- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Научно-исследовательская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Федеральное казначейство
- Готовые работы
- Научно-исследовательская работа
- Финансы и кредит
Научно-исследовательская работа
Хотите заказать работу на тему "Федеральное казначейство "?50 страниц
43 источника
Добавлена 27.06.2024
2465 ₽
4930 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА КАК ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
1.1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА 4
1.2. СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
ГЛАВА II. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 22
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ 22
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.2.СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность изучения данного направления деятельности по управлению государственными и муниципальными финансами обусловлена возрастающей необходимостью упорядочения теоретико-методологической и нормативно-правовой базы по осуществлению Федеральным казначейством операций в системе казначейских платежей.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, которое выполняет правоприменительные функции в сфере обеспечения исполнения бюджета, кассовому обслуживанию бюджета бюджетов системы РФ, а также предварительному и текущему контролю за ведением операций с денежными средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
На Федеральное казначейство возложена важная роль в ведении лицевых счетов распорядителей, получателей ассигнований, которые финансируются из федерального бюджета; помимо этого, возложены задачи по организации, осуществлению и контролю использования средств федерального бюджета, управлению расходами данного бюджета на счетах банках казначейства.
На фоне мировых финансовых и экономических кризисов значительно усилилась задача повышения эффективности управлениями финансовыми ресурсами государства. В связи с этим органам власти Российской Федерации необходимо иметь достоверную информацию об объёмах поступивших доходов и объёме расходов государства. Основным поставщиком такой информации являются органы Федерального казначейства. Обработанные Казначейством России финансовые данные позволяют органам власти оценивать работу органов управления, а также получать чёткое представление об эффективности проводимой бюджетной политики.
Таким образом, ежедневная деятельность казначейских органов позволяет Правительству Российской Федерации принимать эффективные управленческие финансовые решения для развития государства.
Федеральное казначейство образует централизованную систему, основанную по территориальному принципу и входит в состав Министерства финансов России. Деятельность данных органов направлена на общее увеличение эффективности функционирования бюджетной системы.
Цель работы– исследовать федеральное казначейство в системе бюджетных отношений, в сфере обеспечения исполнения бюджета.
Объектом настоящего исследования выбрана деятельность Федерального казначейства.
Предметом исследования выступают процессы трансформации выполнения Федеральным казначейством возложенных на него функций в условиях современных платежных и расчетных технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть Федеральное казначейство как основной институт управления финансовыми ресурсами государства.
2. Выделить структуру, основные задачи и функции органов федерального казначейства российской федерации.
3. Изучить организацию финансового контроля в российской федерации.
4. Рассмотреть сущность и методы финансового контроля органов федерального казначейства российской федерации.
5. Предложить пути совершенствования финансового контроля в федеральном казначействе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА КАК ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВА
Вопросам эффективного управления государственными финансовыми ресурсами всегда уделялось огромное внимание. С этой целью в 1992 году, в условиях коренных преобразований экономики России, Указом Президента РФ были созданы органы Федерального казначейства, на которые были возложены обязанности эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, а также контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств.
Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - ФК РФ), созданное на правах федеральной службы, - государственный орган в сфере бюджетного процесса и контроля бюджетных средств, который является действенным финансовым инструментом, обеспечивающим эффективность и целевой характер финансирования на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках своей деятельности Казначейство, которое «представляет собой мощную платежную, учетную, контрольную и информационную систему в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований»1 осуществляет разнообразные функции, в своей совокупности направленные на исполнение бюджетов всей бюджетной системы. В свете вышеизложенного очевидным становится тот факт, что правовое регулирование деятельности ФК РФ требует к себе повышенного внимания, так как указанный орган является одним из важнейших субъектов правоотношений, обеспечивающим финансовую независимость и устойчивое экономическое развитие всего государства.
Традиционным направлением деятельности Федерального казначейства является финансовый контроль, затрагивающий всю сферу публичных расходов. Под ними в правовой науке понимают «...произведенные в процессе финансовой деятельности затраты публично-правовых образований и иных лиц за счет принадлежащих им публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях финансового обеспечения реализации публичного интереса в порядке, предусмотренном действующим законодательством».
ФК РФ осуществляет функции в сфере правового регулирования бюджетных правоотношений в пределах, установленных действующим Положением «О Федеральном казначействе», функции по контролю исполнения бюджетного процесса на всех его стадиях (от подготовительного этапа бюджетного процесса, собственно исполнения бюджета, до постисполнительного этапа); оно также реализует правоприменительную функцию по отношению к нарушителям норм и принципов бюджетного права. Немаловажной является деятельность по обеспечению методического сопровождения решения проблем исполнения бюджета, а также алгоритмов по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий.
Анализ различных источников правового регулирования деятельности ФК РФ, возрожденного в 1992 году Указом Президента РФ от 08 декабря 1992 года № 15563, позволил выделить несколько основных этапов формирования его полномочий.
На первом этапе (1992-2000 гг.) была заложена основа казначейского контроля и регулирования бюджетных правоотношений, установлены полномочия в сфере управления государственным долгом и укрепления бюджетной дисциплины.
Второй этап (2000-2015 гг.), начало которому было положено Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 г. и постановлением Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677 «О Федеральной целевой программе развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы», ознаменовался внедрением в деятельность ФК РФ принципов бюджетной системы и переходом на казначейскую систему бюджетов всех уровней бюджетной системы. В итоге, как отмечают научные работники, «до 2015 года основная функция Казначейства заключалась в учете и проведении бюджетных платежей, выполнении функции «органа-кассира».
Третий этап (2015-2022 гг.) характеризуется масштабным наращиванием полномочий ФК РФ.
Во-первых, ему были переданы контрольно-надзорные полномочия упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Во-вторых, произошла замена системы единого бюджетного счета принципиально новым механизмом единого казначейского счета, а также осуществилась передача ФК РФ обязанности по ведению бухгалтерского учета органов исполнительной власти, которая «. обеспечит централизацию бухучета, прозрачность, доступность информации, создаст основу цифровизации государственного управления бюджетными финансами».
В-третьих, в этот период Казначейству были переданы функции Минэкономразвития России по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок.
В-четвертых, в результате реформы законодательства об аудиторской деятельности появился новый вид аудита - аудит общественно значимых организаций, а ФК РФ было наделено полномочиями по внешнему контролю деятельности аудиторских организаций (п. 5.34 Положения «О Федеральном казначействе»), а также по контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (п. 5.35 Положения «О Федеральном казначействе»).
Важным элементом правового регулирования работы Федерального казначейства стали утвержденные Правительством РФ в 2020 году федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) контроля, охватывающие принципы деятельности, права и обязанности контролеров и контролируемых, планирование и проведение проверок, ревизий и обследований, реализацию их результатов, а также правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) контролеров и правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности.
Четвертый этап формирования полномочий ФК РФ начался в 2022 году с утверждения Стратегической карты Казначейства России на 2022-2030 годы6, включившей в себя 43 стратегических задачи (проекта) по восьми направлениям развития и содержания деятельности Казначейства на ближайшие годы. В качестве направлений Стратегической картой обозначены: (1) транзакционная система, (2) система управления государственными финансовыми ресурсами, (3) система управления государственными и муниципальными закупками, закупками отдельных видов юридических лиц, (4) учетная система, (5) контрольная система, (6) Цифровое казначейство, (7) эффективная организация, (8) система учета и реализации государственного и муниципального имущества и иного имущества.
