Фрагмент для ознакомления
2
Меры административного пресечения применяются только в тех случаях, когда нарушение правопорядка еще продолжается, т.е. в связи с существующим фактическим деликтом. Поскольку эти меры направлены на настоящее, они часто могут самостоятельно и быстро разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первая (а в некоторых случаях и немедленная) защитная реакция.
В отличие от мер административного пресечения, меры процессуального обеспечения применяются в ходе производства по делам об административных правонарушениях (от решения о возбуждении до его завершения). Указанные особенности позволяют провести разграничение между мерами административного пресечения и мерами принуждения административно-процессуального обеспечения, которые можно рассматривать как самостоятельные формы принуждения в рамках административного принуждения как вида государственного принуждения [7;C.13].
В то же время представляется невозможным поставить знак равенства между принудительными мерами административно-процессуальных гарантий и мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренными гл.27 КоАП РФ. Некоторые из этих мер не являются обязательными.
А такие меры, как «отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида», «задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации», «временный запрет деятельности» являются, на наш взгляд, мерами административного пресечения.
Исходя из этих признаков, определение мер административного пресечения можно сформулировать следующим образом: меры административного пресечения - это предусмотренные нормами административного права методы и средства воздействия, обеспечивающие прекращение преступных или административно наказуемых деяний в момент их совершения и устраняющие реальную и существующую угрозу личной или общественной безопасности.
Следующим шагом в установлении качественной определенности применения специальных средств как средства административного принуждения является классификация средств административного пресечения на общие (обычные) и специальные (особые) путем выделения из ряда средств административного пресечения группы специальных средств.
К этой группе относятся такие меры административного пресечения, как применение физической силы, применение специальных средств принуждения, а также использование или применение огнестрельного оружия [5;C.103].
Критерии отнесения мер административного пресечения к общим или специальным могут быть указаны исходя из сферы их действия, масштабов их действия и способа воздействия на правонарушителя. Ни один из предложенных критериев классификации, как представляется, не имеет права на существование, поскольку обращает внимание на некоторые отличительные признаки специальных (особых) и общих (обычных) мер пресечения. Рассмотрим эти признаки более подробно.
Анализируя существующие точки зрения как ученых-административистов, так и действующего законодательства, можно выделить следующие признаки, отличающие специальные меры административного пресечения от общих:
Во-первых, основания их применения. Как правильно отмечается в литературе, отличие специальных мер от общих заключается в том, что они применяются, "когда исчерпаны все возможные при определенных условиях способы пресечения особо опасных противоправных деяний и нет других средств, обеспечивающих охрану правопорядка и безопасность граждан". Его применение является обязательным.
Необходимость применения данного комплекса мер, как правило, связана не только с фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя выполнять законные требования закона.
Применение специальных мер, находящихся на вооружении органов внутренних дел, в качестве мер воздействия уполномоченных должностных лиц. Действия правонарушителя в таких случаях нарушают не только охраняемые законом права и интересы личности, но и установленный административный порядок.
Как справедливо отмечает Л.М. Розин: оружие или иные средства, они применяются в рамках уже существующих между теми же лицами правоотношений, основанных на использовании предупредительных возгласов, уговоров (предупреждений), и не приводят к прекращению правонарушения, т.е. специальные меры пресечения, в отличие от общих мер пресечения, не одно (основное) противоправное деяние, а уже используется для пресечения двух (основного и дополнительного) противоправных деяний [9;C.370].
Как правило, общие меры пресечения сначала применяются для пресечения основного правонарушения. Это нормальная, естественная и правовая реакция на данное противоправное деяние, направленная на его прекращение. Специальные меры пресечения применяются для пресечения правонарушения и противодействия ему только в случае невыполнения правонарушителем законных требований компетентного должностного лица.
Отметим также тот факт, что основными правонарушениями могут быть как административно, так и уголовно наказуемые деяния. Большинство общих мер административного пресечения применяется для предупреждения административных правонарушений.
Во-вторых, зависит от цели применения. Непосредственной (ближайшей) целью применения специальных мер пресечения является преодоление сопротивления (противодействия), оказываемого правонарушителем компетентным должностным лицам, что в первую очередь обеспечивает реализацию общих мер административного пресечения.
Кроме того, применение специальных мер пресечения преодолевает сопротивление при применении других мер принуждения, например административно-процессуальных мер безопасности (передача, привод и т.д.) и принудительных мер административной превенции (блокирование, оцепление территорий и т.д.).
В-третьих, по способу воздействия. Специфика причин и целей применения специальных мер пресечения определяет метод воздействия. Его применение заключается прежде всего в непосредственном физическом воздействии на правонарушителя. Это мера прямого принуждения. В этом случае ограничивается неприкосновенность тела физического лица.
В отличие от общих мер административного пресечения, специальные меры применяются только к конкретным физическим лицам.
В-четвертых, зависит от последствий применения. Применение специальных мер административного пресечения является ответным применением силы и, следовательно, сопряжено с причинением физического вреда, который может повлечь смерть виновного, особенно при использовании огнестрельного оружия. Помимо физического, виновному может быть причинен психологический и материальный вред.
Телесные повреждения, причиненные человеку в результате применения некоторых мер административного пресечения, в основном огнестрельного оружия, не всегда подлежат полному возмещению.
В-пятых, особенности нормативного регулирования. Поскольку применение специальных мер административного пресечения сопряжено с причинением физического, материального и морального вреда, их использование регулируется как административно-правовыми нормами, определяющими условия, основания и порядок их применения, так и уголовно-правовыми нормами об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, а именно регулируется нормами, исключающими уголовно-правовую ответственность должностных лиц органов внутренних дел (должностных лиц) за вред, причиненный защищаемому лицу.
На основе анализа приведенных признаков и предложенных в литературе определений можно сформулировать следующее понятие специальных мер административного пресечения: это установленные нормами административного права способы и приемы, которые прекращают преступные деяния или деяния, подлежащие административному наказанию, в месте и во время их совершения и которые не основаны на соображениях личной или общественной безопасности, устраняют реальную или общественной безопасности, устраняют реальную и существующую угрозу общественной безопасности или преодолевают сопротивление в процессе применения других мер административного пресечения [10;C.11].
К специальным мерам административного пресечения относятся
-применение физической силы;
-применение специальных средств;
-применение огнестрельного оружия;
-использование огнестрельного оружия.
Полагаем, что данные правовые признаки, характеризующие применение специальных мер административного пресечения и определяющие их место и роль в системе административного принуждения, должны быть учтены при формулировании норм, регламентирующих условия, основания и порядок применения специальных мер сотрудниками органов внутренних дел.
Отличие применения специальных средств от применения физической силы или огнестрельного оружия заключается в способе воздействия на правонарушителя (преступника). Так, при применении физической силы уполномоченные сотрудники используют для воздействия собственную мускульную силу, а при использовании и применении огнестрельного оружия - "силу" огнестрельного оружия, характеристики этого оружия и поражающие свойства пули (снаряда).
Применение специальных средств - это воздействие, осуществляемое с помощью специальных технических средств и боеприпасов, являющихся оружием несмертельного действия, других технических средств и устройств, находящихся на вооружении ОВД, а также служебных животных. Способ принудительного воздействия при применении специальных средств определяется тактико-техническими характеристиками конкретного специального средства и подлежит отдельному анализу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900
3. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об оружии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2023) // Собрание законодательства РФ, 16.12.1996, N 51, ст. 5681,
4. Административная деятельность органов внутренних дел. Курс лекций; / Под ред. В.А Кудина. СПб: СПбУ МВД России, 2018.
5. Административная деятельность органов внутренних дел: учебное наглядное пособие. /Под ред. В.А Кудина. 4 - изд., перераб., и доп. СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2016
6. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник: в 2 ч. Домодедово: ВИПК МВД России, /Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. М, 2016.
7. Винокуров В.А. Толкование понятия органов внутренних дел в современной России // Административное право и процесс. 2019. № 3. С. 13 - 16.
8. Дубровин А.К., Мельников В.А. Проблемы нормативно-правового регулирования административной ответственности за неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2019. № 10. С. 49 - 52.
9. Киреев, М. П. Правовое регулирование организации применения сил и средствтерриториальными органами МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) / М. П. Киреев, А. И. Атмурзаев, И. В. Романовский // Пробелы в российском законодательстве. – 2022. – Т. 15, № 5. – С. 370-376.
10. Койнов, М. Ю. Правовые основания применения в деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции подручных средств (предметов) и специальных средств, не состоящих на вооружении полиции / М. Ю. Койнов, И. В. Голубев // Полицейская деятельность. – 2023. – № 3. – С. 1-15.
11. Нямсурэн, Э. Некоторые аспекты правовой регламентации применения сотрудником органов внутренних дел Монголии физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств / Э. Нямсурэн // International Law Journal. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 199-203.