Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Организация диагностического обследования развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР
Исходя из теоретического материала используемой литературы, выявлено, что лексическая сторона речи (словарный запас) является набором слов, характеризующим объем (количество) и состав частей речи (качество словарного запаса). Словарный запас или лексическая сторона речи является одним из компонентов речевой системы, которую необходимо формировать у детей с ОНР.
Словарный запас – это совокупность слов, которым может пользоваться ребенок в своей речи. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный [2].
Цель проведения исследования состоит в том, чтобы определить уровень развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Для достижения поставленной цели необходимо решение таких задач:
1. Выбрать диагностические задания, которые позволят определить уровень развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР;
2. Определить критерии оценивания, устанавливающие уровень развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР;
3. Дать описание процедуры обследования дошкольников с ОНР при проведении их обследования.
Нами были использованы диагностические задания Г.А. Волковой [1].
Целесообразность использования заданий, разработанных Г.А. Волковой, определена тем, что:
- существует возможность комплексно подойти к выявлению особенностей и уровня развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР;
- взаимосвязанность и взаимодополняемость представленных автором диагностических заданий;
- наличие описания критериев оценивания и характеристики каждого уровня развития лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР;
- соответствие диагностических заданий возрасту дошкольников.
Диагностическое исследование проведено в МБДОУ - детский сад «Теремок». В нем задействовано 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Определение уровня развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР проходило в три этапа.
1. Констатирующий этап: подбор методик исследования с учетом возрастных характеристик дошкольников и темы исследования.
2. Формирующий этап: на основе анализа результатов спланирована и проведена коррекционная работа по развитию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
3. Контрольный этап: повторная диагностика с помощью методики констатирующего этапа; произведен анализ результатов контрольного этапа, определены выводы об эффективности экспериментального исследования уровня развития лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Рассмотрим процедуру обследования, которую рекомендовала Г.А. Волкова, автор диагностических заданий. Каждый ребенок индивидуально обследуется, время на диагностические задания не ограничено. Педагогу следует убедиться в том, что дошкольник понимает суть инструкции. При необходимости она разъясняется. Логопед должен фиксировать всю информацию и отметить специфические типы ошибок, которые допускает каждый ребенок. По окончании процедуры исследования, полученные данные подвергаются оценке в количественных и качественных областях. В результате каждому ребенку присваивается один из четырех уровней развития лексической стороны речи.
Содержание диагностических заданий, их назначение, специфика выявления уровня развития у старших дошкольников с ОНР лексической стороны речи представлены в приложении № 1.
Представим названия заданий для диагностики:
Задание № 1. Назвать поочередно все однородные предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово.
Задание № 2. Подобрать родственные (однокоренные) слова.
Задание № 3. Подобрать определения к словам.
Задание № 4. Подобрать антонимы к словам.
Задание № 5. Исследование состояния глагольного словаря.
Задание № 6. Назвать наречия.
Максимальный балл, который может получить дошкольник за правильное выполнение шести заданий, составляет - 49.
Дадим краткую характеристику четырех уровней развития лексической стороны речи (таблица 1).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство - Пресс, 2006. – 144 с.
2. Захарова, В.И. Формирование лексической стороны речи у дошкольников в норме // Экономика и социум. 2017. №12 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskoy-storony-rechi-u-doshkolnikov-v-norme (дата обращения: 25.09.2023).
3. Краузе, Е.Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста/ Е.Н. Краузе.- СПб, 2005.
4. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / редактор Л. С. Волкова. –
5-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
5. Сорокина, Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Дом, семья : пособие для логопеда / Н. А. Сорокина. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 174 с.
6. Филичева, Т. Б. Развиваем речь и мышление дошкольника : программно-методические указания и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – Москва : В. Секачев, 2018. – 228 с
7. Александрова А.А. Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи https://kurl.ru/JHWLD