С 2005 года Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, имеющим правовой статус - федеральная служба. Система казначейских органов осуществляет разнообразные функции, заключающиеся в обеспечении исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и многие другие [1].
Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является одним из главных участников бюджетного процесса. Управление государственными финансовыми ресурсами и обеспечение их учёта является главным предназначением Федерального казначейства как финансового института [3].
Исходя из возложенных на Федеральное казначейство полномочий, его роль в бюджетном процессе сводится к следующему:
1) методологическое обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов, осуществления операций со средствами неучастников бюджетного процесса и т.д.;
2) методическое обеспечение предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и обеспечение порядка ведения бюджетного учёта и формирования бюджетной отчётности;
3) осуществление отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
4) обеспечение исполнения федерального бюджета;
5) кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
6) учёт и распределение поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ;
7) ведение бюджетного учёта и составление бюджетной отчётности;
8) ведение и обслуживание государственных информационных систем;
9) обеспечение деятельности Федерального казначейства;
10) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
11) внешний контроль качества работы аудиторских организаций [4].
Иными словами, Казначейство России активно участвует в решении задач по повышению функциональной эффективности бюджетных доходов и расходов, а также исполнению всех бюджетных обязательств, используя для этого различные инструменты.
Система органов Федерального казначейства функционирует в Российской Федерации более 25 лет, и несмотря на то, что многие механизмы их деятельности достаточно хорошо отлажены, постоянные изменения в экономической жизни государства обуславливают необходимость совершенствования деятельности указанных органов. Так, основными приоритетными направлениями развития казначейских органов в 2020 году являются [2]:
1. утверждение Концепции перспективной организационно-функциональной модели Федерального казначейства, что предполагает создание специализированных организаций для передачи им обеспечивающих функций, к которым относят кадровое, информационно-техническое, закупочное обеспечение и др.;
2. утверждение перечня новых территориальных органов Федерального казначейства межрегионального уровня по отдельным направлениям деятельности, а также перечня подразделений, осуществляющих систематизацию, анализ имеющейся информации с последующим принятием решения в пределах своей компетенции, в структуре некоторых существующих территориальных органов Казначейства России. Суть данного направления состоит в том, чтобы увеличить создание классических специализированных органов Федерального казначейства, которые бы выполняли полный набор функций, а также специализированные функции для нескольких субъектов РФ, что приведёт в итоге к полномасштабному развёртыванию деятельности территориальных органов;
3. внесение соответствующих изменений в нормативные акты, регулирующие деятельность Федерального казначейства и его территориальных органов, их функций и организационно-штатную структуру.
Основные направления деятельности отображены в Постановлении Правительства РФ «О Федеральном казначействе» [8]. Документ определяет, что организация выполняет учет¬ную функцию в рамках кассового исполнения бюджета страны, ведет лицевые счета получателей, распорядителей финансовых ресурсов из бюджета, выполняет контрольную функцию в части движения денежных средств Федерального бюджета, реализует другие задачи.
Роль организации проявляется через функции, реализуемые ею. Они систематизиро¬ваны на рисунке 1. Сюда относится методологическое и методическое обеспечение, обеспе¬чение технической работы по исполнению бюджета федерального уровня, поддержка в ра¬бочем состоянии различных государственных информационных систем, контроль и надзор финансово-бюджетного характера, реализация внешнего контроля за работой аудиторских организаций (рисунок 1).
Рис. 1. Функции Федерального казначейства РФ
(Источник: составлено автором по материалам)
Полномочия по контролю Федерального казначейства можно разделить на две основ¬ные группы: внешние и внутренние [14]. Организация осуществляет часть задач по государ¬ственному финансовому контролю, но, с другой страны, обеспечивает условия для беспере¬бойного функционирования всей казначейской системы. То есть у организации есть опреде¬ленный двойной статус как внешнего, так и внутреннего контроля. Организация проводит предварительный государственный финансовый контроль, в том числе изучает вопросы:
- срока соответствия запрашиваемых сумм установленным лимитам;
- соответствия кодов операций действующим классификациям;
- достаточность документов для проведения соответствующей операции;
- соответствие прочих параметров проводимой операции законодательству.
В рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций наблюдается существенное снижение такой активности в 2020-м году, что связано непосредственно с воз¬действием деструктивного воздействия коронавирусной пандемии на дальнейшее развитие страны, в том числе и систему государственных финансов. 193 мероприятия проверки были исключены из плановых документов. Однако это следует рассматривать как временное явле¬ние, а в дальнейшем произойдет восстановление интенсивности работы сотрудников Феде¬рального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Федеральное казначейство играет главнейшую роль в развитии финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации, выполняя транзакционную, учётную, контрольную и информационную функции.
1.2. СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное казначейство России – это единая централизованная система органов исполнительной власти, построенная по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.
Федеральное казначейство включает в себя центральный аппарат, межрегиональное операционное управление и 84 территориальных органа, эффективность работы которых может быть достигнута при условии взаимосвязи всех этих элементов, и грамотного управления ими.
К федеральному уровню относится Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы.
К региональному уровню относятся территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав Российской Федерации республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением городов районного подчинения).
Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами РФ и др.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Единую централизованную систему органов казначейства возглавляет начальник Главного управления Министерства финансов РФ в ранге заместителя министра. Структура управления федеральным казначейством представлена на рис.2.
Рис. 2. Структура органов Федерального казначейства
Главными задачами органов Федерального казначейства являются:
1) организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
2) регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;
4) сбор, обработка, анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и представительным органам государственной власти и управления РФ отчетности об операциях правительства по федеральному бюджету;
5) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, ведение учета государственной казны РФ.
Казначейство России осуществляет свою головную деятельность через центральный аппарат, в то время как вопросы казначейского обслуживания регионов остаются в компетенции управлений Федерального казначейства по отдельным субъектам Федерации. Они действуют в рамках соответствующих федеральных округов. В настоящее время Российская Федерация включает в себя 89 субъектов. Для разрешения вопросов казначейского обслуживания, затрагивающих интересы двух и более регионов, было создано межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.
Самостоятельно и через подконтрольное казенное учреждение «ЦОКР» Казначейство осуществляет свои полномочия при тесном взаимодействии с органами исполнительной власти Федерации и субъектов Федерации, Банком России, Счетной палатой и институтами гражданского общества. Бесперебойное исполнение расчетов по бюджетам всей бюджетной системы возможно благодаря введению единого казначейского счета, который открывается в Банке России.
Можно констатировать, что сейчас банковская система исполнения бюджета не встречается в России. Риски коррупции и ненадлежащего исполнения бюджетных расчетов привели к переходу на казначейскую модель исполнения бюджета по доходам и расходам и отказу от банковских услуг в этой части.
