Фрагмент для ознакомления
2
Третий способ включает методы уклонения от уплаты налогов в бюджет, некоторые из которых в настоящее время вообще не являются нарушением налогового законодательства. Могут совершаться сделки, которые отражаются в бухгалтерском учете, и по ним рассчитываются обходимые налоги, но средства в бюджет так и не поступают, поскольку на расчетном счете налогоплательщика не оказывается данная сумма [17,c.132].
С помощью определенных финансово-хозяйственных операций они выводятся из одного легального оборота и направляются в другой оборот, который сам по себе тоже может быть оформлен легально. Данные финансово-хозяйственные операции не могут быть прямо учтены, поэтому они либо не отражаются в учете вообще, либо маскируются под другие виды операций и потому они также представляют собой псевдооперации и могут как подпадать под понятие «налоговая преступность», так и выходить за его рамки.
Таким образом, существуют многочисленные способы уклонения от налогообложения, при которых происходит сокрытие налогооблагаемой базы, то есть непосредственно совершается налоговое правонарушение. Однако финансово- хозяйственные результаты деятельности сами по себе не скрываются, при необходимости представляются проверяющему и контролируются государством [14,c.126].
Вместе с тем к теневой экономике могут относиться финансово-хозяйственные операции, маскирующиеся под легальные, противоправность которых в полной мере не может быть установлена органами контроля, так как истинный смысл операций завуалирован. Для его выявления требуется использование профессионализма специальных средств правоохранительных органов. Итак, можно сказать, что в рамках теневой экономики выделены три вида операций: полностью выводимые из-под бухгалтерского учета; направленные на сокрытие части оборота; проводимые под видом дру¬гих операций. Первый вид операций, в свою очередь» разделен на операции, производимые незарегистрированными и легаль¬ными субъектами экономической деятельности.
2.2. Особенности борьбы с теневой экономикой в развитии инноваций
Классическими теневыми операциями в сфере инноваций относятся ведение экономической деятельности без регистрации или лицензии, без постановки на учет компании или непредставления отчетных балан¬сов в налоговые инспекции, сокрытие отдельных операций или уничтоже¬ние соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налого¬вую службу представляются балансы, в которых нет данных об экономической деятельности, но оперативные налоговые проверки выявляют ее наличие. Анализ ситуации в налоговой сфере показывает тенденцию роста числа правонарушений, которые совершаются именно данными способами. Применяются под¬дельные документы, фиктивные печати и бланки, используются уте¬рянные паспорта, адреса и фамилии других лиц.
Выявление и пресечение деятельности таких предпринимателей представляет собой весьма трудоемкий процесс, так как нет информации о местонахождении подобных фирм.
Также распространены расчеты с помощью неучтенных наличных денежных средств, где наличные деньги выпадают из учета в звене между оптом и розницей, где появляется основная масса фальсифицированных документов. Коммерческие структуры превышают установленный лимит кассы, проводят расчеты наличными деньгами сверх установленных сумм, не ведут кассовые книги.
В настоящее время правовая регламентация этой сферы финансово-хозяйственной деятельности ограничивается лишь законом, предусматривающими обязательное использование ККM и соблюдение кассового лимита налично-денежных средств, а также ограничения в использовании наличных денег в расчетах юридических лиц.
Единственным выходом здесь видится использование локальной темы расчетов с помощью пластиковых карт. На первом этапе подобную систему можно вводить с помощью поощрительных мер, пример, предоставляя налоговый кредит фирме в целях компенсации ее расходов на приобретение соответствующей аппаратуры, а потом подкрепить их мерами административного принуждения.
В целях документирования мелкооптовой и розничной торговли на массовых рынках, прежде всего осуществляемой индивидуальными предпри-нимателями, можно было бы ввести чековую книжку, выдаваемую налоговыми органами, и обязательный порядок выдачи отрывного чека покупателю на каждую покупку [10,c.78].
Среди крупных промышленных предприятий получило распространение перемещение денежных средств через счета дочерних фирм и торговых партнеров, при этом принадлежащие предприятию денежные средства скрываются на счетах других фирм и вступают в оборот в соответствии с устным или письменным договором между руководителями.
Появление огромного числа промежуточных фирм-посредников -также характерный симптом теневой экономики. Многие фирмы-по¬средники рассчитываются с предприятиями-недоимщиками в без¬денежной форме, осуществляя поставки различных товарно-матери¬альных ценностей. А участие руководителей крупнейших предприятий, имеющих недоимки по налогам, в деятельности посреднических фирм, также имеет большое распространение.
Приобрели популярность расчеты векселями, которые выпускают сами предприятия-недоим¬щики или коммерческие банки. В рамках бартерных и вексельных расчетов также скрываются теневые операции.
Вексель при расчетах между юридическими и физическими лицами приводит к уменьшению налогооблагаемой базы, обострению криминогенной обстановки в налоговой сфере, что позволяет совершать злоупотребления, которые приводят к крупным потерям для всей экономики страны. Предприятия начисляют налоги исходя не из реально полученных по зачету или векселям в оборот предприятия активов (денег, материалов, услуг), а из оприходованной на бумаге суммы (зачета по электроэнергии или номинальной стоимости векселей) [11,c.215].
Тем самым сохраняется ситуация, когда, с одной стороны, предприятия-недоимщики проводят политику, в результате которой растет доля безнадежной задолженности перед бюджетом, а с другой - уменьшается количество денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота, что вызывает к жизни различные денежные суррогаты, включая беспорядочно эмитируемые расчетные векселя, принуждает предприятия к бартеру и увеличивает неплатежи. Векселя эмитируются, но не погашаются, движение векселей не отслеживается.
