Фрагмент для ознакомления
2
Проблема тревожности в дошкольном возрасте активно обсуждается в зарубежной и отечественной психологической науке.
Дошкольный возраст является этапом психического развития ребёнка в возрастном периоде от трех до семи лет. Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста: развитие высшей нервной деятельности (образуются новые условные рефлексы, в которых ведущую роль играет слово – 2 сигнальная система, развивается условное торможения); растет вес г / м (6 лет –1300 г); среднее ежегодное увеличение роста дошкольника составляет ≈ 6 см, причем девочки несколько опережают мальчиков, ежегодно вес ребенка увеличивается всего на 1,5-2 кг; недостаточное окостенение костей детского организма; общее развитие опорно-двигательного аппарата дошкольника проявляется в росте координации, ловкости и точности движений; совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхания [10].
Также в дошкольном происходит активное развитие эмоций и чувств. Источником переживаний ребенка является его деятельность, общение с окружающим миром. Выполняемая детьми деятельность, как правило, сопровождается положительными эмоциями и поддерживается ими. Деятельность порождает эмоции целью, смыслом, который она приобретает для ребенка и самим процессом ее выполнения. Выявлена определенная зависимость между характером деятельности и чувствами, которые она вызывает. В связи с удовлетворением растущей потребности дошкольника в обществе сверстников интенсивно развиваются социальные эмоции (симпатии, антипатии, привязанности и т.д.). Малыши отдают свои симпатии детям, улыбаются им, совместно играют с ними, уступают игрушку и тому подобное. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети более избирательно относятся к объектам своего расположения, а их дружба или неприязнь к кому-то становится более постоянным чувством. Если в младшем дошкольном возрасте встреча с новым вызывает страх, то в старшем – удивление. Познавательные чувства дошкольника возбуждаются не только фабулой рассказа или сказки, но и отношениями между персонажами. Расширяется круг объектов, которые вызывают удивление, среди них – явления природного мира, события общественной жизни [13].
В.М. Астапов отмечает, что возникновение тревожного состояния в старшем дошкольном возрасте – показатель слабости нервной системы ребенка, хаотичности нервных процессов. В этом состоянии на первый план выступает вторая сигнальная система, разобщенная с первой, в результате чего возникает постоянная настороженность, беспокойство. Он также указывает на условнорефлекторную природу состояния беспокойства, тревожности, ссылаясь на высказывания И.П. Павлова. Если сближать тревогу со страхом, то это состояние должно рассматриваться в своей физиологической природе как тормозное.
Для детей дошкольного возраста характерным является то, что происходит постепенное предвосхищение эмоциями деятельности дошкольников и их общения. Как и особенности мотивационной системы общения дошкольника, эмоции также во многом определяют успешность общения детей. То есть, закрепившись, негативное состояние тревожности начинает регулировать личность детей нежелательным образом. А возникновение новых неудач приводит к возникновению новых негативных эмоций. В процессе общения со сверстниками дошкольники зачастую неадекватно выражают свои эмоции и проявляют тревожность и агрессию, что характеризуются недостаточно развитой выразительностью движения. Все перечисленное представляет собой препятствие в процессе установления доброжелательных взаимоотношений. Наличие неудач в процессе общения вызывает возникновение отрицательных эмоций [15].
М.А. Габова обращает внимание, что для шестилеток характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Не дифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы [12].
О.А. Тимофеева обращает внимание на связь тревожности с конфликтами и другими стрессогенными факторами: их число постоянно возрастает в условиях социальной нестабильности и ведет к невротизации человека, усиливает напряженность в межличностном общении. В связи с этим ученый установил, что тревожность детей, воспитывающихся в детском доме, в силу наличия депривационной ситуации выражена в большей степени и более разнообразна, чем у детей, воспитывающихся в семье [3].
Е.Г. Воробьева подчеркивает, что тревожность встречается у значительного числа детей в раннем детстве как отражение слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Постепенно на смену тревожности приходят новые, социализированные формы поведения, и только у определенной категории детей тревожность сохраняется и более того – продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим [11].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Юрайт, 2020. 171 с.
4. Белова Е.А. Изотерапия и цветотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Социальная сфера, экономика и управление: вопросы теории и практики. сборник статей. Йошкар-Ола, 2017. С. 132-135.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2019. 395 с.
6. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Норма, 2019. 224 c.
7. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2017. 464 с.
8. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2020. 223 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 3-е изд., перераб. и доп. СПБ: Питер, 2017. 782 с.
10. Калашникова А.А. Особенности проявления тревожности у дошкольников // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2018. Т. 8. № 1. С. 29.
11. Крысько В.Г. Общая психология. М.: Вузовский учебник, 2019. 336 c.
12. Кузнецова Е.В. Арт-терапия фольклорной направленности как средство коррекции тревожности старших дошкольников // Вопросы педагогики. 2020. № 10-1. С. 119-124.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2019. 583 c.
14. Немцова И.И., Дегальцева В.А. Коррекция высокой тревожности у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т29. С. 262-263.
15. Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2018. 368 с.
16. Сагилян Э.М., Савицкая В.В. Сказкотерапия как метод психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные исследования в ХХI веке. 2020. № 1. С. 26-31.
17. Сердюкова М.К., Маркова С.В. Использование арттерапии в коррекции тревожности у старших дошкольников // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 225-228.
18. Чернова О.В. Изучение тревожности у дошкольников // В сборнике: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственные редакторы: И. П. Иванова, Т. А. Свешникова. 2019. С. 54-59.
19. Цуканова Е.С., Гусева Ю.А., Дрогина Н.С., Чередникова Е.В., Лапина А.Ю. Арт-терапия в комплексной коррекции психосоматического статуса дошкольников // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8. № 2. С. 122-124.
20. Штукерт В.А. Психокоррекция эмоционального состояния дошкольников средствами танцетерапии // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 62-66.
21. Юркова А.В. Коррекция тревожности дошкольников средствами арт-терапии // В сборнике: Психологическая студия. сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск, 2017. С. 228-230.