Согласно ст. 269.1 БК РФ, можно выделить ряд основных полномочий Федерального Казначейства, через анализ которых можно выявить у этого органа государственной власти контрольные и аудиторские функции [2]. Это сопоставление сумм заказов с лимитами бюджетных обязательств, которые установлены в рамках исполнения бюджета по расходам; проверка соответствия заказа необходимому в силу закона коду классификации; проверка наличия письменных или электронных документов, которые подтверждают денежные или публичные обязательства; проверка достоверности сведений, предусмотренных госконтрактом.
В 2017 г. ряд полномочий Федерального казначейство пополнился возможностью осуществлять государственный финансовый контроль в области госзакупок. Например, оценка правомерности стоимости контракта, планов закупок, платежных извещений и прочих финансовых сопроводительных документов, связанных с расходованием бюджетных средств.
Федеральное Казначейство осуществляет контроль за недопущением отмывания преступных доходов и сокрытием этих фактов в ходе аудита компаний, издает нормативные правовые акты и инструкции в этой области, ведет публичные реестры аудиторских организаций [3].
Остановимся более подробно на одной из контрольных функций ФК, а именно, сверка сумм заказов с лимитами бюджетных обязательств в рамках исполнения бюджета по расходам, которое предусматривает следующие операции:
подтверждение денежных обязательств;
— санкционирование оплаты денежных обязательств;
— подтверждение исполнения денежных обязательств.
Именно Федеральное казначейство Российской Федерации при
постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляет в соответствии с установленным соответствующим финансовым органом порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, контроль за:
— непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;
— соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;
— соответствием информации, указанной в распоряжении для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;
— наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.
В соответствии с возложенными задачами, Федеральное казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику. Но тем не менее, среди этого разнообразия выделяют пять основных функций. Выполняемых органами Федерального казначейства:
1) обеспечение исполнения Федерального бюджета;
2) кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
3) предварительный и текущий контроль над ведением операций со средствами федерального бюджета;
4) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
5) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [3].
При рассмотрении работы органов Федерального казначейства внимание чаще всего акцентируется на их деятельности в области исполнения первых трех перечисленных функций и зачастую упускается такая важная казначейская функция, как контроль. Вместе с тем от качества проведенного казначейского контроля зависит своевременность и полнота кассового исполнения расходной части федерального бюджета. Кроме того, реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное – предотвратить эти нарушения.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что по своей сути Федеральное казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля, по мере развития и совершенствования которого органы Федерального казначейства будут играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом.
Федеральное казначейство играет значимую роль в бюджетном процессе, потому как именно на казначейство возложена ответственность по исполнению бюджета, а помимо этого управление доходами и расходами федерального бюджета, и другими централизованными фондами, которые находятся в ведении Правительства, распоряжение финансовыми ресурсами, которые числятся на банковских счетах [16].
В 2020 году федеральный бюджет России был исполнен с профицитом 876 млрд. руб. Доходы федерального бюджета составили 20 379,4 млрд. руб., а расходы 19 503,3 млрд. руб.
Проведём анализ исполнения федерального бюджета в 2015-2020 гг.
Рис. 2 Исполнение федерального бюджета в 2015-2020 гг. (в млрд. руб.) Источник: на основании данных Минфина РФ [43].
На основании данных представленных на рисунке 1 можно сделать вывод: на протяжении рассматриваемого периода наблюдается тенденция роста доходов и расходов федерального бюджета. В период с 2015 по 2017 гг., федеральный бюджет был исполнен с дефицитом, в 2016 году было максимальное значение дефицит составил -2 956,4 млрд. руб. А в 2018 и 2020 гг., бюджет был исполнен с профицитом, в 2019 году профицит снизился на 767,4 млрд. руб.
Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2015-2020гг. (в млрд. руб.)
Вид доходов 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Налоговые 8 514,34 8 653,69 10 830,56 13 874,28 13 919,3 12 907,1
Налог на
прибыль 456,20 464,80 724,96 940,15 960,3 1 210,3
НДС 2 970,16 5 226,94 6 068,89 6 840,68 6 899,7 7 492,4
НДПИ 3 174,74 2 870,55 3 943,42 5 996,82 6 059,3 5 979,3
Неналоговые 4 533,81 4 555,00 3 864,64 5 032,64 6050,0 7 472,2
Таможенные
пошлины 3 301,14 2 540,92 2 489,48 3 560,97 3 092,2 2 379,3
Ввозные 557,31 541,67 555,18 632,35 655,5 656,3
Вывозные 2 743,83 1 999,25 1 934,30 2 928,62 2 436,7 1 726,1
Безвозмездные
поступления 203,20 159,91 25,07 40,65 11,7 -
Всего 13 251,35 13 368,60 14 720,28 18,947,57 19 969,3 20 379,3
Источник: на основании данных Минфина РФ [43].
Проанализировав доходы федерального бюджета за 2015-2020 гг. можно отметить, что уровень доходов с каждым годом увеличивается. В 2020 году величина доходов федерального бюджета составила 20 379,3 млрд. руб., из них 12 907,1 млрд. руб. это налоговые доходы, а неналоговые составили 7 472,2 млрд. руб. Относительно налоговых доходов, больше всего в бюджет РФ поступило доходов именно от НДС и НДПИ. В целом также прослеживается динамика роста неналоговых доходов, но в 2017 году произошло небольшое снижение, и сумма неналоговых доходов составила 3 864,64 млрд. руб.
Проведя анализ структуры расходов федерального бюджета с 2015 по 2020 гг. можно сделать следующие выводы, что на протяжении пяти лет наблюдается положительная динамика роста расходов на развитие государства. Больше всего денежных средств направлено на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, правоохранительную деятельность и национальную безопасность, а также на общегосударственные вопросы.
Также немало значимой функцией, которую выполняет Федеральное казначейство является распределение денежных средств из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, или как принято называть межбюджетные трансферты. Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации, выдаваемые на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета РФ за 2015-2020 гг. (млрд. руб.)
Статья расходов 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Соцполитика 4 010,08 4 628,10 5 092,70 4 621,29 4 870,4 5 004,1
Нацоборона 3 273,99 3 895,42 1 021,14 2 827,93 2 955,5 3 087,0
Нацэкономика 2 338,75 2 171,59 2 069,13 2 464,59 2 711,3 2 656,4
Провоохранительная деятельность и
нацбезопасность 2 148,07 1 935,14 1 271,70 2 077,84 2 215,8 2 430,4
Общегосударственны
е вопросы 1 113,73 1 094,19 1 141,31 1 319,11 1 424,0 1 557,4
Обслуживание государственного
долга 449,30 639,56 728,67 814,31 819,0 897,0
Трансферт между
бюджетами 683,04 659,43 757,39 981,41 1 017,3 1 010,2
Образование 632,98 560,30 595,01 702,22 860,6 912,5
Здровоохранение 420,94 462,87 378,68 476,37 678,0 1 027,9
Культура, кино 99,01 90,93 99,78 102,72 127,7 144 ,4
Охрана окружающей
среды 54,95 64,23 76,72 113,19 200,0 343,8
СМИ 69,97 77,08 77,21 84,02 79,4 94,6
Физическаякультура
и спорт 73,66 66,32 90,10 65,71 64,7 74,4
ЖКХ 144,61 57,83 78,99 158,14 270,1 260,8
Всего 15 513,0
8 16 402,9
7 16 728,3
6 16 808,8
5 18 293,
7 19 503,
3
Источник: на основании данных Минфина РФ [43].
