Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетная политика является важнейшим элементом финансовой политики любого государства. Государственный бюджет страны – является центральным звеном финансовой системы любого государства. Бюджет является инструментом экономической и социальной политики. Его цель грамотное распределение части валового внутреннего продукта страны с учетом интересов общества.
Казначейство России играет главную роль в бюджетном процессе страны. От того насколько сбалансирована бюджетная
система государства зависит успех развития государства в целом и его территорий.
Актуальность темы исследования. Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного (муниципального) финансового контроля. Социальный климат в стране не изменится к лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера финансовой деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением федерального бюджета и требованиям бюджетного законодательства, расходованием государственных финансовых ресурсов. При казначейской системе исполнения бюджета возникает острая необходимость совершенствования контроля за целесообразностью использования бюджетных средств. Проведя анализ, необходимо выделить основные недочеты, для минимизации количества необоснованного расхода бюджета и завышения расходной части.
Вопросам исследования становления и развития казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации посвящены работы И.Г. Акперова, В.Н. Саранцева, М.А. Резинкина, О.Н. Чернышевой, А.Ю.Федоровой и др. Однако, несмотря на наличие огромного числа работ, в которых с различных точек зрения рассмотрены вопросы развития казначейского исполнения бюджетов, данная тема не перестает и сегодня волновать исследователей.
Целью исследования является рассмотрение теоретических, прикладных подходов и инструментов системы казначейского исполнения бюджетов, анализ расходов бюджета и выявление недостатков казначейского исполнения бюджета для конкретизации предложений по их решению.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
• исследовать сущность и значение казначейского контроля;
• проанализировать роль казначейства в системе органов государственного контроля и выполнение им контрольных функций;
• выявить пути совершенствования контроля в Управлении Федерального казначейства.
Объектом исследования выступает система казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации.
Предметом исследования является эффективность применяемых методов контроля в деятельности Федерального казначейства.
Методологическую основу исследования составляют метод статистического анализа, метод классификации, структурно-логический метод, графический метод, сравнительное сопоставление, анализ и синтез.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства Российской Федерации, фактические данные, опубликованные в отечественных и зарубежных периодических изданиях по проблемам контроля в бюджетной сфере.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Роль казначейства в бюджетном процессе
Система органов Федерального казначейства быстро наращивает выполняемые функции и динамично развивается, демонстрируя эффективность своей работы. На Федеральное казначейство возложено управление централизованными финансовыми ресурсами, которые находятся в ведении Правительства, открытие счетов, предварительный и текущий контроль, аудит и исполнение бюджета, управление доходами и расходами и иные полномочия, необходимые для исполнения бюджета. Предназначение казначейской системы заключается в содействии оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Федеральное казначейство является информатором для Министерств и ведомств, которым необходима информация об объемах доходов и расходов. Именно благодаря доведению этих данных, формируются прогнозы о том каков объем доходов и когда эти доходы станут доступны для расходов, так как их объемы напрямую зависят друг от друга.
Возникновение термина «finansia», означающего в переводе с латинского языка денежный платеж, связывают с расцветом торговли в Италии в XIII–XV вв . Позднее Ж. Боденом во Франции термином «финансы» обозначается совокупность доходов и расходов страны. Безусловно, государства со своими доходами и расходами существовал задолго до возникновения термина «финансы», но именно за этим термином утвердилась роль новой экономической категории.
Это абсолютно справедливо, ведь основой данного механизма являлись экономические отношения между государством и иными субъектами воспроизводственного процесса по поводу перераспределения части доходов этих субъектов в пользу государства, в целях удовлетворения его потребностей. Именно поэтому в течение долгого времени финансы продолжали отождествляться с финансами государства. И только с XIX в. в зарубежной экономической литературе термин «финансы» начал применяться к денежным операциям других субъектов .
