Фрагмент для ознакомления
2
Государственное регулирование ВЭД осуществляется административными, организационно-управленческими и экономическими методами. Административно-организационные методы имеют характер прямого воздействия носящий, в основном, ограничительный характер. Экономические методы регулирования воздействуют на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности.
В административных методах регулирования используются следующие инструменты:
– регистрация участников ВЭД;
– декларирование товаров и имущества, перемещаемых через таможенную границу;
– порядок экспорта и импорта товаров;
– меры оперативного регулирования ВЭД посредством санкций и других мер;
– нетарифное регулирование.
В экономических методах регулирования используются следующие инструменты:
– валютный контроль;
– таможенные тарифы;
– таможенные пошлины;
– фискальная политика;
амортизационная политика;
– денежная и кредитная политика.
В организационно-управленческом методе используются следующие инструменты:
– лицензирование и квотирование порядка экспорта и импорта товаров;
– антимонопольное законодательство;
– товарная сертификация и санитарно-эпидемиологический надзор;
– защита интеллектуальной, имущественной собственности граждан, предприятий и учреждений Республики Казахстан.
Соотношение экономических и административно-организационных методов воздействия внешнеэкономической деятельности на национальную экономику определяет характер национальной экономики. В чистом виде протекционизм или открытая экономика во внешнеэкономической деятельности государств на сегодняшний день не встречаются. Административно-организационные формы воздействия на участников внешнеэкономической деятельности имеют место у развивающихся стран, защищающих свою экономику. Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер, проявляется в определенном сочетании элементов открытой экономики и протекционизма.
Нетарифные инструменты вводятся для ограничения внешней торговли прямыми и косвенными методами. Прямые методы используют такие инструменты как квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы. Косвенные методы осуществляются посредством скрытых инструментов, включающих технические, санитарные, ветеринарные и другие требования, а также выполнения административных и таможенных формальностей. Финансовые инструменты осуществляются посредством импортных депозитов, субсидирования экспорта и кредитования экспорта.
В системе нетарифных методов еще различают паритарифные барьеры, которые увеличивают стоимость импортируемых товаров сверх таможенной пошлины. К числу факторов увеличивающих стоимость импортируемых товаров относят внутренние налоги и сборы, различные таможенные сборы за оформление, хранение, таможенное сопровождение, регистрационные и иные сборы, специальные налоги, добавочные пошлины и др. Кроме этого, проводится декретирование таможенной оценки, т.е. проводится установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов в административном порядке.
В Казахстане устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
К нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности в Казахстане также относят:
– запрет или ограничение, в том числе и количественное;
– участие в выполнении международных экономических санкций;
– государственная монополия на ввоз и вывоз товаров;
– технические, фармацевтические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, экологические стандарты, нормы и требования, контроль за качеством ввозимых товаров.
Таким образом, в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности используются различные методы, включая административно-организационные и экономические. Административные методы включают в себя регистрацию участников ВЭД, декларирование товаров и имущества, порядок экспорта и импорта товаров, меры оперативного регулирования ВЭД и нетарифное регулирование. Экономические методы регулирования включают в себя валютный контроль, таможенные тарифы, таможенные пошлины, фискальную политику, амортизационную политику и денежную и кредитную политику. Организационно-управленческие методы включают в себя лицензирование и квотирование порядка экспорта и импорта товаров, антимонопольное законодательство, товарную сертификацию и санитарно-эпидемиологический надзор и защиту интеллектуальной собственности.
1.5. Классификация методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемых
в Киргизской Республике
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения ввозных и вывозных таможенных пошлин) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Кыргызской Республики , .
Государственная внешнеторговая политика Республики Киргизстан осуществляется путем применения таможенно-тарифного регулирования, включающего в себя ввозные и вывозные таможенные пошлины, а также нетарифное регулирование, которое включает в себя квотирование и лицензирование внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование – это один из наиболее распространенных и эффективных методов регулирования внешнеэкономической деятельности государств.
Применение ввозных таможенных пошлин устанавливается на некоторые виды импортируемых товаров, чтобы поддержать и защитить местных производителей, увеличить профит компаний и в целом стимулировать развитие национальной экономики. В частности, это может касаться таких видов товаров, как зерно, растительное и животное масло, машины и оборудование, алкогольные и безалкогольные напитки и т.д.
По отношению к вывозным таможенным пошлинам, они могут быть введены на продукцию, которая имеется только у нас на рынках, и имеет высокую стоимость, чтобы ограничить его экспорт. Также, вывозные таможенные пошлины на товары, такие как связанная с традиционными ремеслами, являются частым способом сохранения культурно-исторических ценностей для народа.
Помимо таможенно-тарифного регулирования внешнеторговая политика Республики Киргизстан осуществляется через нетарифное регулирование. Квотирование и лицензирование являются двумя наиболее распространенными методами нетарифного регулирования.
Квотирование – это метод определения лимитов на импорт или экспорт определенных групп товаров. Цель квотирования состоит в том, чтобы ограничить объем товаров, которые импортируются в страну, либо экспортируются из нее, а также регулировать конкурентоспособность товаров. Регулирование квотирования может быть как количественным, так и стоимостным.
В Республике Киргизстан квотирование применяется в основном на такие группы товаров, как текстильные изделия, одежда, обувь. Для введения квот необходима подготовка и запуск специальной процедуры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Лицензирование – это метод, при котором органы государственной власти выдают специальные разрешительные документы на импорт и экспорт определенных товаров. Акты лицензирования имеют заграждения, которые могут ограничивать и/или ограничивать соответствующие квоты или ставки импортного и экспортного тарифов.
В Республике Киргизстан используется два основных типа лицензий: импортные и экспортные. При выдаче импортной лицензии заявитель получает право на импорт определенного товара, а экспортная лицензия дает право на экспорт определенного товара.
В общем, квотирование и лицензирование внешнеторговой деятельности являются эффективными методами государственной регуляции торговли в Республике Киргизстан. Они могут использоваться для защиты местных производителей, ограничения привоза некоторых видов товаров, а также контроля экспорта определенных товаров. Однако, такие методы могут принести неудобства для международных бизнес-партнеров и представляют затраты на государство в виде административных процедур. По этой причине, государственные органы должны постоянно анализировать мировой рынок и прогнозировать возможные последствия введения таких ограничений, чтобы минимизировать отрицательные последствия для экономики страны.
Показать больше