- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Какое влияние оказала великаяотечественная война на музыку советских композиторов
- Готовые работы
- Научно-исследовательская работа
- История России
Научно-исследовательская работа
Хотите заказать работу на тему "Какое влияние оказала великаяотечественная война на музыку советских композиторов"?27 страниц
11 источников
Добавлена 27.06.2024
2375 ₽
4750 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Оглавление
Введение 2
1 глава. Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной Войны 4
2 глава. Тема памяти о войне в песенном творчестве русских композиторов конца XX - начала XXI века 10
2.1 Воплощение темы памяти о войне в творчестве советских и российских композиторов 10
2.2. Идейно-художественная ценность песен, посвященных памяти о войне 14
2.3. Музыкальная классика в годы войны 15
Глава 3. Самые популярные песни 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность проблемы исследования: В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей и возрождения патриотизма, гражданственности и веры. Мы убеждены, что воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства и привить ему положительные качества невозможно без любви к Родине, уважения к ее истории и культуре. Патриотизм воспитывается со школьного возраста и основывается на эмоциональной осознанности и устойчивости. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют образовательные учреждения, поэтому в современных условиях особенно важно искать новые пути реализации патриотического воспитания школьников.
Согласно «Теории государственного образования в Российской Федерации на период до 2025 года», в ближайшие десятилетия общеобразовательные школы должны предложить
- Привитие высоких духовно-нравственных принципов, чувства гражданской ответственности, любви к Родине и преданности ей, стремления к ценному и бескорыстному служению обществу и государству;
- формирование у молодежи духа патриотизма и самосознания на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, уважения к ценностям священного и многонационального государства;
изучение истории Отечества на протяжении веков, места и роли России в ходе мировой истории;
- формирование глубокого понимания конституционных обязанностей граждан и военнослужащих, развитие утонченной культуры и образованности.
В настоящее время патриотическое воспитание граждан Российской Федерации имеет большое значение и осуществляется на законодательном уровне в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» .
Как показывает изучение философской, психологической и педагогической литературы, в России всегда придавали большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе любви к Родине и бережного отношения к традиционным культурным ценностям (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.П. Шацкий и другие).
Аспекты гражданско-патриотического воспитания являются предметом исследований в философии, истории, психологии, социологии, аксиологии и педагогике. Анализ научной литературы и существующих исследований по вопросам развития патриотических качеств личности показывает, что конкретные проблемы рассматриваются по следующим направлениям: теоретико-методологические проблемы патриотического воспитания современной молодежи (М.П. Бузский, А.К. Быков, В.А. Дацкий, В.В. Коновалов C.B. Кривых, С.Е. Матушкин, В.Ф. Фролов); патриотическое воспитание школьников в учебной деятельности (И.Е. Белухин, А.М. Кутуков, Ю.В. Лазарев, А.Н. Любарский, Р.Л. Рождественская, Б.Н. Устякин), внеклассной работе патриотизм и нравственное воспитание во внеклассной работе (И.А. Андрюшин, Д.К. Алиева, М.Л. Афанасьева, В.И. Бичевский, Г.Х. Валеева, Ю.А. Ерыгин, Е.А. Леванова, Б.П. Лукьянова, В.И. Рыбакова, Ш.Ш. Хайрулин, А.Н. Любарский, Р.Л. Рождественская, Б.Н. Устякин), патриотизм и нравственное воспитание в Ш.Ш. Хайрулин);
Мы считаем, что Великая Отечественная война 1941-1945 годов была, есть и будет одним из самых трагических событий в истории нашей страны. В России, наверное, нет ни одной семьи, которая не была бы вовлечена в эту войну. События минувшей войны остаются важнейшей памятью в самосознании народа Российской Федерации. Таким образом, благодаря созданию отечественными композиторами в конце ХХ - начале ХХ века песен на военную тематику, внимание к теме памяти о войне может стать благодатной почвой для формирования патриотизма у учащихся начальной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность формирования патриотизма у учащихся начальной школы через осознание отечественными композиторами темы памяти о войне в своем песенном творчестве со второй половины ХХ - начала ХХI века.
Цели
Систематизировать материалы исследований по выбранной теме;
Обобщить результаты исследования и послужить развитию внеклассной работы по теме «Музыкальный венок памяти».
1 глава. Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной Войны
Великая и ответственная роль искусства в Великой Отечественной войне. Новый, сложный период в истории нашей страны по-разному отразился в творчестве композиторов.
В творчестве композиторов. Настоящие и волнующие музыкальные произведения о жизни и борьбе советского народа. Музыкальные произведения о жизни и борьбе советского народа представляют собой своеобразную «звуковую летопись» Великой Отечественной войны.
Эти произведения непосредственно участвовали в борьбе советского народа и укрепляли его решимость отстоять свободу и независимость своей Родины.
Пафос героического патриотизма пронизывал деятельность советских музыкантов, не только советских музыкантов, но и всего советского народа. Он проявлялся в их творческой и исполнительской деятельности. Она определяет направление внутренней борьбы.
На переднем крае всенародной борьбы первыми появились народные песни. С первых дней войны композиторы всего Советского Союза обратились к этому самому провокационному и «оперному» жанру музыкального искусства. Количественный диапазон песенного творчества
О количественном диапазоне песенного творчества можно судить хотя бы по деятельности московских композиторов. За первые два дня войны было написано более 40 песен, а на четвертый день - около 100.
