Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Исследование методов прогнозирования спроса позволяет предприятиям быть гибкими, адаптивными и успешными в динамичной и конкурентной бизнес-среде. Оно способствует принятию более обоснованных решений, улучшению операционной эффективности и удовлетворению потребностей клиентов. Рассмотрим более подробно факторы, обуславливающие актуальность исследования:
1. Увеличение конкуренции: в условиях рыночной конкуренции предприятия должны быть в состоянии предвидеть и адаптироваться к изменениям спроса. Исследование методов прогнозирования спроса позволяет предприятиям получать более точные и надежные прогнозы, что помогает им принимать более обоснованные решения и оставаться конкурентоспособными.
2. Изменяющиеся потребительские предпочтения: потребительские предпочтения и вкусы постоянно меняются, особенно в сфере быстро развивающихся индустрий, таких как мода и технологии. Исследование методов прогнозирования спроса позволяет предприятиям понять эти изменения и предлагать продукты и услуги, которые наиболее соответствуют потребностям и ожиданиям потребителей.
3. Сезонные колебания: Многие отрасли сталкиваются с сезонными колебаниями спроса, например, туризм, розничная торговля, праздничные товары и другие. Исследование методов прогнозирования спроса позволяет предприятиям лучше понять и учесть эти сезонные факторы, что способствует эффективному планированию производства, закупок и маркетинговых активностей.
4. Оптимизация операций: Исследование методов прогнозирования спроса помогает предприятиям оптимизировать свои операционные процессы. Например, на основе прогнозов спроса можно оптимизировать планирование производства, управление запасами, логистику и распределение ресурсов, что приводит к снижению издержек и повышению эффективности.
5. Разработка стратегий и принятие решений: Прогноз спроса является важным инструментом для разработки стратегий предприятия и принятия решений. Он помогает определить цели и планы развития, а также принимать решения о масштабировании бизнеса, вводе новых продуктов или услуг, выборе целевых рынков и многое другое [5, 11, 12].
Цель практики – ознакомление обучающихся студентов с многообразием мнений, концепций, научных школ, точек зрения разных авторов, учёных-исследователей по дискуссионным вопросам экономики, менеджмента, в том числе в приобретении первичных умений научно-исследовательской работы.
К задачам практики отнесём:
1. Изучение понятия и видов спроса, особенностей его формирования;
2. Исследование классификации методов прогнозирования спроса.
Структура работы представляет собой введение, в котором обосновывается актуальность тем исследования, обозначается цель и ставятся задачи практики; два раздела, где мы изучили определение понятия спроса, точки зрения различных авторов на данный вопрос, классификацию видов спроса, во втором разделе приведена классификация методов прогнозирования спроса, а также особенности исследуемых методов. В заключении сделаны выводы.
1. Понятие и виды спроса, особенности его формирования
В рыночной экономике важнейшими понятиями, определяющими ее развитие, являются спрос и предложение на различные товары и услуги. В современных условиях насыщения рынка различными товарами и услугами особое внимание необходимо уделять исследованию категории спроса, поскольку ориентация на потребителя определяет динамику и направление эволюции рыночных отношений [4].
К первой группе относятся авторы, такие как Басовский Л.Е., Дубровин И.А., Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В., Романеева Е.В., Ламбен Жан-Жак, которые рыночный спрос рассматривают как «общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период» [2, с. 137; 4, с. 310; 5: с. 14; 9, с. 318]. В данном случае понятие «спрос» отождествляется с понятием «товарооборот». С этим подходом нельзя не согласиться по ряду причин. Во-первых, несмотря на то, что объем продаж зависит от формирующегося спроса и изменяется адекватно изменению спроса, спрос первичен по отношению к предложению, он формирует объем и структуру предложения. Очевидно, что если бы формирующийся на рынке спрос встречал соответствующее предложение, то предприятия не сталкивались бы с проблемой реализации (продажи) и объем продаж ограничивался производственными мощностями предприятия. Спрос достаточно было бы один раз оценить, произвести соответствующее количество продукции и закрыть производство или производить продукцию с определенной периодичностью
Е.П. Голубков на первых страницах монографии «Маркетинговые исследования» интерпретирует спрос как «желание, конкретную потребность, подкрепленную покупательной способностью» [5: с. 6].