Возникает угроза массового выпуска необеспеченных векселей в счет дебиторской задолженности и ранее заложенного имущества. Такие векселя еще более усугубляют проблему неплатежей, подрывая доверие субъектов хозяйственной деятельности к вексельной системе расчетов, приводят к «вымыванию» ликвидной товарной массы, затрудняют борьбу с недоимками посредством ареста имущества и скрывают реальные денежные потоки.
Использование непрямых, сложных схем расчетов между предприятиями позволяют маскировать реальные сделки и создают возможность их неучета в бухгалтерском учете или сокрытия средств от уплаты в бюджет. Действия при этом могут считаться теневыми только при выполнении последних условий.
Для устранения последствий теневой экономики в сфере инноваций необходима рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для «включения» защит¬ных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций. Подобные меры могут принести результаты только во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Большое значение имеет укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение наступления ответственности за экономические пре¬ступления.
Существуют псевдоинновации, деятельность которых негативна с точки зрения нерациональных затрат, так как она направлена на частичное улучшение устаревшей техники и технологии, но не дающая эффекта для общества, либо приносящая только отрицательный эффект.
На основе существующей общественно-политической и экономической ситуации в России на протяжении последнего десятилетия с неизменным постоянством констатируется негативный факт активного роста теневой экономики и коррупции, усиленного ее внедрения во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Проведены за этот период различные научные исследования по данной проблеме, опубликованы сотни статей и десятки книг, постоянно идут сообщения в средствах связей с общественностью о выявленных случаях коррупции с указанием основных виновников, проводятся конференции, различные круглые столы и прочее, где активно обсуждаются все формы и факты этого явления российской действительности.
На этой основе вырабатываются новые предложения и рекомендации по противодействию теневой экономики и проявлениям коррупции, ее сглаживанию и уменьшению количества особо вопиющих случаев.
Однако, проблемы от этого всеобщего обсуждения не исчезают, а только нарастают ежегодно, нарастает и ущерб государству. Теневая составляющая в российской экономике по-прежнему сопровождает общество, и по существу, за это время по пути реальной борьбы с ней, общество вперед практически не продвинулось. Более того, и специалистами и населением отмечается, что в последние годы теневой бизнес и коррупция стремительно набирает обороты и все более превращается в самостоятельный, опасный и весьма значимый социальный и политический фактор, который разрушительно влияет на дальнейшее развитие российского государства, неизменно толкая его на путь несостоятельности и банкротства [14,c.28].
Также необходимо отметить, что в современной России наряду с незначительными достижениями в борьбе с проявлениями теневой экономики остаются огромные задачи законодательного решения пресечения такого явления в сфере инновационного развития страны, как наиболее перспективного и значимого в настоящее время.
Таким образом, экономическая безопасность государства, устранения угроз со стороны теневого бизнеса, зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях полити¬ки борьбы с правонарушениями в этой сфере в целом. Важно обеспечивать эко¬номико-социальную и криминологическую обоснованность та¬кой политики, проводить ее в рамках закона, тем самым устраняя угрозы для государства в целом и его инновационной сферы в частности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 28 декабря 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года). / Федеральный закон от 3 июля 2018 года N 249-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2018, N 0001201807030023).
2.Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 7 декабря 2017. № 169-ФЗ. Официальный сайт КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018). http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/
4. Алмазова Н.И. Коррупция в России. М.: Юриспруденция, 2017. – 310 с.
5. Беркутов Р.Д. Инновационная экономика. М.: Наука, 2020. – 290 с.
6. Ищенко Е.П. Теневая экономика. М.: МГУ, 2017. – 255 с.
7. Крылов И.Ф. Теневая экономика и коррупция в России. М.: МГУ, 2018. – 286 с.
8. Ковалёв В.В. Управление финансовыми и инновационными рисками: Учебное пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 2019. 160с.
9. Николаева С.А. Инвестиции: Теория и практика. М.: Финансы и статистика. 2018. 128с.
10. Основы инновационной деятельности предприятия: Теория и практика: Учеб. пособие / Завлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э. и др. / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: АО «НПО «Изд-во Экономика», 2018. 475 с.
11. Паладюк А.Д. Финансовый план инвестиционной деятельности. Взгляд изнутри: практическое пособие. М.: Дело, 2020. 254с.
12. Самочкин В.Н., Калюкин А.А., Тимофеева О.А. Инвестирование как инструмент развития предприятия. //Менеджмент в России и за рубежом. 2019. №4.
13.Сысоев Н.И. Инвестирование и его роль в развитии предприятия / Бухгалтерский учет, 2018. №6 С. 50-54.
14. Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за преступления в сфере коррупции. М.: Юрист, 2017. 295 с.
15. Хан Д. П. Планирование и контроль: концепция инвестирования. М.: Финансы и статистика, 2020. 218с.
16. Хруцкий В.Е. Экономический анализ инновационных проектов: практическое пособие, М.: Финансы и статистика. 2019. 400с.
17. Щиборщ К.В. Инвестирование промышленных предприятий: практическое пособие. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Издательство «Дело и сервис», 2019. 592с.
18. Чувилев А.А. Правоохранительные органы. М.: Новый Юрист, 2018. 316 с.
19. Ярных Э А. Статистика финансов предприятия. М.: Финансы и статистика, 2018. 416 с.