Количество песен составило около 100. Лучшие из этих песен вскоре были разучены солистами и хорами и исполнены перед войсками. Эти песни звучали перед войсками по пути на фронт. Таким образом, песня А.В. Александрова песня «Джихад» была написана в первые дни войны и быстро получила всенародное признание.
Это было всенародное признание. Войска Красной Армии разразились радостными криками.
Аплодисменты следовали за аплодисментами. Солдаты охотно маршировали под эту мелодию. Эпический и сюрреалистический характер, реализация выраженных в ней национализма, героизма и чувства патриотического долга. Это чувство патриотического долга было особенно актуально в тревожный осенний день 1941 года, когда враг рвался к ним.
В 1941 году враг рвался к Москве. Песня монументальна по содержанию и лаконична по исполнению, словно отлита из бронзы. К тому времени песня стала «музыкальным символом Великой Отечественной войны
Другие героические песни Первой из них следует назвать «Гимн Советскому Союзу», созданный поэтом. Гимн Советскому Союзу» написан поэтами С. Михалковым, Г. Эль-Регистаном и композитором А.В. Александровым. Кроме того, для удовлетворения желания советских людей поделиться своими скрытыми эмоциями появились лирические песни.
Они удовлетворяли желание советских людей поделиться своими скрытыми мыслями, эмоциями, воспоминаниями и надеждами. Появились и лирические песни. Примером может служить песня В. Соловьева-Седова «Ночь у дороги». Песня выражала тему прощания, что было в то время обиходным словом, и получила широкое распространение.
В песне выражена тема прощания, ставшая в то время обиходным словом, и она получила широкое распространение.
Особый интерес для советских композиторов представляла партизанская борьба - народные мстители, их индивидуальный героизм, их личный подвиг. Среди них были множество произведений, посвященных партизанам, многие из которых были несомненными художественными удачами.
Первой художественной удачей стала замечательная песня В. Захарова: «Ой, туман мой, туман мой, Мой туман, мой туман». Обстановка военного времени предъявляла особенно высокие художественные требования как к привлекательным героическим образам (следует вспомнить о роли плакатов, информационных сообщений и художественных фильмов), так и к фантазии,
роль плакатов, сводок новостей и художественных фильмов), так и лирических, интимных образов (знаменитое в то время стихотворение К.
К. Симонова - знаменитое стихотворение «Жди меня» было именно таким произведением). Так и было.
В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение мелодичных и широких народных песен. Лирические песни имели широкие мелодии и просторные структуры.
Седьмая симфония Шостаковича - произведение непреходящего классического значения. Произведение непреходящего классического значения, оно отличается глубоким и богатым содержанием.
Содержание. Советские и зарубежные слушатели сразу же поняли антифашистскую направленность симфонии.
Антифашистская направленность симфонии отражала идею непобедимости советского народа, отражала гуманизм Советского Союза. Новое произведение Шостаковича (премьера состоялась в марте 1942 г.) оказало огромное влияние на широкую аудиторию.
Новое произведение Шостаковича (премьера состоялась в марте 1942 года) произвело огромное впечатление на широкую аудиторию. Патриотические митинги. После исполнения Седьмой симфонии для сотрудников Ленинградского университета, принимавших участие в «Саратовском затмении», стихийно вспыхнул патриотический митинг.
Ленинградского университета, укрывшихся в Саратове (музыканты - Симфонический оркестр Московской государственной консерватории).
С трибуны и в зале звучали речи, приветствия в адрес высшего командования и композитора. Приветствия прозвучали и в адрес композитора. Автор Седьмой симфонии - Алексей Толстой, Евгений.
Толстой, Евгений. Петров и другие пропагандировали ее. Первая часть симфонии, «Тема вторжения», была использована в фильме.
Первая часть симфонии «Тема нашествия» была использована в одном из первых художественных фильмов того времени.
Еще одно яркое свидетельство общественного признания Седьмой симфонии. Конфликт между образом Родины и образом вражеского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича можно обнаружить и во многих других произведениях того времени.
К таким произведениям относятся опера Д. Кабалевского «Москва подземная», опера Д. Кабалевского «Черные», опера Д. Кабалевского «Баилы», опера Д. Кабалевского «Баилы».
Кабалевского «Чернь», В. Волошинова «Сильнее смерти» и многие другие. Практически все композиторы с удовольствием используют этот способ выражения.
Практически все композиторы используют этот выразительный прием для изображения вражеского нашествия. Вторжение. Выбор этих приемов подчеркивает неумолимую и человеконенавистническую природу фашистского характер фашизма.
Седьмая симфония Шостаковича известна в советском музыкознании как Ленинградская симфония. Героическая и историческая тематика занимала видное место в творчестве советских композиторов того времени. Среди произведений, посвященных героическим событиям отечественной истории, выделяется «Герои истории».
Среди произведений, посвященных героическим событиям отечественной истории, «Герои истории» выделяются как по масштабу, так и по художественному качеству.
Опера С. Прокофьева «Война и мир», в которой исторический опыт Отечественной войны 1812 года привлек внимание всего советского населения.
Опера «Война и мир», в которой исторический опыт Отечественной войны 1812 года привлек внимание всего советского народа, значительно повысила интерес к эпической поэзии Л.Н. Толстого.
