Фрагмент для ознакомления
2
Следует понимать и учитывать, что понимание и уважение закона является основой для формирования характера законопослушного гражданина. Наличие у школьников базовых знаний о праве не означает и не гарантирует положительного отношения и уважения к закону. Поэтому основной целью формирования правовой культуры подрастающего поколения является приобретение взглядов, мнений и убеждений ценностного характера в области права, реализация правовой компетентности, т.е. способности применять полученные знания в повседневной жизни, а также уважение к закону и отношение к праву . Процесс формирования правовой культуры учащихся начальной школы осуществляется в различных формах. Приведем пример: уроки обществознания и права в школе. На этих занятиях дети получают знания о праве, о том, как работает правовая система, учатся применять теоретические знания на практике. Обучение происходит и на внеклассных мероприятиях.
Это дебаты, круглые столы, углубленные экзамены и исследования в различных областях права. Самостоятельное изучение права. Старшеклассники могут самостоятельно добывать информацию, читая учебную литературу, справочники и электронные информационные ресурсы. Старшеклассники способны самостоятельно осмыслить полученную информацию и понять сущность правовых явлений. Формирование правосознания и правовой культуры учащихся - это целенаправленный процесс, который сам по себе ставит ряд задач: - умение правильно толковать и понимать нормы права и правовые акты; создавать условия для формирования установок на уважение к праву, закону и правопорядку; применять полученные знания о праве на практике. Обучение следующее. Недостаточно просто дать детям знания об их правах и обязанностях, правомерном поведении, общечеловеческих ценностях, необходимости уважать права и свободы других людей. Необходимо, чтобы эти принципы укоренились в сознании детей и позволили им применять их в своей жизни. Необходимо воспитывать в них потребность подчиняться закону и всегда поступать правильно, независимо от обстоятельств .
В современных условиях, когда расширяются границы свободы личности и формируется самосознание, правовая культура и правосознание не ограничиваются теоретическими и практическими знаниями в области права. Помимо теоретических и практических навыков, современная правовая культура имеет нравственный характер. Недостаточно знать закон и уметь применять его на практике, необходимо также сформировать у детей уважительное отношение к закону, донести до них мысль о необходимости соблюдения закона и уважения всей правовой системы. Для решения этой задачи необходимо организовать правовое образование и воспитание в духе правового государства, начиная со школьников.
В России в последнее время воспитанию подрастающего поколения стало уделяться внимание на всех уровнях образовательных учреждений. В соответствии с распоряжением от 29 мая 2015 года Правительство РФ утвердило Стратегию развития воспитания в России, рассчитанную на период до 2025 года. Стратегия направлена на развитие образовательной системы общественного государства на основе межрегиональной и межотраслевой координации работы общественных институтов, развитие кадрового потенциала, обновление образовательного процесса в системе общего и дополнительного образования, утверждение моделей позитивного поведения в среде ребенка, формирование правовой и политической культуры учащихся. Современное государство и общество основаны на законах и правовых нормах. С законами и правовыми нормами люди сталкиваются на протяжении всей своей жизни.
Вчерашние школьники должны обладать достаточными знаниями о законах и уметь овладевать ими на практике, чтобы жить нормальной жизнью и общественной деятельностью. Современная жизнь тесно связана с правовыми нормами: покупки в магазинах, заключение различных договоров, получение кредитов и ипотеки и т.д. Задача педагогов, родителей и государства - научить детей различным аспектам права, чтобы вчерашние дети, а ныне самостоятельные граждане, смогли ответить на вызовы современного общества .
Одной из главных проблем нашего времени является низкий уровень правовой грамотности молодежи. Незнание и небрежное отношение к закону может привести к тому, что граждане не смогут защитить свои права, станут жертвами мошенников или пойдут по пути преступлений. Решение проблемы низкой правовой грамотности требует участия всех заинтересованных сторон, включая учителей, родителей и правоохранительные органы. Для эффективности работы необходимо наладить связь между школами и учреждениями среднего профессионального и высшего образования, а также деятельность общественных движений и организаций, занимающихся правовым воспитанием молодежи.
Нельзя игнорировать проблему, оставлять без внимания вопрос формирования и развития правосознания и правовой культуры молодежи. Для построения здорового общества и сильного государства необходимы люди с твердой гражданской позицией, высокоразвитым правосознанием и активной гражданской позицией. Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование высокого уровня правовой культуры и умения применять эти знания в повседневной жизни. Право играет важную роль в жизни страны, на основе законов и законодательства строится государство и общество. Поэтому для создания сильной и жизнеспособной нации будущим поколениям необходимо дать все необходимые знания для самостоятельной жизни и успешного развития в обществе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабенко Н.М. Концепция эстетического воспитания Б.Т. Лихачева : 70-90-е годы ХХ века. – Пятигорск, 2003 г. – 210 с
2. Вакуленко В. А., Уколова И. Е. Расширение границ школы //Организация внеурочной работы по праву. Сборник статей. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. – 192 с.
3. Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 208–210.
4. Грачев В.С. Правовая культура как субъективный фактор реализации права: Автореф. дис. … канд. юрид. Наук. СПб., 1996. – 191 с.
5. Женило М. Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. – 320 с
6. Зинченко В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. – 256 с
7. Карнаушенко Л. В. Правовое сознание и правовая культура в условиях социокультурных трансформаций российского общества // Социально- политические науки. — 2015. — № 4. — С.46–49.
8. Карпова С. Е., Васильева Е. Н., Кондратьев А. Я., Иванова И. О. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 173–175.
9. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. – 202 с.