Вторая группа авторов, таких как Дубровин И. А., Ильенкова Н. Д., Каменева Н.Г., Поляков В.А. и другие, рассматривают спрос как «потребность, обеспеченную деньгами и предъявленную на рынке» [4, с. 22; 10, с. 6; 7, с. 434; 8: с. 874]. В частности, основоположник теории маркетинга Ф. Котлер характеризует спрос как «потребность в определенных товарах, выраженную в желании и способности приобрести их» [8: с. 156]. Отечественный исследователь Ю.В. Морозов рассматривает спрос следующим образом: «Во-первых, спрос — это потребность. Во-вторых, это не просто потребность, а потребность, представленная на рынке, т. е. обеспеченная деньгами, или платежеспособная потребность. В-третьих, это не только платежеспособная потребность, а потребность в конкретных товарах» [10, c. 9].
В экономике «спрос» указывает на спрос на товар или услугу и может относиться как к индивидууму (то есть к количеству товара, которое человек готов купить по определенной цене в данный момент), так и сообщество. Спрос тесно связан с доходом, то есть с суммой богатства, которая может быть использована для покупки товаров: поэтому увеличение дохода соответствует увеличению спроса. В этом случае спрос зависит от цены, которая изменяется пропорционально этому: на спрос влияет не только цена самого товара или услуги, но и цена других товаров, и в особенности взаимозаменяемых друг с другом и дополняющих друг друга, т. е. необходимо одновременно. Если цена товара увеличивается, спрос на взаимозаменяемый (замещающий) товар увеличивается, поскольку он стал дешевле, а спрос на дополнительный товар уменьшается [6].
Цена оказывает особое влияние на спрос в случае потребительских товаров и услуг по усмотрению, в то время как она мало влияет на предметы первой необходимости. Наконец, существуют субъективные факторы, влияющие на спрос, такие как пол, возраст, мода, предпочтения, социальные отношения и окружающая среда [3].
Термин «предложение» указывает на то, что компании готовы продать по определенной цене. Предложение также может рассматриваться в индивидуальной форме (следовательно, как качество товара или услуги, предлагаемой компанией) или в совокупности. Предложение также зависит от цены самого товара и других товаров: если цена слишком низка и не обеспечивает прибыли для покрытия производственных затрат, предложение
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных литературных источников
1. Анализ и прогнозирование рынка: учебник для вузов / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, В. Н. Старинский, Г. Ф. Щербина ; под редакцией А. Н. Асаула. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 296 с.
2. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М: ИНФРА-М, 2012. - 260 с. 2
3. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 474 с.
4. Дубровин, И.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 276 с.
5. Ерохина, Л.И., Башмачникова, Е.В., Романеева, Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2007. - 248 с.
6. Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление: учеб. пособие / Под ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. - 160 с. 10
7. Каменева, Н.Г., Поляков, В.А. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2010. - 439 с.
8. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – 15-е изд. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2020. – 844 с.
9. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2004. - 800 с.
10. Морозов, Ю. В. Основы маркетинга : учебное пособие / Ю. В. Морозов. — 8-е изд. — Москва : Дашков и К, 2016. - 148 с.
11. Статистика, аналитика и прогнозирование в современной экономике: опыт и перспективы развития: монография / под ред. М. Н. Толмачева, И. В. Зенкиной. – М.: КноРус, 2022. - 202 с.
12. Стегний, В. Н. Прогнозирование и планирование : учебник для вузов / В. Н. Стегний, Г. А. Тимофеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 210 с.