Работа над монументальной оперой С. Прокофьева началась в конце 1941 года, планировалось две постановки. 1941 года, а премьера - в 1945 году. После этого. Композитор продолжал работать над произведением. В 1941-1942 годах были исполнены еще две героико-исторические оперы «Суворов» С. Василенко и «Емельян Пугачев» М. Коваля.
Для зрителей героико-исторических опер события прошлого, изображаемые на сцене, неизбежно сопоставляются с событиями прошлого,
События прошлого, изображенные на сцене, неизбежно сопоставляются с событиями настоящего. Такое восприятие стало возможным благодаря стойкость и бессмертие русского народа, усиленное идеей, что прошлое изображается на службе у настоящего.
В 1941-1945 гг. музыкальная композиция получила дальнейшее развитие. Советское искусство было проникнуто возвышенным гуманизмом. Гуманизм включал в себя произведения, основанные на конкретных исторических и современных событиях, а также более универсальные произведения.
Например, Квартет № 4 для виолончели с оркестром Н. Мясковского, Концерт для голоса с оркестром Р. Гриера. Необыкновенный балет «Золушка» обладает присущей человеку универсальностью,
Советские композиторы всегда творчески интересовались зарубежной жизнью и художественной культурой. В годы Второй мировой войны особое место занимали западные славяне, которые были ближе к русским по языку и культуре.
Тесное расселение славянских народов в то время было связано с их исторической судьбой и интересами. Исторической судьбой и интересами. Современные российские композиторы унаследовали одну из славных традиций русской классической музыки - обращение к славянской тематике.
Современные российские композиторы унаследовали одну из славных традиций русской классической музыки - обращение к славянской тематике.
Среди этих произведений - шедевр «Славянский квартет» В. Шеварин исполняет не только русские, но и украинские, польские, словацкие, сербские мелодии, в том числе словацкие и сербские мелодии.
Значение дружбы между народами Советского Союза нашло яркое отражение в развитии нашей музыки еще в 1930-е годы. Эта дружба укреплялась в годы испытаний Великой Отечественной войны.
Героические подвиги войны, такие как подвиг «28 панфиловцев», воспевались вновь и вновь. Тема межнациональной дружбы нашла отражение во многих музыкальных произведениях: операх «Под городом Москвой» («Под огнем войны») Д. Кабалевского, «Надежда Светлова» И. Дзержинского, «Родина» Уз. Гаджибекова, «Под городом Москвой» («Под огнем войны») К. Караева и Д. Гаджиева. Под огнем войны» К. Караева и Д. Гаджиева). Брусиловского «Вперед, защитники», хор А. Ситгаленко «Наша Украина».
В музыкальных композициях часто сопоставляются мелодии разных национальностей, символизирующие единство советских народов.
Так, в увертюре Р. Гурье «Дружба народов» сочетаются славянские (преимущественно русские) и азербайджанские темы, а в квартете № 7 «Дружба народов» Н. Мясковского - русские и кавказские музыкальные образы.
Квартет Н. Мясковского; Соната № 8 для фортепиано А.Н. Александрова органично включает советские народные мелодии; балет А. Хачатуряна «Гаян» выражает тему дружбы; Соната № 7 для фортепиано А.Н. Александрова органично включает советские народные мелодии; А. В сонате для фортепиано № 7 А.Н. Александрова органично звучат советские народные мелодии, а в балете А.Н. Хачатуряна «Гаян» - тема дружбы.
В годы войны музыкальное искусство играло важную роль в жизни фронта. Впрочем, само понятие «линия фронта» в годы Великой Отечественной войны было порой весьма условным. Блокадный Ленинград, хотя и находился на переднем крае обороны, для оборонявших его войск был близок к тыловому району. Действительно. Разбомбленные города также находились в тылу. Выполняя свой патриотический долг, артисты и те, кто принимал участие в каких-либо способствовали укреплению интеллектуального и нравственного единства советского народа.
2 глава. Тема памяти о войне в песенном творчестве русских композиторов конца XX - начала XXI века
2.1 Воплощение темы памяти о войне в творчестве советских и российских композиторов
Великая Отечественная война была, есть и будет одним из самых ярких и трагических событий в истории нашей страны. Война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в нем лучшие качества. Чем более отдалены от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее произведения художественной литературы, в которых война глубоко и всесторонне отражена во всех ее проявлениях.
Тема памяти о войне в творчестве русских композиторов второй половины XX века имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения. Это связано с тем, что в России нет семьи, которая не потеряла бы родных и близких в этой страшной войне. Память о войне вдохновила композиторов на создание таких прекрасных песен, как «День Победы» Д. Тухманова, «Призыв» А. Петрова, песня из кинофильма «17 мгновений весны» М. Талывердиева. Любима публикой песня Брата Окуджавы, посвященная памяти о войне. Это «Мы не будем стоять в тени» из кинофильма «Белорусский воксарь» (1971) и «Надень куртку и иди домой» из кинофильма «От зари до зари» (1975). Поэт и композитор всегда говорил, что его стихи и песни о войне посвящены, прежде всего, ее рядовым участникам, которые ничем не выделялись, не геройствовали, а отстаивали доброту, милосердие и любовь. Поэт ценит «скрытое тепло патриотизма» в их сердцах .