В отечественной науке о финансах выделяются определенные исторические периоды, для которых характерны свои подходы к определению природы и сущности рассматриваемой экономической категории: от отождествления ее с сугубо финансами государства (XVIII в. - начало XX в.), закрепления распределительной (возникновение финансовых отношений только лишь на стадии распределения стоимости общественного продукта) и воспроизводственной (рассмотрение финансов как категории всех процессов воспроизводства) концепции сущности данной категории (1960-1990 гг.), вплоть до перехода к рыночной модели функционирования экономики, для которой характерно рассмотрение категории финансов не только как публичных финансов, но и финансов иных хозяйствующих субъектов (1990-е гг. – по настоящее время)
Как отмечают Перминов В.В. и Перминов В.Г, точка зрения современных российских ученых о включении в категорию «финансы» помимо государственных финансов финансы иных хозяйствующих субъектов совпадает с трактовкой сущности финансов представителями зарубежного научного сообщества» .
Одной из основных целей является достижение макроэкономического баланса, устойчивости финансовой стороны экономики.
Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации по уровням управления представлена ниже:
Таблица 1. Финансовый аппарат Российской Федерации
Финансовый аппарат Российской Федерации
На общегосударственном уровне
Комитеты и комиссии в Государственной Думе и Совете Федерации;
Аппарат Президента РФ;
Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ;
Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ;
Центральный банк РФ;
Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам.
На субфедеральном уровне
Законодательные (представительные) органы власти (комиссии по бюджету и финансам);
Исполнительные органы власти в субъектах РФ.
На местном уровне
Представительные органы местного самоуправления;
Исполнительные органы местного самоуправления.
На корпоративном уровне
Высшие органы управления;
Руководство организации.
В современной рыночной экономике система управления финансами представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, финансовых институтов, которые способствуют стабильному и эффективному функционированию финансовой системы не только в целом, но и отдельных звеньев, которые способствуют развитию реального сектора экономики, а также решению насущных проблем.
Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, таким образом осуществляя свою деятельность через территориальные органы и взаимодействуя с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного управления, Центральным банком Российской федерации и иными организациями.
Статьей 166.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (далее по тексту БК РФ) определены бюджетные полномочия Федерального казначейства.
К задачам Федерального казначейства относятся:
• исполнение государственного бюджета, управление доходами и расходами и контроль;
• контроль над использованием и поступлением внебюджетных средств и регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
• оперативное управление объемами государственных финансовых ресурсов и их краткосрочное прогнозирование;
• проведение анализа информации о состоянии государственных финансов;
• формирование отчетности о финансовых операциях, доведение ее до законодательных и исполнительных органов власти;
• работа с формированием методологических материалов и инструкций, содержащих вопросы, относящиеся к компетенции Казначейства;
• подготовка проекта бюджетной классификации.
Одним из важных элементов исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Налоги и неналоговые поступления являются источниками доходной части бюджета. Налоговым законодательством определяется состав налогов, пропорции и порядок начисления. Территориальные органы Казначейства являются получателями налогов.
Исполнение бюджетов по доходам заключается в выполнении следующих операций:
• перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
• учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией;
• формирование отчетности;
• распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
• возврат излишне уплаченных в бюджет налоговых сумм.
В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов, согласно этому организация исполнения и само исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. От их имени и по их поручению осуществляются платежи. Принцип единства кассы является основным принципом исполнения бюджета . Согласно данному принципу осуществление зачислений доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех необходимых расходов происходит с единого счета (за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ). Соблюдение принципа единства кассы необходимо для формирования единства бюджетной системы и сглаживания бюджетной неравномерности в части доходов в бюджет по времени и территориям.
Бюджетный процесс – это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Он осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.
На рисунке 1 отображена схема участников бюджетного процесса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. – ст. 3823.
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства Российской Федерации от 08.02.2016 № 6 ст. 831.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 49 (часть VII). – ст. 6435.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
6. Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 №1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами
7. «Электронный бюджет» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 31. – ст. 4773.
8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года
9. Приказ Минфина России от 18.05.2016 N 67н «Об утверждении формы и порядка представления отчета о результатах проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере».
Книги, статьи
10. Андреев, С. А., Бровко, С. И. Совершенствование механизмов досудебного (внесудебного) разрешения споров, возникающих по итогам рассмотрения результатов контрольных мероприятий в финансово- бюджетной сфере / С.А. Андреев, С.И. Бровко // Финансовое право. – 2018. –№ 7. – С. 26-29.
11. Аудит: теория и практика / Под ред. Карагода В.С. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. - 666 с.
12. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 2-е изд. – Электрон. текстовые данные. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 703 c.
13. Балтина, А.М. Финансовый менеджмент в секторе государственного управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.М. Балтина. Электрон. текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. – 173 c.
14. Бедоева, З. Н. Роль информационных систем и технологий в обеспечении государственного финансового (бюджетного) контроля / З.Н. Бедоева // Финансовое право. – 2018. – № 7. – С. 29-33.
15. Быстряков, А. Я. Государственный финансовый контроль: учебно- методический комплекс / А.Я. Быстряков. – М.: РУДН, 2011. – 271 с.
16. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова; под ред. И.А. Цинделиани. – М.: Проспект, 2018. - 400 с.
17. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 441 с.
18. Владимирова, М. П. Институциональные аспекты осуществления внешнего государственного аудита в системе факторов экономического развития / М.П. Владимирова // Бизнес в законе. – 2014. – №5. – С. 227-230.
19. Воронин, Ю. М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле / Ю.М. Воронин // Финансы. – 2014. – N 6. – С. 40 - 46.
20. Воронин, Ю. М., Степашин С. В. Бюджетная система Российской Федерации: вопросы теории и практики / Ю.М. Воронин, С.В. Степашин. – М.: Издательство «Форгрейфер», 2008. 260 с.
21. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.В. Сморгунов [и др.]; под редакцией Л.В. Сморгунова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.
22. Государственное регулирование регионального развития. Приоритеты и механизмы [Электронный ресурс]: монография / Л.С. Архипова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Научный консультант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2017. — 250 c.
23. Государственный финансовый контроль [Текст]: учебник для вузов/ С.В. Степашин, Н.С. Столяров, С.О. Шохин, В.А. Жуков. - Санкт- Петербург: Питер, 2004. - 557 с.
24. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации. Проблемы и решения [Электронный ресурс]: сборник материалов 3-ей Международной заочной научно-практической конференции (организатор - НИИ СП) / А.В. Алешина, А.В. Андреев, В.В. Бандурин [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Научный консультант, 2016. — 336 c.
25. Двуреченских, В. А. Национальный контроль / В. А. Двуреченских. М.: Финансовый контроль, 2008. – 226 с.
26. Домрачева, Л. П., Бахтина, Н. Н. Методы проведения контрольных мероприятий органами Федерального казначейства / Л.П. Домрачева, Н.Н. Бахтина // Вектор экономики. – 2017. – № 1(7). – С. 14
27. Евдокимов, С. П. Особенности финансового менеджмента в государственном секторе в Российской Федерации / С.П. Евдокимов // Вестник научных конференций. – 2017. – № 5-4(21). – С. 43-45.
28. Жукова, А. Г., Толстиков, А. А. Совершенствование управления публичными финансами / А.Г. Жукова, А.А. Толстиков // Финансовое право.– 2017. – N 10. – С. 8-12.
29. Ишина, И. В. Управление общественными финансами. Теория и практика [Электронный ресурс] : монография / И.В. Ишина, О.Н. Долина, С.В. Фрумина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. — 159 c.
30. Ковтун, Л. Р. Бюджетный мониторинг – перспективный метод государственного казначейского контроля / Л. Р. Ковтун // Финансы. – 2018. – № 5. – С. 28 - 33.
31. Коротина, Н. Ю. Теоретические основы государственного и муниципального финансового менеджмента / Н.Ю. Коротина // Социум и власть. – 2014. – № 5(49). – С. 86-90.
32. Леднева, Ю. В. Правовое обеспечение внедрения в бюджетные отношения информационно-телекоммуникационных технологий / Ю.В. Леднева // Финансовое право. – 2017. – № 11. – С. 9 - 14.
33. Мейтарджян, Д. А. Понятие и признаки рисков в сфере бюджетных правоотношений / Д.А. Мейтарджян // Финансовое право. – 2017. – № 9. – С. 22-27.
34. Меликсетян, С. Н. Роль органов государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России / С.Н. Меликсетян
35. // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – N 13-14. – С. 759-778.
