патенты и т п;
согласовываются все положения по производству с местными и региональными властями;
определяется размер сырья, материалов, полуфабрикатов, запасов;
взаимосвязь с коммунальными службами и необходимая для производства инфраструктура;
правила технического обслуживания и требования техники безопасности;
потребность в трудовых ресурсах;
изменение потребности в различные рода материальных финансовых экономических экологических трудовых и прочих ресурсах в зависимости от объема производства.
3 Сопоставление имеющихся и необходимых ресурсов, расчет текущей загрузки оборудования. Приобретение технологии необходимой для производства, если таковой нет в наличии, данный этап включает следующие положения:
покупка лицензии на производство;
расчет совместности владения оборудованием, покупка или полный лизин оборудования;
покупка инновационного оборудования;
покупка технологий и инжиниринговых процессов для производства новой продукции или перевооружения;
покупка технологии с комплексом инжиниринговых услуг включающих поставку и пуск оборудования наладку технологического процесса и прочие услуги обслуживания. Переобучение кадров для работы с новым оборудованием.
4 Расчет полной себестоимости с учетом всех необходимых затрат для производства и выполнения продукции.
5 Поиск необходимой и ни более актуальной для выполнения проекта организационной структуры.
4 Маркетинговый анализ. Целью маркетингового анализа является расчет конкурентоспособности будущей продукции, а также разработка мероприятий по продвижению товара и стимулированию сбыта.
Маркетинговый анализ должен также содержать характеристику целевого рынка анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен отразить потребительские запросы потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план В нем должна быть определена маркетинговая стратегия проекта в частности должны быть идентифицированы целевые группы и продукты определены стратегии разработки продукта ценообразования продвижения товара на рынок и сбыта. [5]
Цель анализа рынка — расчет потенциальных потребителей, рынков сбыта. Возможно, расширение текущего рынка за счет новой продукции или расчет возможного расширения доли рынка или новых сегментов.
Анализ конкурентной среды – это в первую очередь, выявление различных потенциальных конкурентов и расчет их возможностей. В дальнейшем необходимо сравнить продукцию конкурента с собственной и определить уровень конкурентоспособности новой продукции по сравнению с конкурентами.
5 Коммерческий анализ. На основе всех вышеприведенных издержек, а также маркетингового и конкурентного анализа, осуществляется оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта. Основные показатели коммерческой эффективности основывается на следующих принципах:
необходимо использовать определённые проектом рыночные цены на продукцию, сырье и материалы;
расчет нежных потоков в тех же валютах, что и цены;
включение заработной платы в состав операционных издержек;
при производстве и потреблении в расчете учитываются только затраты на производство, но не расходы на ее приобретение и потребление;
при расчётах всех потоков от любой деятельности учитываются все виды налогов, предусмотренных законодательством на ту или иную продукцию;
депонирование, участие в других проектах в виде вложений, доход от акций, учитываются в виде денежного оттока при расчёте конечного финансового потока;
если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности в расчете учитываются затраты по каждому из них.
В состав бизнес-плана инвестиционного проекта как правило входят следующие пункты [3].
1. История и предпосылки к созданию
Форма собственности, контакты организаторов и авторов проекта;
предпосылки для создания проекта;
цели и задачи проекта, предмет и объект исследования;
описание маркетингового плана в общем;
местоположение проекта и ориентир на рынки по сегментам;
описание уровня политики содействия выполнения проекта;
2. Общий анализ рынка и концепция маркетинга.
подведение итогов маркетингового анализа по направлениями среды и сегментация рынка каналы сбыта конкуренция жизненные циклы продуктов цикличность сегмента рынка;
анализ показателей спроса и товарооборота, уровня цен и описание поставок;
обоснование маркетинговых стратегий;
описание общей маркетинговой концепции;
расчет маркетинговых издержек;
расчёт сбытовых показателей на всех этапах;
влияние проекта на производственные мощности и производственные программы организации, плановые годовые показатели.
3. Поставщики и сырьевая база.