Прощайте, мальчики. Мальчики. Прощайте, мальчики. Поэт связывает свой лирический талант с чудесным спасением на войне и судьбой петь по погибшим.
Важной темой творчества Владимира Высоцкого является память о войне, которую он слышит с детства, слушая рассказы фронтовиков, вернувшихся с войны. Война в творчестве Высоцкого показана в самых неожиданных аспектах. Через переживания отдельных людей в окопах и под обстрелом, через их страдания и надежды. Тема войны занимает значительное место в творчестве Михаила Ивановича Ножкина, и это не случайно. Армейское детство, ранения и жизнь отца в немецком плену оставили глубокий след в душе поэта. М.И. Ножкин и по сей день активно участвует в общественно-политической жизни, выступает с концертами, ездит по стране, общается со слушателями. Он является председателем межрегионального фестиваля военно-патриотических фильмов «Форпост» и лауреатом литературной премии имени Твардовского и Есенина .
Композитор Марк Фрадкин находит новые краски, чтобы «задеть за живое», поговорить с молодым поколением, обратиться к его памяти, вдохнуть жизнь в героев прошлого, найти новые страстные интонации, которые захватывают всех, к кому обращен его голос. Темы и образы Великой Отечественной войны не должны уходить из наших песен, как не должны уходить они из литературы, искусства, кино» . Композитор Вано Младери, на долю которого тоже выпало испытание войной, также обращался к теме войны в своих произведениях. Так, песня «Набат в Бухенвальде» является наиболее репрезентативным воплощением темы памяти о войне в творчестве композитора . Владимир Мигуля («Солдатская песня»), Евгений Мартынов («Баллада о матери»), Юрий Антонов («Мак», «Снегирь»), Александр Колкер («А мы войны не знали»), Марк Минков («Если б не было войны»). На наш взгляд, песни советских композиторов, посвященные памяти о войне, о которых шла речь выше, являются наиболее значимыми в творчестве, способствующими формированию патриотизма у подрастающего поколения и заслуженно завоевавшими национальные патриотические права.
Многие считают, что в наше время песни о Великой Отечественной войне не пишутся, но нам хотелось бы доказать обратное. Не только композиторы конца прошлого века, но и современные российские композиторы, работающие в песенном жанре, посвящали свои произведения Великой Отечественной войне - великому достижению русского народа. Поиск в социальных сетях показывает, что многие российские музыканты, не являясь членами Союза композиторов, пишут песни на тему военных песен. Можно констатировать тот факт, что современные музыканты и композиторы являются прямыми потомками всех тех, кто вынес и пережил все тяготы войны, тех, кто погиб, защищая Отечество, тех, кто строил победу в тылу, тех, кто отстоял свободу и независимость Родины. Григорий Кропивский («Это просто война»), Владимир Палушта («Месяц май»), Ольга Юдахина («Дети войны»), Виктор Цой («Кукушка»), Тамара Гварцетели («Баллада о войне) и многие другие патриотические песни, посвященные памяти о Великой Отечественной войне, звучат с экранов телевизоров и в многочисленных концертных залах, на фестивалях и конкурсах патриотической песни.
Действительно, современные военные песни, как и современная поп-музыка в целом, имеют свои особенности, которые проявляются не только в гармоническом стиле при выражении песенных фактур, но и в написании литературных текстов. В то же время смысловая нагрузка и музыкальное оформление песен доступны и понятны современному слушателю, неравнодушному к тому, о чем поется в песнях.
При более внимательном рассмотрении современных песен о Великой Отечественной войне (написанных на рубеже XX и XXI веков) можно сделать вывод, что в отличие от песен, написанных вовремя и после войны, они являются песнями памяти о Великой Отечественной войне:
- Это песни-воспоминания, молитвы и покаяния о героях войны;
- мелодия сложная, написана для конкретного исполнителя и редко исполняется хоровым коллективом;
- песни со сложной мелодией, написанные для конкретного исполнителя и редко исполняемые хоровым коллективом; песни со сложной мелодией, написанные для конкретного исполнителя и редко исполняемые хоровым коллективом.
Таким образом, тема памяти о войне имеет большое значение для патриотического формирования молодого поколения, и благодаря отечественным композиторам конца XX - начала XXI века ее воплощение можно увидеть в их песенном творчестве, которое призвано вызывать у слушателя глубокие патриотические чувства.
2.2. Идейно-художественная ценность песен, посвященных памяти о войне
К.М. Королев в своей научной статье пишет, что рост интереса российских романистов и кинорежиссеров к Великой Отечественной войне был неожиданным. В контексте нашего исследования можно утверждать, что подобно тому, как музыканты обратили внимание широкой аудитории на историческую, преимущественно военную тематику, аналогичный всплеск произошел и в музыкальной среде По мнению К.М. Королева, такой всплеск был вызван следующими факторами сохранение войны как важнейшего места памяти в коллективном самосознании русского народа;
появление нового поколения писателей «эпохи Интернета», «форумных» писателей, в литературном, музыкальном и песенном жанрах, которые «выросли» за счет своей целевой читательской аудитории и ее ожиданий. Если говорить о современных военных песнях и их авторах, то можно сделать вывод, что имена многих композиторов не снискали авторитета в Федерации композиторов России. Современным композиторам удалось правдиво выразить чувства и мысли тех, кто помнит о тех, кто стойко и мужественно сражался с фашизмом, проявляя беззаветную преданность Родине. Благородные герои и их подвиги, запечатленные в тексте песни, оставят свой след в душах детей. Образы людей, совершивших великие дела и поистине героические поступки, настолько ярки и убедительны, что станут положительным примером для подражания, а впоследствии и рождения нового поколения героев.
