Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Здоровье – это одна из важнейших ценностей в жизни человека. Однако люди так устроены, что не задумываются о своем здоровье, когда они здоровы, но начинают беспокоиться, когда заболевают. Как научить детей заботиться о своем здоровье с раннего возраста, чтобы здоровый образ жизни стал нормой во взрослой жизни? Забота о здоровье уже становится национальным проектом.
Здоровье является основой физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его психическим развитием. Сформированное сознание, развитый интеллект и понимание важности здоровья – основа образованной личности. В современном обществе внимание к культуре, личности, здоровью и духовному миру становится ключевой характеристикой цивилизованного развития.
Укрепление и сохранение здоровья – важная задача всех дошкольных учреждений. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, созревают и совершенствуются жизненно важные системы и функции организма, развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения и осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются ранние гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются также привычки, взгляды и черты характера, без которых невозможно вести здоровый образ жизни ("Концепция дошкольного образования").
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Именно в этот период интенсивно развиваются органы, формируются функциональные системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. В этот период очень важно сформировать у детей основы знаний и практических навыков физкультурно-спортивной направленности, которые позволят осознать необходимость здорового образа жизни, систематических занятий физической культурой и спортом.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Актуальность. Актуальность разработки и внедрения предлагаемой программы по здоровьесбережению и обогащению детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в образовательный процесс обусловлена несколькими важными факторами.
Во-первых, количество детей с ослабленным здоровьем в дошкольных учреждениях постоянно растет. Это может быть связано с увеличением числа детей с хроническими заболеваниями, такими как астма, аллергии, нарушения опорно-двигательной системы и другие. Для обеспечения равных возможностей образования и включения этих детей в общий поток необходимо разработать программу, которая будет учитывать их индивидуальные потребности и особенности здоровья.
Во-вторых, здоровьесберегающая программа позволит обеспечить полноценное физическое и психическое развитие детей с ослабленным здоровьем. Она будет включать комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление иммунной системы, формирование здорового образа жизни и развитие социальных навыков. Такая программа поможет детям с ослабленным здоровьем преодолеть уже имеющиеся проблемы со здоровьем и предупредить возможные осложнения.
Связь программы с уже существующими по данному направлению. Связь программы с уже существующими по данному направлению заключается в том, что она будет комплексным развитием и дополнением существующих здоровьесберегающих программ для детей дошкольного возраста. Программа будет включать элементы физической реабилитации, занятий логопедом и специалистами по оздоровительной гимнастике, физиотерапии и массажу. Она будет адаптирована к особенностям здоровья детей с ослабленным здоровьем, а также учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Вид программы. Вид программы является модифицированным, то есть основанным на уже существующих программ, однако с внесением изменений и дополнений, чтобы она лучше соответствовала потребностям и особенностям здоровья детей с ослабленным здоровьем. Она будет учитывать современные требования к образованию детей с ослабленным здоровьем, применять новейшие методы и технологии, а также учитывать изменения в законодательстве и стандартах образования.
В итоге, разработка и внедрение предлагаемой программы по здоровьесбережению и обогащению детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в образовательный процесс являются необходимыми для обеспечения равных возможностей образования и полноценного развития этих детей. Такая программа будет актуальна и практически значима для улучшения качества образования и жизни детей с ослабленным здоровьем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.
2. Павлова М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.
4. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. - Речь-Москва, 2007.
6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - Мозаика-Синтез-Москва, 2009.
7. Гусева Т. А., Иванова Т. О. Мы — спортсмены! Настольно-печатные игры для младших дошкольников (3-5 лет); Детство-Пресс-Москва, 2011.
8. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М.: Просвещение, 1976.
9. Масло И. М., Масло М. И. Проблемы физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем: теоретико-экспериментальное исследование // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2020. №1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-fizicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-s-oslablennym-zdoroviem-teoretiko-eksperimentalnoe-issledovanie
10. Намсинк Екатерина Викторовна ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-k-rabote-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-s-oslablennym-zdoroviem
11. Кот Надежда Андреевна Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-vospitateley-k-vnedreniyu-sovremennyh-tehnologiy-fizicheskogo-razvitiya-i-ozdorovleniya-detey
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.
2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. М., ФИС, 1987.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968.
4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М., 1987.
5. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 134 с.
6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость М.,1981.
7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.
8. Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. - //Дошкольное воспитание, 1993, № 2, с.7-8.
9. Волошина Л.Н., Курилова Т.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа "Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ. (учебно-методическое пособие) Издательство "Гном и Д", 2004, - 112 с.
10. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.
11. Новикова И. М. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития // Педагогика и психология образования. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni-u-doshkolnikov-s-osobennostyami-razvitiya
12. Парфёнова Олеся Алексеевна Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через активный отдых // Проблемы педагогики. 2017. №5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-cherez-aktivnyy-otdyh
Детская художественная литература
1. О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
2. О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»
3. О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
4. О питании - 3.Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
5. О санитарно-гигиенических навыках - А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
6. О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
7. О психологическом климате в группе и дома - 3. Александрова «Шарик»; И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Г. Ладонщиков «Я не плачу».
8. О болезнях, их лечении и профилактике - Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка». М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа—милиционер», «Шагая осторожно...»; В. Семернин «Запрещается — разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»; О. Тарутин «Для чего нам светофор».
9. О поведении в различных ситуациях - Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.-М.: «Эксмо», 2005.