Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Музыкальная культура одной из самых ярких цивилизаций азиатско-тихоокеанского региона в последнее время вызывает всё больший интерес исследователей. В ряду культур этого региона наименее изученной остаётся корейская музыкальная культура. Богатая по содержанию и продолжающая бытовать корейская музыкальная традиция обуславливает исследовательское внимание.
Особый этап развития музыкальной культуры относится к период Средних веков в Корее. Рубежом древности и средневековья на Корейском полуострове принято считать завершение периода Троецарствия, когда наиболее сильными государствами были Когуре, Пэкче и Силла. Окончанием средних веков относится ко второй половине существования государства Чосон. Политическая составляющая оказывала влияние на корейскую музыку. Это время развития народных жанров музыки, их сочетания и взаимовлияния с религиозным компонентов, формирование элитарных стилей, появление теоретической составляющей искусства. Большое воздействие на музыку Кореи оказывало китайское влияние.
В историографии тема музыкальной культуры большого развития не получила. Из исследований можно отметить кандидатскую диссертацию Пак Кюн Сина «Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена «"Акхак квебом": "Основы науки о музыке". XV век». В нём охарактеризовано зарождение теории корейской музыки, показано значение данного трактата. Также можно отметить несколько публикаций Т. Н. Тювиковой, Д. Р. Мироновой, Р. Р. Мухаметзянова, в которых отражены основных особенности средневековой музыкальной культуры, жанровое и стилистическое разнообразие.
Объектом исследования стала корейская музыкальная культура в эпоху Средневековья. Предметом – формирование жанровых и стилистических особенностей музыки Кореи в данный период.
Целью работы является изучение особенностей музыкальной культуры средневековой Кореи.
В соответствии с поставленной целью можно выделить такие задачи: проанализировать общности музыкальной культуры Кореи, ей развитие и изменение; охарактеризовать жанры, существовавшие в эту эпоху; показать формирование корейской теории музыку.
Глава 1. Корейская музыкальная культура в ранний период Средневековья
В период Троецарствия сильное влияние на народную музыкальную культуру оказывал шаманизм. Постепенно жанры шаманской музыки, например, чанбу-тарён и норэкарак, трансформировались в чисто фольклорные. Также существовала светская придворная музыка. Так, в Когуре пользовалась популярностью вокально-танцевальная композиция каму (ка – песня, му – танец), имеющая схожие черты с песенно-танцевальной композицией Древнего Китая – гэу. Данное предположение основывается на найденных фресках гробниц, описывающих парадные выезды высших слоёв общества, в свите которых могло быть около 250 музыкантов и танцоров.
Один из первых традиционных музыкальных инструментов был создан в V в. н. э. музыкантом из этого государства Ван Сан-Аком. Хроники гласят, что люди страны Цзин преподнесли правителю Когурё подарок – семиструнный музыкальный инструмент цинь. Но никто из жителей Когурё не мог играть на нём, поэтому правитель объявил награду тому, кто исполнит на нём музыкальное произведение. Им оказался Ван Сан-Ак, усовершенствовавший данный музыкальный инструмент и написавший к нему более сотни произведений. Во время игры на сконструированном инструменте с неба спустился чёрный журавль и начал танцевать, за это музыкальный инструмент получил название хёнхакгым – чёрножуравлиный. В настоящее время инструмент называется комунго и имеет шесть струн [3, с. 38].
О музыкальной жизни государства Пэкче мало известно. Сведения фрагментарные. На музыку Пэкче оказала влияние музыка южных районов соединённого Китая, а та, в свою очередь, способствовала развитию музыкального искусства Японии. Японские хроники гласят, что в 554 году из Пэкче прибыли четыре музыканта – Самгын, Гимача, Чинно и Чинта – и обучали японцев искусству пения и танцев.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алкон Е.М. Континуальное и дискретное в музыкальном мышлении Востока и Запада // Взаимодействие художественных культур Востока и Запада. М.: Государственный институт искусствознания, 1998. – C. 112–133.
2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь Олимп; АСТ; Астрель, 2005. – 511 с.
3. Миронова Д. Р., Мухаметзянов Р. Р. Начальный этап зарождения и формирования музыкальной культуры Кореи // Корееведение в России: направление и развитие. – 2022. – № 3. – С. 37–42.
4. Пак К.С. Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена «Акхак квебом» («Основы науки о музыке. XV век»): автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М., 2004. – 25 с.
5. Тювикова Т. Н. Истоки и тенденции развития традиционной корейской музыки // Вестник Таганрогского ин-та им. А.П. Чехова. – 2019. – № 1. – С. 308–312.