Анализ произведений современных российских композиторов, поющих о войне, показывает, что, независимо от особенностей жанра и сюжетной линии, в каждой песне представлен образ героического подвига советского народа, подчеркивается значимость победы, консолидируется современное российское общество, в качестве основных составляющих ценятся патриотизм и культурная идентичность Сделан вывод, что они призваны служить примером системы.
Если говорить о современных военных песнях и их авторах, то можно сделать вывод, что имена многих композиторов не снискали авторитета в Федерации композиторов России. Современным композиторам удалось правдиво выразить чувства и мысли тех, кто помнит о тех, кто стойко и мужественно сражался с фашизмом, проявляя беззаветную преданность Родине. Благородные герои и их подвиги, запечатленные в тексте песни, оставят свой след в душах детей. Образы людей, совершивших великие дела и поистине героические поступки, настолько ярки и убедительны, что станут положительным примером для подражания, а впоследствии и рождения нового поколения героев.
Анализ произведений современных российских композиторов, поющих о войне, показывает, что, независимо от особенностей жанра и сюжетной линии, в каждой песне представлен образ героического подвига советского народа, подчеркивается значимость победы, консолидируется современное российское общество, в качестве основных составляющих ценятся патриотизм и культурная идентичность Сделан вывод, что они призваны служить примером системы.
2.3. Музыкальная классика в годы войны
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. военная музыка иногда использовалась в боевых действиях (например, при снятии блокады Ленинграда, в решающих сражениях на границе). Концерты военно-патриотической музыки, проводимые за рубежом для жителей освобожденных городов, перерастали, как правило, в стихийные митинги, участники которых выражали высокую оценку социалистической стране и ее могучей армии. Музыка стала оказывать влияние на военное воспитание, повысила его социально-организаторские функции и усилила культурно-воспитательную роль при проведении различных обрядов, церемоний и гражданских праздников. Военная музыка включает в себя в основном сигнальную, строевую, общественно-церемониальную, развлекательную и концертную военную музыку. Основным жанром является строевой марш. К его разновидностям относятся маршевый, или «быстрый», парадный, или «для торжественного прохождения», строевой, фанфарный, встречный, похоронный и концертный виды марша. К строевой церемониальной музыке относятся такие произведения, как «Вечерний рассвет» и «Развод караулов», разработанные для нужд воинских формирований, учебных, церемониальных и внутренних. В репертуаре военного оркестра есть и легкая музыка - танцы, увертюры, фантазии, попурри. Многие марши, вальсы, польки, мазурки и другие произведения посвящены конкретным боевым эпизодам военной истории, отражают патриотические идеи в обобщенных героических или лирических образах, носят идиоматические названия - например, русские марши: «Марш на Париж», «Геок-Тепе» (М.Д. Скобелев) - девиз крепости, завоеванной М.Д. Скобелевым (М.Д. Скобелев. Д. Скобелев), «Герой», «Победа победителей», «Тоска по Родине», «Воин», «Прощание славянки», вальс «На Маньчжурской сопке», «Амурские волны», мазурка «Уран». Преображенский марш, марш Печорского полка, марш 14-го Гренадерского (Грузинского) полка, егерский марш и др. Развивая прогрессивные национальные традиции русской военной музыки и наполняя их новым содержанием, современные композиторы активно стремились обогатить военную музыку произведениями, написанными специально для духового оркестра: Р.М. Герье («Марш Красной Армии», 1924), С.Н. Василенко («Лагерный марш Красной Армии», 1929) ), М.М. Иполитов-Иванов, Н.Я. Мясковский («Торжественный лагерный марш» и «Драматический марш», 1931), Д.Д. Шостакович («Торжественный марш», 1940) и другие ведущие музыканты внесли в это свой вклад. Наряду с концертными маршами создавались и аранжированные марши (Н.П. Иванов-Радкевич, Ю.А. Кайт, В.С. Лунов, С.А. Чернецкий и др.). Много маршей было написано на тему народов Советского Союза (марши А.И. Хачатуряна, А.В. Затаевича, А.М. Сатьяна, Н.К. Чемберже, Д.Ф. Салимана-Владимирова и др.) Композиторы создали немало масштабных произведений для духового оркестра (Симфония № 19 и Драматическая увертюра Мясковского, Симфония № 5 Иванова-Радкевича, Четыре симфонии Кожевникова, Пассакалья и фуга Макарова, «Поэма о Сталинградской битве» Цегренка и «Симфония мужества»). и «Симфония мужества», «Красноармейская сюита» Кручнина, концертные увертюры, рапсодии, фантазии и сюиты различных композиторов). Репертуар военных духовых оркестров включает переложения симфонических и симфонических произведений Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других, а также фрагменты классических и современных опер и балетов. Подлинно художественное раскрытие крупных произведений дают духовые оркестры средних военных оркестров Советской армии. Сложность репертуара военного оркестра и высокие требования к его исполнению обусловили необходимость подготовки дирижеров военных оркестров на базе высшего музыкального образования (Московская консерватория) и специальной подготовки военных музыкантов. Появление каждой из симфоний Шостаковича становилось важным событием в жизни советской интеллигенции, которая надеялась, что эти произведения станут настоящим духовным откровением. Кажется, ни один советский композитор не смог так глубоко и страстно выразить эмоции своих современников, так буквально слиться с их судьбами, как Шостакович в Симфонии № 7. 