В 2020 году было предоставлено субвенций общим объёмом 2 153,9 млрд. руб., из них 875,1 млрд. руб. составили дотации, 626,5 млрд. руб., субсидии, а доля субвенций 388,7 млрд. руб.[8].
Таблица 3. Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2015-2020 гг. (в млрд. руб.)
Наименование 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Дотации 645,2 664,5 705,7 832,0 887,7 875,1
Субсидии 316,7 266,3 311,3 397,0 569,2 626,5
Субвенции 358,4 364,3 340,1 309,3 376,6 388,7
Иные межбюджетные трансферты 55,5 54,8 43,3 181,4 261,8 263,6
Всего 1 375,8 1 349,9 1 400,4 1 719,6 2 095,3 2 153,9
Источник: На основании данных Минфина РФ [43]
Рассматривая структуру межбюджетных трансфертов за последние пять лет можно заметить, что больше всего было предоставлено дотаций, нежели субсидий и субвенций. В 2018 году из федерального бюджета РФ бюджетам субъектов предоставили дотаций на сумму 832,0 млрд. руб., это на 229,9 млрд. руб. больше чем в 2015 году.
Что касаемо субсидий то на протяжении анализируемого периода, прослеживается динамика роста выданных субсидий из федерального бюджета. Больше всего субсидий предоставили в 2020 году, их сумма составила 626,5 млрд. руб. [3].
В период с 2015 по 2020 гг., сумма предоставленных субвенций, как повышалась, так и снижалась. Начиная с 2018 года, можно заметить положительную динамику роста выданных субвенций.
Выводы. На Федеральное казначейство возложена важная роль в ведении лицевых счетов распорядителей, получателей ассигнований, которые финансируются из федерального бюджета; помимо этого возложены задачи по организации, осуществлению и контролю использования средств федерального бюджета, управлению расходами данного бюджета на счетах банках казначейства.
Федеральное казначейство образует централизованную систему, основанную по территориальному принципу и входит в состав Министерства финансов России. Деятельность данных органов направлена на общее увеличение эффективности функционирования бюджетной системы.
ГЛАВА II. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с законодательством РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.
Финансовый контроль государственных организаций – это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
Понятие «контроль» в общем смысле можно определить, как одну из важнейших функций управления, с помощью которой обеспечивается обратная связь в процессе управленческого воздействия. Контроль проводится на любом уровне и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям.
Цель или основное значение финансового контроля заключается в реализации успешной финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов для обеспечения эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны [5].
Осуществление финансового контроля на государственном уровне в РФ возложено на специальные органы, которые представляют собой государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определённых сферах финансовой деятельности. Таким органом является Федеральное казначейство (Казначейство России). Нормативное регулирование его деятельности как федеральной службы основывается на Положении «О Федеральном казначействе», утверждённом постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, как участника бюджетного процесса - Бюджетном кодексе РФ.
Финансовая деятельность в Российском государстве осуществля¬ется с помощью целого ряда методов, определяемых на основании реализуемой правовой политики специальными государственными органами. Казначейство России является федеральной службой, обладающей полномочиями, направленными на обеспечение испол¬нения бюджета Российской Федерации, на кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и, кроме того, полномочиями, связанными с осуществлением как предварительного, так и текущего контроля над осуществлением различного рода операций со средствами, со¬ставляющими федеральный бюджет [18].
Проводимая в Российском государстве финансово-правовая по-литика свидетельствует о том, что финансовая правосубъектность Казначейства России постепенно расширяется.
Так, в мае 2021 г. Казначейством России был опубликован Обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во втором полугодии 2020 года (соответствующий Обзор публикуется Федеральным казначейством каждые полгода) [21].
Названный Обзор включает в себя анализ нарушений, которые “ были выявлены в результате изучения процессов предоставления и ис- 237 пользования межбюджетных трансфертов (например, из федерального бюджета бюджету субъекта), а также нарушений, допущенных в про¬цессе итогового формирования отчетности о результатах реализации государственных программ, исполнения государственных заданий, которые финансировались за счет бюджета.
Выявление и анализ указанных нарушений и недостатков сви-детельствуют об осуществлении Казначейством России еще одной важной функции - мониторинга в бюджетно-финансовой сфере.
Контроль - это метод контроля, осуществляемый на основа¬нии наблюдения за подконтрольным лицом. При этом проводимый Казначейством России мониторинг нарушений в бюджетно-финан¬совой сфере возможно сравнивать с финансовым мониторингом (со стороны подконтрольного субъекта - инициативное соблюдение правил, установленных законом, со стороны контролирующего субъ¬екта - необходимость выявления потенциально возможных рисков, способных привести к негативным последствиям в виде юридических санкций) [26].
Финансовый контроль является новым, развивающимся ин¬ститутом для российского права и науки финансового права. Впервые в истории российского законодательства финансовый мониторинг был упомянут в Указе Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро¬ванию терроризма» [4], что следует считать началом формирования данного института в науке финансового права.
В настоящее время финансовый контроль рассматривается как совокупность мер, которые направлены на недопущение преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предот-вращение использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
Согласно узкому подходу к понятию финансового мониторинга, он осуществляется Росфинмониторингом и иными надзорными орга¬нами и уполномоченными организациями в рамках предоставленных им полномочий [15], согласно широкому - государством по¬средством издания нормативно-правовых актов и создания уполно¬моченных органов [16].
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ, является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющей в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере [12].
Федеральное казначейство является органом внутреннего государственного финансового контроля [11].
Казначейство России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казённые учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным Банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
На Федеральное казначейство возложен широкий круг полномочий, выполняя которые, оно осуществляет контроль:
за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (в том числе требования к составлению и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчётности государственных учреждений;
за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;
за достоверностью отчётов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств, в том числе отчётов о реализации государственных (муниципальных) программ, об исполнении заданий, о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
в сфере закупок, предусмотренный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Одним из важнейших направлений деятельности органов Казначейства России является организация и осуществление предварительного и текущего финансового контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В данной сфере казначейские органы наделены следующими правами:
проводят проверку денежных документов по использованию средств федерального бюджета;
приостанавливают операции по лицевым счетам в случаях, если были не предоставлены необходимые документы;
взыскивают средства, использованные не по назначению и т.д.
Финансовый контроль подразделяют на государственный и негосударственный.
Государственный финансовый контроль – это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ и других законах.
Целью государственного финансового контроля является максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.
Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (внутрихозяйственный) и аудиторский контроль.
В Федеральном казначействе проводится работа по оценке результативности деятельности руководителей территориальных отделений Федерального казначейства, а также Федерального казенного учреждения.
«Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ФКУ «ЦОКР»). Особенность этих оценок заключается в том, что они производятся на основе набора унифицированных (единых) для вех руководителей этих подразделений, а также дополнительных показателей, которые руководство Федерального казначейства устанавливает в индивидуальном порядке для оценки качества решения особо важных задач (реализации назначенных полномочий) соответствующего территориального отделения.