расчет потребности в сырье и материалах;
оценка текущего состояния необходимых материалов и обоснование потребности расширения складов;
разработка стратегий закупок и поставок материалов;
выявление возможностей долгосрочного сотрудничества с потенциальными поставщиками;
4. Месторасположение участок и окружающая среда
расчет местоположения будущего проекта. Выбор участка с учетом воздействия на экосистему региона и политику местных властей;
расчет затрат на эксплуатацию участка в течение года и всего проекта;
обоснование выбора и критический анализ аспектов место расположения и участка;
5. Проектирование и технологическое описание
расчет размеров производственной программы в соответствие с производственной мощностью оборудования и потребностью рынка, уровнем материальных запасов и полуфабрикатов. Обоснование соответствия технологии продукту и производственному процессу, описание основных преимуществ и недостатков. Расчет жизненного цикла технологии и расчёт затрат на закупку, пуско-наладку и эксплуатацию оборудования в течение всего проекта№
общая схема и рамки проекта;
расчет и расчет стоимости всех необходимых производственных элементов;
6. Трудовые ресурсы и персонал
социально-экономическая и культурная среда ее соответствие требованиям проекта;
наличие свободных трудовых ресурсов;
образовательные и квалификационные требования;
необходимость переподготовки кадров;
причины привлечения иностранных специалистов если такая необходимость возникает;
штатное расписание;
основные кадры;
расчет затрат по оплате труда.
7. Схема выполнения проекта
расчет продолжительности строительства и монтажа оборудования;
расчет продолжительности пускового и начального периодов производства составление плана мероприятий по своевременной выполнения этапов проекта.
8. Финансовый анализ и оценка вложений
расчет критериев для оценки вложений
расчет всех инвестиционных издержек, включая затраты на аренду и лизинг, подготовку персонала, покупку сырья, приобретение вспомогательного и обслуживающего оборудования, маркетинг и проведение исследований и разработок;
издержки на продукцию и текущие затраты, амортизационные отчисления издержки на маркетинг транспортные издержки, издержки обращения, издержки финансирования накладные издержки;
описание всех имеющихся источников финансирования, распределение доходов участников проекта в долях, расчет размеров дивидендов и процентов по займам в банках. Все участники проекта, заинтересованные в получении дохода должны получать максимально точную и достоверную информацию о ходе проекта.
Оценка дисконтирования вложений и расчет связанных с ним показателей чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности проекта расчет срока окупаемости расчет рентабельности начального инвестированного капитала и рентабельности акционерного капитала выявление финансового и экономического влияния проекта на региональную и государственную экономическую среду
Анализ определенного уровня рисков и неопределённости, связанны с реализацией. Оценка рисков и расчет всех возможных сценариев улучшения и работы проекта, включая самые непредсказуемые и скованные, с учетом возможного изменения экономической ситуации, скачков валют, изменения уровня инфляции и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. От 28.12.2013).
2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
3. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
4. Алеева А.С. Понятие инвестиционных проектов, их виды // Общество-наука-инновации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 9 мая 2020 г., г. Омск: в 2 ч. – Уфа, 2020. – Ч. 1. – С. 91-93.
5. Андросова, И. В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на макроэкономическом уровне / И. В. Андросова // Перспективы науки. – 2015. – № 10 (73). – С. 126-129.
6. Астапов К. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Право, политика, экономика. – № 5 –2014.
7. Бабаева, З. Ш. Инвестиционный процесс: направления развития и государственное регулирование / З. Ш. Бабаева // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4-1 (45). – С. 127-130.
8. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.
9. Белоусов А.М. Оценка инвестиционных проектов: содержание инвестиционной деятельности компании и классификация инвестиционных проектов // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 8 янв. 2018 г.). В 2 ч. Ч. 1. – Стерлитамак: АМИ, 2018. – С. 76-80.
10. Быковников И.Л. Жизненный цикл инвестиционного проекта // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2008. – № 103. – С. 69-73.
11. Вивчарь, Е. А. Государственное финансовое регулирование инвестиций в России / Е. А. Вивчарь // Экономика и социум. – 2016. – № 12-1 (31). – С. 632-635.
12. Вознюк, М. А. Перспективные направления совершенствования системы государственного регулирования инновационных и инвестиционных процессов / М. А. Вознюк // Економічний форум. – 2015. – № 2. – С. 12-18.
13. Драганов А.С. Сущность, классификация и основные этапы бизнес планирования инвестиционных проектов // Скиф. – 2019. – № 11 (39). – С. 616-620.
14. Задимидченко А.М. Характерные особенности инвестиционного проекта и стадии его жизненного цикла // Управление инновациями: теория, методология, практика. – 2015. – № 12. – С. 61-65.
15. Милованов А.П. Взгляды на понятие инвестиционного проекта // Colloquium-journal. – 2019. – № 14-6. – С. 96-98
16. Шакиров Д.И. Классификация инвестиционных проектов предприятий / Д.И. Шакиров, Д.Т. Хвичия // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов: в 2 ч. / под ред. В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. – Омск, 2018. – Ч. 2. – С. 389-392