Фрагмент для ознакомления
2
Международные финансы включают, во-первых, экономические отношения и сотрудничество между резидентами разных стран; во-вторых, отношения между резидентами различных стран по всему миру и многосторонними институтами (международными и региональными организациями); в-третьих, деятельность резидентов разных стран и международных кредитных организаций на международном финансовом рынке.
Важнейшей функцией международных финансов является перераспределение глобальных финансовых ресурсов между государствами - членами мировой экономики, которое осуществляется на двусторонней и многосторонней основе. С одной стороны, международное финансирование является источником внешних средств для страны-получателя, а с другой стороны, оно является источником дохода для кредиторов и инвесторов из страны происхождения.
Внешнее финансирование может принимать форму кредита и некредитования. Международные кредитные средства предоставляются на определенный период времени, и все проценты от кредитора должны быть своевременно выплачены [10, с. 23-64].
Другой стороной международного кредита является внешний долг. Внешний долг должен погашаться своевременно и непрерывно в виде амортизации и процентов, а кредит должен быть окончательно погашен в течение согласованного срока.
Уровень процентных ставок, льготный период, срок кредита и другие условия международных займов определяются многими факторами, но кредитный рейтинг заемщика является наиболее важным.
Кредитные рейтинги рассчитываются уполномоченными международными организациями на основе многих показателей, характеризующих экономическое положение заемщика, с учетом социально-политических факторов. Кредитные рейтинги могут быть инвестиционными или спекулятивными. Заемщики с высокими инвестиционными рейтингами получают кредитные средства по более низким ценам. Заемщики с низкими инвестициями, тем более со спекулятивными рейтингами, могут полагаться только на дорогие кредитные средства, поскольку кредиторы страхуют риски, ужесточая условия и повышая процентные ставки.
Международные займы могут быть официальными (государственными) или частными. Официальные займы предоставляются международными и региональными кредитными организациями и иностранными государственными органами, включая центральные и местные органы власти. Официальные средства предоставляются странам-получателям на льготных и нерыночных условиях, а их источником является бюджет налогоплательщика.
Международные кредитные организации, включая Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, в основном формируют свои фонды за счет взносов государств-членов, но они могут заимствовать средства на международных финансовых рынках.
Большинство международных кредитных учреждений предоставляют средства только суверенным заемщикам (центральному правительству); напротив, некоторые из них предоставляют средства для частных проектов в странах-получателях помощи [2, с. 32-41].
Кредиты, выдаваемые международными кредитными организациями суверенным заемщикам, обычно являются условными и имеют конкретную цель. Например, когда МВФ выдает займы государствам - членам МВФ, он требует от стран-получателей выполнения определенных обязательств в виде стабильности или структурных планов.
МВФ осуществляет надзор (контролирует) за выполнением мероприятий принятого плана и выдает кредиты на основе результатов (пакетов) выполнения плана. Невыполнение обязательств, взятых страной, может привести к отбраковке другой партии. Кредиты Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и других региональных банков имеют конкретную цель и выдаются на конкретные проекты.
При обычных обстоятельствах международные кредитные организации предоставляют часть первоначального финансирования проекта, а остальная часть средств поступает от частных иностранных кредиторов под гарантии международных кредиторов, которые затем отзывают свои инвестиции.
Официальные системы финансирования развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой, включая финансирование развития и поддерживаемые правительством экспортные кредиты, имеют особый статус в международных государственных финансах. Официальное финансирование развития включает безвозвратные грантыи списание долгов, но большинство из них выплачивается на льготных условиях.
Большая часть финансирования развития поступает за счет официальной помощи в целях развития, предоставляемой развитыми странами и некоторыми другими правительствами, а также международными и региональными организациями на особых льготных условиях, с грантовой составляющей не менее 25%.
Частные займы за рубежом предоставляются частными банками и другими финансовыми организациями, а также нефинансовыми компаниями за счет собственных или заемных средств. Формы внешнего финансирования включают краткосрочные и долгосрочные займы на рынке капитала через банковские займы (в основном синдицированные займы), а также выпуск (продажу) облигаций и других долговых ценных бумаг на зарубежных территориях или продажу государственных долговых ценных бумаг нерезидентам [11, с. 98-112].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 28.06.2023).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 28.06.2023).
3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 28.06.2023).
4. Указ Президента РФ от 20.04.2014 N 259 (ред. от 13.03.2023) «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию»// Справочноправовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162006/bad5a39384f9c1e3296a15cd3d7fa25c867b3864/ (дата обращения: 28.06.2023).
Учебные пособия
5. Борисов С.М. Использование рубля в международных расчетах и резервах (количественный аспект) / С.М. Борисов. - М.: ИМЭМО РАН, 2021. - 43 с.
6. Наркевич С.С., Трунин П.В. Перспективы российского рубля как региональной резервной валюты / С.С. Наркевич. - М.: Дело, 2019. - 102 с.
7. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы / Б.А. Хейфец. - М.: Институт экономики РАН, 2022. - 63 с.
Научные статьи
8. Абалкина А.А. Формы и методы экспансии российских банков за рубеж // Деньги и кредит. - 2019. - № 3. - С. 22-26.
9. Аганбегян А.Г. Экономика России: от стагнации к рецессии // Деньги и кредит. - 2019. - № 5. - С. 10-20.
10. Борисова И.Ю., Замараев Б.А., Козлова И.Г. и др. Российская экономика под гнетом санкций и дешевой нефти // Вопросы экономики. - 2019. - № 7. - С. 5-35.
11. Булатов А.С. Участие России в международном экспорте капитала // Вестник МГИМО-Университета. - 2019. - № 6. - С. 126-133.
12. Булатов А.С., Кузнецов А.В. и др. Россия в международном движении капитала // Вестник Российской академии наук. - 2019. - Т. 86. № 5. - С. 422-433.
13. Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. - 2019. - № 1. - С. 5-35.
14. Ерошкин А.М., Петров М.В. Участие России в международном движении капитала // Вестник Финансового университета. - 2022. - № 6. - С. 82-95.
15. Загашвили В.С. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. - 2019. - № 11. - С. 67-77.
16. Квашнина И.А., Оболенский В.П. Ввоз и вывоз капитала: эффекты для России // Мировая экономика и международные отношения. - 2019. - № 1. - С. 63-76.
17. Кузнецов А.В. Проблемы интеграции России в мировую финансовую систему // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - № 6. - С. 82-90.
18. Мишина В.Ю., Абрамов Д.О. Основные направления развития валютного рынка России // Деньги и кредит. - 2019. - № 4. - С. 19-27.
19. Могилат А.Н. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор российской экономики: взгляд с микроуровня и прогноз до 2024 года // Вопросы экономики. - 2021. - № 6. - С. 25-44.
20. Моисеев С.Р. Рубль как резервная валюта // Вопросы экономики. - 2019 - № 9. - С. 4-21.
21. Юдаева К.В. Основные причины оттока капитала из России // Экономическая политика. - 2019. - № 1. - С. 21-32.