36. Мигачев, Ю. И., Муравьев, И. А. Теоретико-правовые основы государственного контроля (административные и финансовые аспекты) / Ю.И. Мигачев, И.А. Муравьев // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 3. – С. 79-86.
37. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. — 310 c.
38. Нормативно-законодательная база для изучения курса «Управление государственными и муниципальными закупками» / Сост. Белокрылова О.С., Гуцелюк Е.Ф., Вольчик В.В., Филоненко Ю.В. и др. – Ч.1. Закон № 44-ФЗ. – Ростов-на-Дону: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие – XXI век», 2015.- 304 с.
39. Обзор: «Минфин предложил ввести новые стандарты внутреннего государственного (муниципального) финконтроля» // КонсультантПлюс, 2018.
40. Овчарова, Е. В. Финансовый контроль в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.В. Овчарова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало-М, 2019. — 224 c.
41. Прокофьев, С. Е. Как построить эффективную систему финансового контроля / С.Е. Прокофьев // Финконтроль. – 2017. – № 1. – С. 2-8.
42. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л.Л. Игониной. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 480 с.
43. Родионов, Л. А. Казначейское исполнение функций ликвидированного Росфиннадзора (нормативно-правовой аспект) / Л.А. Родионов // Вопросы современной юриспруденции. – 2016. – № 61. – С. 146- 154.
44. Саунин, А. Н., Бергель, Е. В. Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе экономики / А.Н. Саунин, Е.В. Бергель // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2018.— № 7 (157). — С. 31–37.
45. Ситник, А. А. Государственный финансовый контроль и надзор: разграничение понятий / А.А. Ситник // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. – № 7. – С. 3-7.
46. Фасенко, Т. Е. Инновационное развитие региональных экономических систем [Электронный ресурс] : монография / Т.Е. Фасенко, О.М. Князева, Н.М. Сурай. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 146 c.
47. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И.Ю. Федорова, А.В. Фрыгин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 148 с.
48. Федулова, С. Ф. К вопросу об эффективности финансового контроля / С.Ф. Федулова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — 2016. — № 6. — С. 75-79.
49. Финансовый менеджмент государственных программ [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Я. Быстряков, У.И. Алиев, Д.П. Карпова, Ф.Н. Ахмедов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Российский университет дружбы народов, 2013. — 80 c.
50. Финансовый мониторинг: Том I [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко.— Москва : Юстицинформ, 2018. — 696 с.
51. Шелкунова, Т. Г., Газаева, К. С. Оценка результатов внутреннего государственного финансового контроля / Т.Г. Шелкунова, К.С. Газаева // Бенефициар. – 2017. – № 8. – С. 16-21.
52. Шохин, С. О. Современные инструменты и технологии государственного внутреннего контроля / С.О. Шохин // Российская юстиция. – 2017. – № 11. – С. 2-4.
53. Шохин, С. О. Контроль, надзор и аудит в финансовой сфере / С.О. Шохин // Финансовое право. – 2018. – № 12. – С. 9-10.
54. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации
55. «Электронный бюджет». – Режим доступа: http://budget.gov.ru.
56. Интернет-издание БЮДЖЕТ.RU. – Режим доступа: http://bujet.ru.
57. Информационное агентство ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru.
58. Министерство финансов Российской Федерации. – Режим доступа: www.minfin.ru.
59. Мониторинг оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости. – Режим доступа: http://openstandard.ru/.
60. Научная электронная библиотека eLibrary.ru: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
61. Официальные сайты федеральных органов исполнительной власти.
62. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html.Портал государственных программ Российской Федерации. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/.
63. Правительство Российской Федерации. – Режим доступа: http://government.ru/.
64. Совет по вопросам внутреннего государственного финансового контроля. – Режим доступа: http://sovet-gosfinkontrol.ru/ru/.
65. СПС «Гарант». – Режим доступа: www.garant.ru.
66. Счетная палата Российской Федерации. – Режим доступа: www.ach.gov.ru.
67. Федеральное казначейство. – Режим доступа: www.roskazna.
68. Электронно-библиотечная система Издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com.
69. Электронно-библиотечная система ЮРАЙТ. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/.
70. Электронная библиотечная система IPRbooks. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.