Оценка результативности руководителей территориальных отделений и ФКУ «ЦОКР» осуществляется в 5 последовательных этапов:
1. этап: Определение исполнения каждого показателя (список показателей приведен в таблице 3) по принципу «выполнен/не выполнен»;
2. тап: Определение общей оценки результативности посредством суммирования весовых коэффициентов (указанных в процентах) показателей деятельности, получившим на первом этапе оценку «выполнен»;
3. этап: Оценка деятельности Руководителя Управления со стороны управлений Центрального аппарата Федерального казначейства, полученных в ходе реализации внутреннего контроля и аудита;
4. этап: Согласование оценки заместителями руководителя Федерального казначейства;
5. этап: Утверждение общей оценки главой Федерального казначейства с указанием степени эффективности деятельности соответствующих руководителей (деятельность признается не результативной в случае, если общая оценка оказывается ниже 80%).
Набор показателей, используемых для оценки результативности деятельности руководителей подразделений Федерального казначейства, достаточно обширный. В качестве примера приведем следующий табличный пример.
Таблица 4. Оценка результативности профессиональной служебной деятельности руководителя УФК
№
п/п Наименование показателя Вес
показа-теля (%) Оценка
выполне¬
ния
показа-теля (%)
1 Соответствие организации и осуществления учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации установленным требованиям 8 8
2
6 Соответствие ведения бюджетного учета и формирования отчетности по операциям бюджетов установленным требованиям 8 8
7 4 4
8 Соответствие организации правового обеспечения деятельности установленным требованиям 4 4
9 Соответствие организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита установленным требованиям 4 4
10 Соответствие организации информационно-технического обеспечения деятельности УФК установленным требованиям 5 5
11 Соответствие организации кадровой работы установленным
требованиям 3 3
12 Соответствие организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений установленным требованиям 3 3
13 Соответствие организации административно-хозяйственного обеспечения деятельности установленным требованиям 3 3
14
15 Соответствие организации технологического обеспечения деятельности установленным требованиям 4 4
16 Соответствие организации обеспечения режима секретности и безопасности информации установленным требованиям 3 3
17
Общая оценка результативности деятельности 100%
Источник: на основании данных Казначейство России [42].
Как видно из представленной таблицы, показатели сформулированы таким образом, чтобы на них можно было ответить «да/нет». В результате, каждому положительному ответу присваивается определенная оценка выполнения показателя, в соответствии с его процентным весом. Как показал опыт за прошедший год, эта система имеет большой потенциал эффективного использования для оценки деятельности руководителей данной организации.
Следующий блок оценки результативности деятельности Федерального казначейства относится непосредственно к сотрудникам организации.
1 этап: Самооценка, осуществляемая непосредственно самим сотрудников того, насколько ему удалось достичь требуемых результатов;
2 этап: Составление результирующей оценки деятельности сотрудника посредством суммирования полученных оценок выполнения выбранных показателей, в соответствии с процентным весом каждого из них. Общая оценка, находящаяся в интервале от 80 до 100 % указывает на то, что деятельность данного сотрудника за контрольный период была результативной. Если она окажется ниже 50%, то деятельность считается нерезультативной и требует принятия кардинальных решений. В оставшихся случаях деятельность признается недостаточно результативной.
3 этап: Согласование таблиц с общей оценкой (пример подобной таблицы приводится ниже) с прямым руководителем данного сотрудника и их последующее утверждение начальником соответствующего Управления;
4 этап: Передача полученных результирующих таблиц с общими
оценками результативности деятельности в контрольно-аудиторское подразделение Центрального аппарата Федерального казначейства;
5 этап: Руководителю Федерального казначейства направляется докладная записка, составленная контрольно-аудиторским подразделением с информацией об общих оценках результативности деятельности всех сотрудников Центрального аппарата.
Полученные результаты начали активно использоваться для принятия соответствующих решений руководителя структурных подразделений как в вопросах внесения взысканий, так и выстраивания эффективной системы стимулирования, а также материального и морального поощрения сотрудников в соответствии с их трудовым вкладом.
Таблица 5. Пример таблицы показателей результативности деятельности сотрудника ЦАФК
№
п/п Наименование показателей деятельности Вес показателей деятельности Значение
показателей
деятельности
1 Отсутствие нарушений приема, перевода и увольнения работников, установленных органами надзора и контроля (О1) 15% 15%
2 Осуществление контроля за соблюдением порядка и сроков проведения аттестации гражданских служащих (О2) 10% 10%
3,4
5 Обеспечение защиты персональных данных работников (О5) 20% 20%
6 Соблюдение сроков и достоверности представляемой отчетности (О6) 15% 15%
7
8 Выполнение поручений начальника Управления, его заместителя, курирующего кадровую работу (О8) 5% 5%
9 Соблюдение служебного поведения и (или) служебного распорядка (О9) 5% 5%
Общая оценка деятельности (100%) 100% 100%
Источник: на основании данных Казначейство России [42].
Согласно полученным в ходе оценки результативности деятельности данного сотрудника, соответственно, было установлено, что по всем показателям деятельности полученные значения показателя соответствовали максимальному значению веса показателя, что свидетельствует о полном соответствии данного сотрудника занимаемой должности.
Полученные результаты являются хорошим обоснованием для высшего руководства для принятия соответствующих управленческих решений, в том числе при определении условий и размеров материального и морального стимулирования работников различных уровней.
В целом, оценка результативности деятельности в Федеральном казначействе является системной работой, позволяющей центральным органам управления всегда иметь необходимые оценки, формируемые в соответствии с приказами и прочими внутренними документами, поступающими в единую информационную систему.
2.2. СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методы финансового контроля, указанные в Бюджетном кодексе РФ дополнительно прописаны и в актах Правительства РФ, и непосредственно в актах Казначейства РФ в части порядка их осуществления и применения в практической деятельности службы.
Примерами таких нормативных актов являются: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» или Приказ Казначейства России от 30.09.2021 № 356 «Об утверждении Порядка планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проводимых Федеральным казначейством и его территориальными органами».
Таблица 6. Основные показатели деятельности Казначейства России по контролю в финансово-бюджетной сфере в 2020-2022 гг. [42]
№ Показатели 2021 год 2022 год Темп роста, %
1 Количество проведённых проверок, ревизий, обследований (ед.), в том числе: 7 041 5 592 79,4
1.1 плановых контрольных мероприятий 4 749 4 857 102,3
1.2 внеплановых контрольных мероприятий 2 292 735 32,1
3 Количество контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения
(ед.) 4 601 4 131 89,8
4 Объём проверенных средств (млрд руб.) 7 324,8 6 714,9 91,7
5 Выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму (млрд руб.) 2 387,9 2 041,2 85,5
6 Доля суммы выявленных нарушений в общем объёме проверенных средств (%) 33 30 90,9
7 Сумма средств, возмещённых в федеральный бюджет по результатам проведённых контрольных мероприятий (млрд руб.) 13,7 7,8 56,9
Источник: на основании данных Казначейство России [42].
Основными методами финансового контроля, используемыми Казначейством России, являются плановые и внеплановые проверки, ревизии и обследования.