9 августа 1942 года в Ленинграде, осажденном немецкими войсками, состоялась премьера Симфонии № 7 Шостаковича. Премьера Симфонии № 7 состоялась в Большом зале Филармонии. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиовещательного комитета. Во время блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были прекращены в декабре, а когда возобновились в марте, играть могли только 15 ослабленных музыкантов. В мае в осажденный город самолетом были доставлены партитуры всех частей симфонии. Для комплектования оркестра музыкантов пришлось отзывать из воинских частей. В день первого исполнения на подавление огневых точек противника были брошены все артиллерийские подразделения Ленинграда. Несмотря на бомбежки и авиаудары, все люстры филармонии были зажжены. Зал филармонии был полон. Публика была самая разнообразная. Среди слушателей концерта были моряки, вооруженные пехотинцы, бойцы ПВО в толстовках и бандитские завсегдатаи филармонии. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, многие из которых, не скрывая, проливали слезы. В этой великой музыке удалось выразить то, что объединяло людей в то тяжелое время, - веру в победу, самопожертвование, безграничную любовь к своему городу и стране В июне 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» писали: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». В них было опубликовано стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, которое начинается так. Эти стихи требовали от поэта напряженной работы. Сохранившиеся в архиве черновики показывают, что Лебедев-Кумач по нескольку раз переписывал каждую строчку стихотворения, прежде чем закончить его. Стихотворение было прочитано в газетах Александром Васильевичем Александровым, руководителем труппы певцов и танцоров Красной Армии под Красным флагом».
Глава 3. Самые популярные песни
Песня «Священная война» была принята нашей армией и всей страной как музыкальный символ Великой Отечественной войны. Ее пели везде - на передовой, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Весной 1942 года небольшая группа защитников Севастополя заняла оборонительные позиции в пещерах, вырытых в скале. Гитлеровцы предприняли яростную атаку на эту естественную крепость, отовсюду посыпались гранаты. Вдруг из глубины подземелья донеслась громкая песня. Затем раздался мощный взрыв, и осколки скалы засыпали всю пещеру. Советские бойцы не сдавались врагу. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал много красноармейских песен в годы гражданской войны. В период мирного строительства его стихи «Песня о Родине», «Московский май», «Если завтра война» были положены на музыку и стали настоящими народными песнями. В бомбоубежищах» - еще одна известная песня на слова Алексея Суркова и музыку Константина Листова. Поначалу автор не собирался публиковать стихотворение и не ожидал, что оно станет песней. Поэтому стихотворение хранилось в домашнем архиве поэта и, вероятно, так и не было отправлено в редакцию Константина Листова, составителя фронтовой газеты «Красноярская правда». Никакого «нечто» не было. Сулков вспомнил написанное дома стихотворение, развернул тетрадь, аккуратно переписал его и отдал Листову. Но через неделю композитор вновь появился в редакции и запел под гитару «В окопах бомбежки». Всем показалось, что песня «родилась». После публикации стихов и мелодии в «Комсомольской правде» песню стали петь повсюду, хотя она еще нигде не была опубликована. Песня до сих пор трогает сердца людей и стала вечной одой солдатской любви и верности Родине. В лесу прифронтовом» было написано Михаилом Исаковским и сочинено Матвеем Брантером. Стихотворение было написано на втором году войны. Автор послал его своему старому другу Матвею Брантеру, который через несколько месяцев услышал по радио песню в исполнении Ефрема Флакса. Песня ярко передает настроение и основную мысль стихотворения Исаковского. Это не только реминисценция или воспоминание о мирной жизни, но и призыв к оружию перед ненавистным врагом: в 1946 году композитор Матвей Исакович Брантер был удостоен Государственной премии СССР за песни «Под звездами Балкан», «Моя любимая», «В лесу прифронтовом». До создания «В лесу прифронтовом» Исаковский и Брантель написали еще одно замечательное произведение - «Катюша». Эта песня была особенно популярна в годы войны и вызвала огромный резонанс. Миллионы людей восприняли героиню песни как реальную девушку, которая любила воина и ждала от него ответа. Рассказывают, что однажды во время боев на Керченском полуострове, ночью, русские солдаты услышали звук «катюши», доносившийся из соседних немецких окопов. Немцы «тряхнули» один раз, потом второй и третий. Наши солдаты пришли в ярость, и группа красноармейцев внезапно бросилась в немецкие окопы. Бой был настолько быстрым, что немцы не успели среагировать, а пластинки с нашими песнями уже были доставлены немцам.Июль 1941 г. Проведя на Западном фронте не менее недели, Симонов вернулся в Москву. Он намеревался вернуться на фронт на машине, но подготовка машины к этому заняла неделю. За эти семь дней автор написал такие произведения, как «Жди меня», «Майор взял ребенка на подводу», «Не сердись, все к лучшему». Сначала Симонов читал свои стихи разным людям, а когда понял, что его стихи способны найти отклик в сердцах слушателей, стал писать их для отечественных газет. Самое известное стихотворение Симонова - «Жди меня». Стихотворение стало общеизвестным и не нуждается в доработке, 17 композиторов выразили желание положить его на музыку. Мало какое другое произведение в истории советской поэзии получило столько откликов. Стихотворение искали, вырезали из газет, переписывали, носили с собой, передавали друг другу, читали на фронте и в тылу. Жди меня» было едва ли не первым произведением Симонова, и его популярность сначала потрясла его самого: осенью 1942 года командование Брянского фронта получило довольно необычную телеграмму: «Пришлите песню. Пришлите мне песню». Ее написал партизан из Брянского леса. Политотдел фронта попросил поэта Анатолия Софронова и композитора Сигизмунда Каца выполнить поручение партизана. Для Софронова и Каца это было не первое совместное сочинение: в 1937 году они начали писать лихую казачью песню «Как у старого дуба». С тех пор они сочинили множество песен, как героических, так и юмористических, маршей и лирических, маршей и частушек. Но не было необходимости писать партизанские песни. После долгих раздумий авторы вдруг вспомнили старую народную песню «Буря шумит, дождь шумит» и забытую песню Отечественной войны 1812 года «Пламя Москвы шумит». В этих эпических песнях выражены душа, патриотизм и мужество русского народа. Так родилось название «Гимн партизан», а затем и первые слова Гимна партизан. Песня быстро создавалась как по-настоящему суровая, широкая, героическая, близкая к характеру народного мстителя. Песню можно было играть в лесу, в бомбоубежище, у костра с половинными нотами. Георгий Абрамов исполнял ее по радио.
Впоследствии песня стала популярной не только среди партизан, но и среди солдат на фронте. Вторая «премьера» состоялась в день освобождения Брянска (17 сентября 1966 года). В этот день на площади Партизан в центре Брянска был торжественно установлен памятник в память о советских и партизанских воинах, освободивших Брянск от фашистской агрессии. На цоколе установлена скульптура группы партизан, хозяев брянского леса, с надписью: «Шумит брянский лес, опускаются синие туманы, сосны слышат звук победного наступления партизан». На одном из концертов композитор Ежи Петржубульский исполнил новую мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М. Галицкий, заметив мелодичное и яркое музыкальное произведение, сразу же записал строки, возникшие в его поэтическом воображении, в блокнот, находящийся в зале. «Вы никогда не забудете нашу сердечную и приятную встречу», - сказал он. После концерта поэт встретился в гостинице с Ежи Петерсбруски и показал ему эскиз. Было решено, что песня должна получиться, но к ней необходимо добавить текст. Через несколько дней работа была полностью завершена, и премьера состоялась на следующем концерте Станислава Ландау. Новая мелодия, которую автор назвал «Синий платочек», сразу же полюбилась москвичам и вскоре стала широко известна. В начале 1942 года Долматовский написал стихотворение «Танцы до рассвета». Вот оно: на реке Оскол свистит вьюга, над ней скользит шторм. В наше время стихотворение понравилось одному из школьных композиторов, и он использовал его как вдохновение для мелодии вальса. Правда, потребовался новый вариант текста, чтобы он соответствовал ритмическому рисунку мелодии. В связи с этим Владкин вспомнил историю, услышанную от своего знакомого: однажды летним вечером армейский летчик остановился отдохнуть в небольшой деревушке. Вдруг офицер услышал музыку. Местная молодежь танцевала под разбитый патефон. Лейтенант подошел и увидел стоящую рядом девушку. Лейтенант пригласил ее на вальс, и они разговорились. Но им пришлось попрощаться. Водитель посигналил и сказал, что пора ехать. Хотя время изменилось, молодой офицер так и не смог забыть девушку. Вдохновленный этой историей, поэт начал писать слова, и вскоре у него получилась песня. Оставалось только, чтобы слушатель услышал эту песню.
Под аккомпанемент трофейного аккордеона Владимир Владкин исполнил «Офицерский хоровод» перед солдатами в поезде, следовавшем к новому театру военных действий на фронте. Песня имела успех. Об этом можно судить по тому, что песня распространялась молниеносно. Писатель, приехав на одну из станций, услышал, как солдаты поют: «Ночь коротка, тучи спят, моя ладонь - твоя чужая рука». Редко какая новая песня становилась столь популярной на фронте сразу после своего появления. Когда Леонид Утесов исполнил ее по радио, никто не знал этой песни. Автор решил изменить первоначальное название на «Хоровод с мыслями», поскольку песня была не только «для офицеров», но и «для солдат». Песня «Камень воли» (композиция Б. Мокрозова, слова А. Жарлова) была написана в 1944 году и основана на реальных событиях. После кровопролитного боя в Севастополе они с четырьмя матросами покинули Севастополь и отправились на катере из Севастополя. Один из них был тяжело ранен и на смертном одре подарил товарищам осколок гранитного камня с Севастопольской дамбы. Этот камень передавался от моряка к моряку до тех пор, пока они не вернулись в Севастополь - город-герой, освобожденный от фашистов. Давайте закурим» (слова и музыка М. Табачникова и И. Френкеля).
