Фрагмент для ознакомления
2
Методики по исследованию качеств необходимых для успешных про-давцов в сфере обслуживания
Поскольку к самым важных профессиональным качествам продавцов в сфере обслуживания относятся: развитые познавательные процессы (внимание, память, логическое мышление), общительность, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, способность справляться со стрес-сом, мотивация достижения, то можно предложить следующие методики, направленные на оценку этих качеств.
Корректурная проба
Методика применяется для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция к тесту. На бланке с буквами вычеркни, просматривая ряд за рядом, такие же буквы, как и первая. Время работы – 5 минут. По моей команде отметь вертикальной чертой, сколько знаков ты просмотрел.
Стимульный материал
Уровень концентрации внимания (К, %) вычисляют по формуле:
, где
Σ – количество правильно зачеркнутых символов; P – количество пропущенных символов; O – количество ошибочно зачеркнутых симво-лов; n – количество символов, которые необходимо было вычеркнуть.
Оценка концентрации внимания:
Уровень развития концентрации внимания Значение (%)
Очень хороший 81–100%
Хороший 61–80%
Средний 41–60%
Плохой 21–40%
Очень плохой 0–20%
Продуктивность внимания оценивается как отношение количества просмотренных букв к их общему количеству в %. Нормой считается про-смотр 53% и более символов.
Точность внимания оценивается как отношение правильно вычеркну-тых букв к общему количеству букв, которые нужно было вычеркнуть в просмотренном интервале.
Оценка точности в %:
- до 25 % – низкие результаты выполнения задания;
- 26 - 40 % – результаты ниже среднего;
- 41 - 60 % – средние результаты;
- 61 - 75 % – результаты выше среднего;
- 76 - 90 % – высокие результаты;
- 91 - 100 % – отличное выполнение задания.
Показатель точности выполнения задания отражает состояние психи-ческой работоспособности, степень устойчивости и утомляемости внима-ния.
Методика определения переключения внимания
Для проведения методики требуется секундомер и модифицирован-ная цифровая таблица Шульте.
Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом.
В первой серии испытуемому предлагают указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем поряд-ке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно: черные в возрастающем порядке, красные – в убы-вающем.
При обработке результатов составляется график времени, затрачен-ного испытуемым на выполнение трех серий исследования.
Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых:
Т = Т3 – (T1+T2),
где T1 – время, потраченное испытуемым на выполнение первой се-рии; Т2 – время, потраченное на выполнение второй серии; Т3 – время, потраченное на выполнение третьей серии.
Уровень развития переключаемости внимания испытуемого:
- высокий – менее 90 секунд;
- средний – 91 – 200 секунд;
- низкий – более 201 секунд.
Методика «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанова
Методика применяется для определения объема и точности кратко-временной зрительной памяти.
Задание заключается в том, что обследуемому демонстрируется в те-чении 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно за-помнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Стимульный материал
При определении объёма и точности кратковременной зрительной памяти испытуемого учитывается количество правильно воспроизведён-ных чисел. Нормативы для всех возрастов таковы:
- 9 - 12 чисел - высокий уровень;
- 8 чисел - выше среднего уровня;
- 6 - 7 чисел - средний уровень;
- 5 чисел - ниже среднего уровня;
- 0 - 4 числа - низкий уровень.
Методика «Анаграммы – 2011. Форма А»
Методика предназначена для оценки комбинаторных способностей, уровня беглости абстрактно-логического мышления.
Испытуемому предлагают бланк, на котором располагается таблица с анаграммами, в которой имеются пустые ячейки. В пустую ячейку следу-ет записать лишнее слово. Также нельзя использовать вычеркивание лиш-ней анаграммы, потому что испытуемый должен продемонстрировать то, что он смог решить анаграмму. Время проведения теста не ограничивает-ся.