Основные результаты исполнения казначейскими органами полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере за последние два года представлены в табл. 6.
Анализ данных табл. 6 показывает, что в 2022 году количество проведённых контрольных мероприятий уменьшилось на 20,6 % по сравнению с 2021 годом, что произошло из-за уменьшения в 2022году в 3 раза количества проведённых внеплановых контрольных мероприятий. Данное снижение обусловлено тем, что ранее проведённые контрольные мероприятия показали свою эффективность, вследствие которых были приняты меры по устранению нарушений.
По результатам контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере видно, что за 2022 год сумма выявленных нарушений снизилась на 14,5% по сравнению с 2021 годом. Это можно объяснить снижением общего объёма контрольных мероприятий.
Сумма средств, возмещённых в федеральный бюджет по результатам проведённых контрольных мероприятий в 2022 году, в 1,8 раза меньше, чем за 2021 год. Данная тенденция свидетельствует о росте эффективности финансового контроля.
Далее целесообразно рассмотреть методы финансового контроля наиболее характерные для органов Федерального казначейства [17].
Например, санкционирование операций – совершение разрешительной надписи на проведение финансовых операций получателей бюджетных средств после проверки представленных ими расчетных документов. При этом исключаются нарушения «на стадии платежа».
Процедура санкционирования расходов федерального бюджета направлена на недопущение принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета.
Соответственно, использованием данного механизма обеспечивается качественная работа системы внутреннего государственного финансового контроля, нацеленной не только на выявление фактов нарушений бюджетного законодательства, а на их предупреждение и предотвращение в первоначальной стадии [31].
В ближайшей перспективе развитие и усложнение информационных казначейских технологий, введение в эксплуатацию передовых информационных продуктов с учетом текущих и перспективных потребностей позволит реализовать возможность прохождения целого блока контрольных процедур в автоматическом режиме [20].
Так, следует указать на разработку двух казначейских инструментов:
1) электронное санкционирование – которое в рамках совершенствования процедуры учета бюджетных обязательств позволит обеспечить интеграцию процессов ведения реестра контрактов, реестра соглашений и учета бюджетных обязательств;
2) автосанкционирование – реализация режима по отдельным расходам клиентов Казначейства России, которые не требуют предоставления документов-оснований (расходы на выплату заработной платы, расходы на оплату обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации расходы и т. д.).
Выводы. Таким образом, практика осуществления финансового контроля Федеральным казначейством помогает минимизировать риски возможных финансовых потерь, повысить результативность и экономность использования бюджетных средств, а также своевременно выявить отклонения путем широкого использования информационных технологий, создание контрольно-аудиторского подразделения, применения стандартов внутреннего контроля и аудита.
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ
Для обеспечения дальнейшего повышения эффективности работы организации следу¬ет предпринять следующие шаги (рисунок 3).
Рис. 3 Пути повышения эффективности работы Федерального казначейства (источник: составлено автором)
Л.В. Гусарова предлагает использовать систему сбалансированных показателей для отслеживания эффективности работы сотрудников Федерального казначейства [24]. В таком контексте будут учитываться показатели, которые связаны с движением денежных потоков, уровнем кадрового обеспечения организации, способностью удовлетворять информацион¬ные потребности других организаций и органов федерального уровня, скоростью выполне¬ния различных учетных и расчетных задач, качеством контрольных действий и другие. Та¬ким образом, речь идет о четырех основных группах показателей, а именно государственных финансах, потребителях, потенциале, внутреннем функциональном процессе.
На важность автоматизации обращает внимание Логвенчева А.О. [25]. Такой процесс поз¬воляет высвободить часть неэффективных трудовых ресурсов, а также расширить охват активов, финансовых ресурсов, притока и оттока денежных средств системой внутреннего и внешнего контроля. Применение соответствующих инструментов обеспечит перераспределение бюджета в рамках Федерального казначейства, а также позволит снизить расходы на функционирование организации с расчета на каждые направлены из Федерального бюджета 1 млн руб.
В процессе осуществления государственного контроля аудиторской деятельности важно использовать риск-ориентированный подход. Источниками такого подхода в контексте внешнего контроля являются международные стандарты аудита, концепция развития аудиторской деятельности, рекомендации Росфинмониторинга по реализации риск¬ориентированной национальной системы, рекомендации международных организаций, по¬ложения международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, положения Лимской декларации руководящих принципов контроля, Временное руководство по приме¬нению Федеральным казначейством риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере [26].
Еще в контексте повышения эффективности реализации направлений деятельности Федерального казначейства важно также обращать внимание на возможные проявления кор¬рупции. Сотрудники организации имеют возможность значимо влиять на принятие решений о тех или иных операциях с Федеральным бюджетом. Для минимизации вероятности воз¬никновения коррупционных связей целесообразно внедрить в стандарты антикоррупционно¬го поведения, то есть документ, который содержит принцип антикоррупционного поведения, конкретные примеры ситуации с повышенным коррупционным риском и рекомендации ка¬сательно поведения в таких ситуациях. Кроме этого, такой документ должен содержать пе¬речень санкций, которые будут применены к сотруднику в том случае, если будут выявлены коррупционные отношения.
В последние годы в России опубликовано большое количество статей и монографий, посвященных становлению, совершенствованию и развитию системы Федерального казначейства [9, 13, 14, 18, 19, 23, 26-28, 30, 31]. Анализ этих работ показывает, что в целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным совершенствовать и развивать законодательное и нормативно-правовое регулирование государственного и муниципального казначейского контроля, методическое обеспечение контрольных процедур, прикладные программы для автоматизации контрольных процедур, а также разработать систему методов оценки качества казначейского контроля.
Тот факт, что Казначейством России осуществляются официаль¬ные публикации по результатам выявления и анализа недостатков и нарушений в деятельности подконтрольных субъектов, свидетель¬ствует, с одной стороны, о сходстве осуществляемого мониторинга в бюджетно-финансовой сфере с налоговым мониторингом (поскольку его целью следует считать как выявление пробелов и несоответствий в действующем российском законодательстве, так и предупреждение подконтрольных субъектов о выявленных нарушениях во избежание их дальнейшего повторения). Появление новой формы контроля - мониторинга в бюджетно-финансовой сфере - свидетельствует о рас¬ширении финансовой правосубъектности Федерального казначейства, сигнализирует о необходимости внесения изменений в правовые нормы, регулирующие функции и полномочия, осуществляемые им.
Не менее важным следует считать тот факт, что существуют не-которые финансовые отношения, в которых Казначейство России, не-смотря на расширяющийся объем полномочий, все еще не участвует.
При этом, исходя из исследования сущности указанных финансовых отношений, следует, что они требуют соответствующего участия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 де-кабря 2021 г. N° 2338 внесены изменения в Положение о Федеральном казначействе, согласно которым Казначейство России с 1 января 2022 г. наделяется функциями контроля (надзора) в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финанси¬рованию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций [7].
Тем не менее Федеральное казначейство не принимает участие J в специально созданной для согласования и координации органов государственной власти в области противодействия финансированию терроризма Межведомственной комиссии по противодействию фи-нансированию терроризма (далее по тексту - МВК, Комиссия) [8; 9].