Песня, ставшая знаменитой благодаря непревзойденному исполнению Кравдии Шульженко, была написана в декабре 1941 года. Во время войны слова песни звучали так: Дуют теплые ветры. Снег на южном фронте снова тает. Тает снег в Ростове, тает снег в Таганроге. Когда-нибудь я вспомню эти дни. В позапрошлом году осенью на южном фронте выпал снег. Потом снег начал таять, и российские дороги стали грязными. Это позволило советским войскам начать наступление на немцев под Ростовом-на-Дону, освободить город и нанести первое крупное поражение врагу. Соловей» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи А. Фачанова). Автор этой трогательной песни Алексей Фачанов воевал на фронте рядовым. Он вспоминал, что после затихания боев, лежа в зеленой роще и стряхивая с себя частицы сонной земли, он и его товарищи слышали соловьиное пение за рокотом вражеских самолетов, которые исчезали вдали, словно утверждая жизнь. С первых дней Великой Отечественной войны, в рядах славной армии, Фачанов глубже понял величие чувств людей, красоту их духа, ценность дружбы и любви, цену правильных, нужных в данный момент слов. Темная ночь» (композиция Н. Богословского, слова В. Агатова), написанная в 1943 году специально для фильма Леонида Лукова «Два бойца». В фильме эту песню поет главный герой Марк Бернис, которого сыграл одессит Аркадий Юбин. С тех пор «Черная ночь» стала одной из самых известных и популярных военных песен. Эх, дорога» (автор А. Новиков, слова Л. Очанин). Песня была написана для театрального спектакля Сергея Юткевича «Весна Победы» после окончания Отечественной войны в 1945 году. Однако спустя десятилетия песня была однозначно признана военной. Это объясняется ее уверенной мелодией и простой, метафоричной лексикой. Эта музыка неподвластна времени, особенно для тех, кто участвовал в войне, ведь никакие хиты не могут заменить ее эмоциональность и значимость для Победы.
Заключение
Сегодня мы имеем одно из величайших изобретений человечества - Интернет. Используя это изобретение человечества, я выдвинул свои идеи и попытался найти и собрать информацию по выбранной теме, исследуя различные сайты. Не менее сложным было и то, что для понимания сути моей темы мне необходимо было попасть в атмосферу армии 1940-х годов. Пришлось обойтись без музыки, потому что без нее не было бы невероятного настроения триумфа и огромного патриотизма у русских солдат. Потому что без музыки не было бы невероятного настроения победы и великого патриотизма у русских бойцов. Музыкальное искусство - это главная опора, можно даже сказать, поддержка, в трудные минуты жизни. Прежде всего, мы хотим выразить сердечную благодарность мастерам музыкального искусства, которые сочинили для нас вечные мелодии. Мы также хотим выразить сердечную благодарность великим поэтам, которым принадлежит язык песни, язык, имеющий невероятное значение для понимания того, что происходило в те бурные минуты. Они - наша гордость, наша память и наш труд. Мы поняли, что люди помнят не только будущее, но и прошлое. Ведь эта память - наша история, наша жизнь, а без прошлого не может быть будущего. Во Второй мировой войне погибло около 60 миллионов человек. Если начнется третья мировая война, то мир перестанет существовать. Чтобы не повторять ошибок прошлого в будущем, важно помнить прошлое, и музыка всегда будет играть в этом отношении роль ориентира. В этой статье я расскажу об истоках военной музыки и упомяну несколько захватывающих дух произведений. Я «познакомился» с русскими героями и простыми людьми, которые продолжали работать в условиях тяжелой жизни. Я также познакомился с российским военным оркестром имени Александра Васильевича Александрова. Люди создавали мир и искусство. Все они живы и здоровы, вошли в историю и никогда не умрут.
Фрагмент для ознакомления 3
Список использованной литературы
1. Андриянов В., Кузнецов А. Песни войны и Победы. Издательство «Клуб 36'6», 2010. – 264 с.
2. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве[Текст]: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Ленинград: Музыка, 1980. — 216 с.
3. Ерохина, Т. Е. Феномен памяти в массовой культуре: контрпамять постпамять в отечественном кинематографе [Электоронный ресурс] /URL: https://cyberleninka.ru/article/v/fenomen-pamyati-v-massovoy-kulture-kontrpamyat-i-postpamyat-v-otechestvennom-kinematografe
4. Васильев, А. Культурная память / забвение и национальная идентичность: теоретические основания анализа [Текст] / А. Васильев // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке : коллективная монография, 2 издание. – Москва : Совпадение, 2015. – С. 29–57.
5. Дневники и письма Ирины Михайловны и Михаила Тимофеевича Белявских / Отв. ред. Е.О. Ягодкина. — М.: Издательство Московского университета, 2010. — 392 с.
6. Лукъянова, Н.В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Н.В.Лукъянова. – М.: Музыка, 1979. – 170 с.
7. Русские и советские композиторы. – М.: Музыка, 1979. – 260 с.
8. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. — 383 с., илл.
9. Советская культура с 1960-х по конец 1980-Х гг. [Элетронный ресурс]./URL:https://studref.com/315909/kulturologiya/sovetskaya_kultura_1960_konets_1980
10. Тигранов, Г.Г. Арам Ильич Хаятурян / Г.Г. Тигранов. – М.: Музыка, 1979. – 300 с.
11. Михаил Ножкин, песни о России [Электронный ресурс]/ URL: https://www.liveinternet.ru/community/5643488/post350578876/
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней