Фрагмент для ознакомления
2
Последовательность выполнения и инструкции: Сначала детям даются два вводных задания, затем последовательно выполняются задания 1-10. Инструкция дается после того, как дети откроют первую страницу с вводными заданиями. «Перед нами пустой участок земли, на котором нарисованы дороги, а в конце каждой дороги стоит дом. Нам нужно правильно найти дом и сделать так, чтобы он исчез. Посмотрите на письмо, чтобы найти этот дом. (В письме говорится, что если вы пересечете траву, ель и плесень, то найдете нужный дом. Найдите этот дом».
Экзаменатор смотрит, как ребенок решает задачу, при необходимости объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям пере-вернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. По письмо тут дру¬гое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «пись¬ме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».
К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, йотом елочки. Найдите нужный домик и за¬черкните его».
К задаче 4: «Смотрите па письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, по¬том мимо грибка, мимо елочки, йогом — стульчика. Отметьте дома».
К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите па письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».
К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».
Оценка и интерпретация результатов. Все оценки суммируются. Максимальное количество очков — 44.
38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полное и расчлененное про¬странственное представление.
31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловле¬но недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии простран¬ственных представлений.
24-31 — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространст¬венных представлений простейшей структуры.
18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу рабо¬ты теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентиров¬ки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Методика «Свободная классификация». Автор: Е.Я. Агаева. Цель: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.
Одной из задач методики является объединение разнородной информации и создание целостной картины мира. Вместо того чтобы ограничиваться жесткими категориями и правилами, «Свободная классификация» даёт возможность рассматривать объекты и явления с разных сторон, учитывая их взаимосвязь и контекст.
Другой важной задачей «Свободной классификации» является стимулирование интеллектуальной активности и креативности. Эта методика позволяет проявить наше творческое начало и найти нестандартные решения проблем. Свобода мышления и возможность исследовать разные аспекты предметов и явлений способствуют развитию нашей интеллектуальной гибкости.
Стимульный материал: набор карточек с предметными изображениями.
Проведение обследования: ребенку дается инструкция: «Разложи картинки, подходящие друг к другу, так, чтобы получилось несколько груп». Ребенок должен проанализировать изображенное на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы. После завершения классификации можно спросить ребенка: «Как можно назвать каждую группу?» для того, чтобы определить степень осознанности проведенной классификации.
Обработка результатов. Если ребенок выделяет 4 - 5 групп преимущественно по существенному, понятийному признаку, то задание выполнено на высоком уровне.
Среднему уровню соответствует выбор по несущественным признакам. Например, «что летает» и т.д.
Невыполнение задания соответствует низкому уровню развития обобщения.
Исследуемую группу составили 20 воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет, посещавших дополнительные занятия по шахматам.
Контрольную группу составили 20 воспитанников, не посещавших дополнительные занятия по шахматам.
Данные первичной диагностики по методике «Полянки» для обеих групп представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1.
Показать больше