Предоставленные МВК полномочия позволяют ей принимать обо-снованные решения об осуществлении замораживания (блокирования) имущества граждан и организаций.
Принятие соответствующего решения возможно исключительно при наличии достаточных оснований для подозрения названных граж¬дан и организаций в причастности к осуществлению финансирования терроризма, либо к осуществлению распространения оружия массово¬го уничтожения, либо к осуществлению легализации доходов, которые ранее были получены преступным путем. Для принятия решения о блокировании имущества физических и юридических лиц должны быть особые предусмотренные законом основания, предусматриваю¬щие возможность включения данных лиц в перечень лиц, о которых уже имеются сведения о причастности к совершению экстремистских действий или к финансированию терроризма [10].
МВК исследует поступающие от государственных органов и организаций материалы, содержащие сведения о возможной при- 239 частности юридического или физического лица к осуществлению террористической деятельности, оценивает совокупность пред¬ставленных сведений, проверяет наличие достаточности основания о для подозрения причастности к осуществлению террористической деятельности. В результате анализа полученных материалов МВК формирует решение о замораживании имущества или об отсутствии оснований для соответствующих действий. Заседания МВК прово¬дятся по необходимости, при этом присутствие на заседании МВК всех ее членов является обязательным, а решение будет считаться принятым только в том случае, если за него проголосовали все члены Комиссии.
До сегодняшнего дня на законодательном и подзаконном уровнях не определен перечень государственных органов, которые входят в со¬став МВК и принимают решение о блокировании (замораживании) имущества физических лиц и организаций (установлено лишь, что состав МВК утверждается Президентом России).
Тем не менее представляется необходимым и целесообразным обе-спечение участия представителя в МВК от Федерального казначейства.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ, изложившим статью 166.1 Бюджетного кодекса РФ в новой редакции, Федеральное казначейство обладает полномочиями по при-остановлению операций по лицевым счетам [11].
Приостановление операций осуществляется совершенно по иным основаниям в отличие от замораживания имущества граждан и орга-низаций в связи с подозрением о причастности к террористической деятельности (например, нарушения, которые связаны с непредстав¬лением отчетности, связанной с использованием денежных средств, составляющих федеральный бюджет, в установленный срок).
Кроме того, для усиления действенности государственного финансового контроля необходима реализация следующих основных задач:
1) обеспечение системного подхода к организации государственного финансового контроля;
2) повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;
3) создание условий для дальнейшего внедрения в деятельность контрольных органов аудита эффективности использования государственных средств;
4) усиление ответственности должностных лиц и организаций за нарушения бюджетного законодательства, а также более полная реализация превентивной функции государственного финансового контроля;
5) совершенствование организации деятельности контрольных органов в новых условиях административного реформирования.
Проведенный анализ деятельности Федерального казначейства по контролю и надзору в финансово–бюджетной сфере также позволил разработать комплекс рекомендаций по его совершенствованию (рис. 4) [31].
Рис. 4. Комплекс мероприятий по совершенствованию
механизма финансового контроля Федерального казначейства(источник: составлено автором)
Рекомендации по совершенствованию механизма финансового контроля Федерального казначейства заключаются в следующем:
1) предусмотреть в новой редакции Бюджетного кодекса внедрение нового метода контроля – бюджетного мониторинга, суть которого заключается в регулярном сборе и анализе информации о деятельности объектов контроля с использованием государственных информационных систем путем создания единой системы контроля и консолидации данных, а также оперативном уведомлении объектов мониторинга о нарушениях;
2) разработка классификатора нарушений, выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, что позволит унифицировать подходы к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, поэтапно реализовать в казначействе ряд важных мероприятий по автоматизации внутренних процессов организации деятельности ревизоров, обеспечить информационное взаимодействие с иными органами, осуществляющими контроль, в том числе с правоохранительными органами;
3) сокращение времени проведения контрольных мероприятий, а именно оперативного оформления их результатов – актов проверки непосредственно на объекте контроля;
4) исключить формальный подход к исполнению функций внутреннего контроля и межличностные контакты проверяемых и проверяющих, что будет способствовать снижению коррупциогенности осуществляемых контрольных мероприятий.
Выводы. Учитывая наличие соответствующих полномочий у Казначейства России, а также тот факт, что замораживание имущества по реше¬ниям МВК может осуществляться в том числе на счетах, открытых в Федеральном казначействе, следует полагать, что целесообразно включить Казначейство России в состав Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
Из изложенного следует, что перечень функций Казначейства России, которыми оно наделено в связи с осуществлением полно¬мочий, возложенных на него законом, подлежит расширению ввиду с осуществлением мониторинга в бюджетно-финансовой сфере.
Данные меры по совершенствованию механизма государственного (муниципального) казначейского контроля позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов и в управлении общественными финансами.
Предложенные меры по совершенствованию механизма государственного казначейского контроля позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности финансового контроля и качества управления финансами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральное казначейство — институт, способный обеспечить экономическую безопасность и финансовую устойчивость государства и отдельных его регионов в ходе осуществления бюджетного процесса.
Объем функций Федерального казначейства является большим, что указывает на важную роль организации в обеспечении работы системы госу¬дарственных финансов. В том числе происходит кассовое обслуживание, выполнение учет¬ной функции, методическое и методологическое обеспечение, контроль и надзор в финансо¬во-бюджетной сфере. Интенсивность работы организации по отдельным направлениям сни¬зилась, что связано с воздействием коронавирусной пандемии.
Указаны такие пути повыше¬ния эффективности работы Федерального казначейства как внедрение системы сбалансиро¬ванных показателей, дальнейшая автоматизация операционных процессов, применение риск¬ориентированного подхода государственного контроля аудиторской деятельности, внедрение стандартов антикоррупционного поведения.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что органы Федерального казначейства играют важную роль в бюджетном процессе, выполняя одну из своих важнейших функций - финансовый контроль, добиваясь эффективности процесса формирования и расходования государственных финансовых ресурсов.
По результатам проведённых контрольных мероприятий Федеральное казначейство направляет объектам контроля представления и предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий таких нарушений, а также возмещению причинённого государству ущерба.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Нормативные правовые акты и нормативные документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс. – Ст. 166.1. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19702/1a46af4afc19acee99ca6cf4c3564dd73fac2466 / (дата обращения: 10.06.2023).
2. Указ Президента РФ от 02.02.2021 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193262&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.4767716867248686#0/ (дата обращения: 10.06.2023).
3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 29.12.2022) «О Федеральном казначействе» [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287215&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8846003739482804#0/ (дата обращения: 10.06.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (ред. от 27.08.2021) «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (вместе с «Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере») [Электронный ресурс] / СПС Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=204175&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9494851004048128#0 / (дата обращения: 10.06.2023).
2. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
5. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики / Ю.М. Воронин. – М.: Финансовый контроль, 2005. – 432 с.
6. Нешитой А.С. Финансы: Учебник / А.С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. – 10-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 528 с.
7. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов / Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. – СПб.: Питер, 2004. – 557 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
3. Статьи в научных сборниках и периодической печати
8. Азархин А.В., Родионов Л.А. Актуальные аспекты правового регулирования деятельности органов Федерального казначейства России по контролю в финансово-бюджетной сфере / А.В. Азархин, Л.А. Родионов // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 3 (36). – С. 188-192.
9. Артюхин Р.Е. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии / Р.Е. Артюхин // Финансы. – 2010. – № 3. – С. 3–9.
10. Борисова Т.В. Государственный финансовый контроль как элемент системы обеспечения эффективности бюджетных расходов / Т.В. Борисова // Социально-экономическая политика страны и Сибирского региона при переходе на инновационный путь развития: материалы IX Международной научной конференции. – 2022. – С. 40-46.
11. Галазова Т.Э. Финансовый контроль, осуществляемый органами Федерального казначейства / Т.Э. Галазова // Учет и статистика. – 2008. – № 12. – С. 137-141.
12. Гандаров М.М. Правовые акты казначейского сопровождения в РФ // В сборнике: Научные исследования современных проблем развития России: Цифровая трансформация экономики. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета. В 3-х частях. Под редакцией Е.А. Горбашко. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 372-376.
13. Глазунова И.В., Шептунов Д.С. Казначейское сопровождение как новый инструмент финансового контроля в условиях цифровизации экономики // Вестник Омского универси¬тета. Серия: Право. - 2022. - Т 19. № 4. - С. 49-60.
14. Давыдов Р.Х. Современный статус Федерального казначейства как органа государственного финансового контроля / Р.Х. Давыдов // Инновационная наука. – 2021. – № 5-2 (17). – С. 216-218.
15. Даниленко Н.И. Государственный казначейский контроль: теоретико-методологический аспект развития / Н.И. Даниленко // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 33. – С. 55-62.
16. Даниленко Н.И. Перспективы развития финансового контроля / Н.И. Даниленко // Корпоративная экономика. – 2021. – №1 (5). – С. 85-89.
17. Даниленко Н.И. Теоретические и практические аспекты развития механизма государственного казначейского контроля / Н.И. Даниленко // Международный бухгалтерский учет. – 2014. – № 43 (337). – С. 33-43.
18. Деребизова С.А., Сидорова Ю.И. Стандартизация контрольной деятельности в Федеральном казначействе / С.А. Деребизова, Ю.И. Сидорова // Управление. Бизнес. Власть. – 2021. – № 2 (11). – С. 25-29.
19. Домрачева Л.П. Методы проведения контрольных мероприятий органами Федерального казначейства / Л.П. Домрачева, Н.Н. Бахтина // Вектор экономики. – 2022. – № 1 (7). – С. 14.
20. Дороничева Е.В. Проблема совершенствования финансового контроля на современном этапе / Е.В. Дороничева // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 202-205.
21. Исаев Э.А. Перспективы развития контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства / Исаев Э.А. // Бюджет. – 2021. – № 3. – С. 42-44.
22. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2021 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу, одобренный протоколом расширенного заседания Коллегии Федерального казначейства от 14 марта 2022 г. № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/ novosti/1216078 / (дата обращения: 10.06.2023).
23. Ковтун Л.Р. Казначейство России в системе государственного финансового контроля / Л.Р. Ковтун. – Аюшиевские чтения. Финансово-кредитная система: опыт, проблемы, инновации: материалы международной научно-практической конференции, 75-й ежегодной научной конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов, 27-й научной конференции аспирантов и 77-й научной конференции студентов и магистрантов (секция финансово-экономического факультета): в 2 томах. 2021. – С. 111-116.
24. Кутырев Ю.А. Новые инструменты осуществления внутреннего финансового контроля и аудита органами Федерального казначейства / Ю.А. Кутырев // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2014 год. Факультет экономики и финансов. Финансово-экономическое отделение: сборник докладов. – 2020. – С. 146-149.
25. Кутырев Ю.А. Новые полномочия Федерального казначейства по осуществлению финансового контроля / Ю.А. Котырев // Экономика России в возрождающемся многополярном мире: материалы научной конференции аспирантов СПбГЭУ – 2021. – 2021. – С. 108-109.
26. Лазарева Н.В. Казначейское сопровождение целевых средств // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. - 2022. - № 3. - С. 13-22.
27. Лелари Д.Д. Финансовый контроль в Российской Федерации и перспективы его развития / Д.Д. Лелари // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. – 2022. – С. 192-196.
28. Луговской Д.В. Финансовые обязательства как элемент финансовой отчетности: вопросы классификации и оценки / Луговской Д.В., Абросимова Ю.А. // Международный бухгалтерский учет – 2014. – № 1. – С. 8-15.
29. Мамитова Н.В., Полищук Д.А. Регулирование казначейского сопровождения как за¬щитная функция от незаконных посягательств на средства бюджета // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 12. - С. 68-71.
30. Марварова С.Р. Актуальное о казначейском сопровождении целевых средств // Жур¬нал Бюджет. - 2022. - № 10 (238). - С. 34-35.
31. Мигачев Ю.И. Теоретико-правовые основы государственного контроля (административные и финансовые аспекты) / Ю.И. Мигачев, И.А. Муравьев // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 3. – С. 79-86.
32. Назиров Ф.Д. Основные направления совершенствования деятельности Федерального казначейства / Ф.Д. Назиров // Финансовые инструменты устойчивого экономического развития регионов РФ: сборник статей Второй Всероссийской научно-практической конференции. – 2022. – С. 346-353.
33. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2004. – № 3. – С. 3–8.
34. Петракова А.А. Развитие казначейской системы России / А.А. Петракова, Н.Н. Козыркина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. –№ 3. – С. 46-48.
35. Прокофьев С.Е. Новации в сфере государственного финансового контроля, осуществляемого казначейством России / С.Е. Прокофьев // Финансы и кредит. –2020. – № 10 (634). – С. 2-11.
36. Сафонова А.Г. Совершенствование механизма финансового контроля Федерального казначейства / А.Г. Сафонова // Проблемы экономики и менеджмента. – 2021. – №5. С. 155-161.
37. Сафонова А.Г. Финансовый контроль в Федеральном казначействе: проблемы и пути совершенствования / А.Г. Сафонова // Стратегии развития современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2022. – С. 135-143.
38. Серебрякова В.И. Казначейский контроль при организации исполнения бюджета по расходам / В.И. Серебрякова, Т.Н. Бондаренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 7-2. – С. 293-297.
39. Фатхутдинов А.Р. Место и роль Федерального казначейства в системе государственного финансового контроля / А.Р. Фатхутдинов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2020. – № 31. – С. 98-101.
40. Чекина Д.С. Контрольные функции Федерального казначейства / Д.С. Чекина // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 296-298.
41. Шершнева А.А. Казначейское сопровождение как механизм предварительного кон¬троля за целевым использованием средств // В сборнике: МОЛОДАЯ НАУКА - 2022. Сборник статей IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Москва, 2022. - С. 256-261.
5. Электронные ресурсы
42. Казначейство России: [сайт]. – Режим доступа: http:// www.roskazna.ru. (дата обращения: 10.06.2023).
43. Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru. (дата обращения: 10.06.2023).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней