Фрагмент для ознакомления
2
С марта 2020 года мир оказался в новых и необычных условиях: приостановлено воздушное и иное сообщение между странами, введены ограничения на передвижение внутри штатов и государственных союзов. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса. И хотя это не первая пандемия в мировой истории, никогда ранее не принимались меры такого масштаба для предотвращения распространения заболевания, поэтому данную ситуацию можно считать беспрецедентной. На карту поставлены судьбы миллионов людей на планете.
Опасность заражения новым коронавирусом, официально получившим название COVID-19, заключается в том, что к моменту появления признаков заболевания человек успел заразить многих людей, с которыми контактировал.
COVID-19 обнажил проблемы со здоровьем во всех странах и нанес серьезный ущерб национальной и мировой экономике. С началом распространения инфекции возросла нагрузка на социальную инфраструктуру, многие предприятия закрылись, а образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение. Меры, направленные на ограничение распространения болезни, привели к падению товарно-материальных запасов, обесцениванию валют и росту цен на кредиты и процентных ставок.
Эпидемиологическая ситуация, связанная с COVID-19, повлекла за собой сокращение зарплат, дефицит некоторых товаров, сокращение количества рабочих мест, рост стоимости товаров и услуг, запрет туристических поездок, отмену концертов, спортивные мероприятия и т.д. В связи с необходимостью соблюдать режим самоизоляции закрылись развлекательные заведения и появились карантинные зоны.
Новые условия существования не могли не отразиться в языке через появление новых слов и словосочетаний, а также через обновление уже существовавших лексических единиц в результате перехода их из специальной сферы функционирования в общеупотребительную. .
По сложившейся в русском языкознании традиции лексику, соответствующую тому или иному историческому периоду, можно условно представить в виде «словаря эпохи» (ср. словарь пушкинской эпохи, словарь революционной эпохи, словарь эпохи Пушкина). эпоха тоталитаризма и др.). Этот прием позволяет обнаружить связь языка с обстоятельствами существования общества, выделить направления развития словарного запаса и обнаружить источники смыслового и знакового образования.
В 2020 году четко обозначились три основных направления – источники пополнения общелитературного языка новыми лексическими единицами:
1) медицина;
2) государственное управление;
3) повседневная жизнь человека.
Первое из этих направлений является наиболее важным, поскольку сама природа эпохи определяется медико-биологическим феноменом: пандемией коронавируса. Конечно, медицина была и остается одной из важнейших сфер жизни общества, поскольку связана со здоровьем людей. Несмотря на достижения медицинской науки, человеческое тело до сих пор до конца не изучено. Задача по-прежнему состоит в том, чтобы победить болезни, которые представляют потенциальную угрозу человечеству.
Из истории известны события, повлиявшие на судьбы тысяч людей и оставившие след в культуре: холера, чума, взрыв Чернобыльской АЭС, катастрофа на Фукусиме. Вокруг соответствующих слов в языке сформировались определенные поля. Например, слово чума вызывает ассоциации с эпидемическими вспышками африканской, бубонной, патогенной, легочной и т. д.
Современная медицина фокусируется на проблемах «болезней цивилизации»: СПИДа, онкологии, гериатрии, а также новых возникающих инфекционных заболеваний. ежегодно (птичий грипп, ОРВИ, COVID-19).
Из-за пандемии коронавируса в языки мира вошли новые имена. Так, аббревиатура COVID-19 включена в Оксфордский словарь английского языка из-за высокой частоты ее использования. Установлено, что под этим словом подразумевается острое респираторное заболевание, вызванное коронавирусом, которое особенно опасно для пожилых людей и людей с ослабленным иммунитетом. Помимо COVID-19 в словарь вошли понятия «самоизоляция», «социальное дистанцирование», а также аббревиатура WFH (работа на дому).
В России номен COVID-19 не включен в словари, но русский язык пополнился рядом единиц, связанных с соответствующим заболеванием, среди которых русифицированный вариант названия заболевания «ковид», а также его производные: «ковид», «ковидник», «антиковид», «ковид-диссидент» и т.д. 2020 год окончательно ознаменуется в истории лингвистики как период активной неологизации.
Повторение обозначений, связанных с новым инфекционным заболеванием, подтверждается материалами СМИ. Например, в газете «Аргументы и факты» с марта по апрель 2020 года термин коронавирус появился 183 раза, как в заголовках, так и в текстах статей. С этим названием издавались книги, например, журналистское расследование с участием врачей, вирусологов, а также экономистов, биологов и других специалистов [11; 12].
Анализ статей и передач позволил установить, что лексика, характеризующая рассматриваемый период, объединена в тематические группы по трем основным темам:
1) характеристика нового заболевания, его симптомы, методы выявления, профилактики и лечения;
2) административные меры, направленные на ограничение распространения инфекции;
3) отношение людей к данной ситуации.
Первая тема представлена значительным количеством лексических единиц (медицинских терминов, номенов и профессионализмов [3]), которые можно разделить на следующие тематические группы:
1. Наименования заболеваний и их возбудителей: «COVID-19», «ковид», «SARS-CoV-2», «коронавирус», «новая коронавирусная инфекция», «коронавирусная пневмония».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барсуков И.В., Волынкина С.В. COVID-19 в лексике современного русского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. – 2022. – № 11 (91). – Электронный ресурс – https://scipress.ru/philology/articles/COVID-19–v–leksike–sovremennogo–russkogo–yazyka.html (Дата обращения: 08.12.2023)
2. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. – М.: Издательский дом ЯСК, 2018. – 480 с.
3. Гак В.Г. Лексикология // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2–е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – С. 260.
4. Голованов Е.И., Маджаева С.И. О словаре эпохи пандемии коронавируса // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 7 (441). Филологические науки. – Вып. 121. – С. 48–57.
5. Голованов Е.И., Маджаева С.И. О словаре эпохи пандемии коронавируса // Вестник Челябинского государственного университета, 2020 г. №7 (441). – С. 48–55.
6. Голованова Е.И. Динамические процессы в русском языке эпохи коронавируса // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. – Т 21, № 5. – С. 33-39.
7. Голованова Е.И. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке. – М.: Эллипс, 2008. – 304 с.
8. Голованова Е.И. Образ, понятие, гештальт как форматы профессионального знания // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. № 6 (335). – С. 122–125.
9. Карасик В.И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции // Политическая лингвистика. – 2020. № 2 (80). – С. 25–34.
10. Катермина В.В., Липириди С.Х. Особенности отображения пандемии коронавируса в лексике медицинского дискурса (на основе английских неологизмов) // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2020. № 4 (147). С. 170–175.
11. Коленцова О. Больной язык: как COVID-19 обогатит словарный запас. – Электронный ресурс – https://rg.ru/2020/05/01/reg–ufo/koronavirus–popolnil–russkij–iazyk–novymi–slovami.html (Дата обращения: 07.12.2023).
12. Контаминация словообразовательная // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – С. 272.
13. Коронавирус дал мощный стимул народному творчеству. – Электронный ресурс – http://www.karavantver.ru/koronavirus–dal–moshhnyj–stimul–narodnomu–tvorchestvu/ (дата обращения 07.12.2023).
14. Кронгауз М.А. Screenlife в эпоху карантина // Коммуникативные исследования. – 2020 г. – Т. 7; № 4. – С. 735–744.
15. Лексика пандемии. Как вирус заражает русский язык. – Электронный ресурс – https://www.svoboda.org/a730526106.ht ml?fbdid=IwAR2rgWp9YehfpH82Ru7hKhVXSEzvYywVx5J1Kwuq–c72qi2e25vpANu4zGw (Дата обращения: 06.12.2023).
16. Маджаева С.И. К проблеме эмоциогенности медицинского термина // Вестник Рос. ун–та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. – 2015. – № 1. – С. 94–104.
17. Максим Кронгауз: Как COVID-19 меняет русский язык (интервью). – Электронный ресурс – https://news.un.org/ru/ audio/2020/06/1379652 (Дата обращения: 07.12.2023).
18. Мелихова Е. Коронавирус пополнил русский язык новыми словами». – Электронный ресурс – https://rg.ru/2020/05/01/reg–ufo/koronavirus–popolnil–russkij–iazyk–novymi–slovami.html (Дата обращения: 06.12.2023).
19. Народ без устали творит анекдоты про COVID. – Электронный ресурс – http://www.karavantver.ru/narod–bez–ustali–tvorit–anekdoty–pro–covid/ (Дата обращения 05.12.2023).
20. Петровская Ю. А. Репрезентация концепта «коронавирус» в постах социальных сетей (на материале русского и английского языков) // Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании. – 2020 г. – С. 102-109.
21. Прокопенко И.С. Коронавирус. Вирус-убийца. – М.: Эксмо, – 2020. – 224 с.
22. Прокопенко, И.С. Коронавирус: жизнь после пандемии. – М.: Эксмо, – 2020. – 256 с.
23. Просовецкий Д.Ю. Психолингвистический анализ влияния экстралингвистических факторов на лексику современного русского языка (на примере лексемы «коронавирус») // Психолингвистика и лексикография: сборник научных трудов. – Воронеж: ООО «РИТМ», 2020. – С. 68–72.
24. Русский язык коронавирусной эпохи: коллект. моногр. / редкол.: Е.С. Громенко, Н.В. Козловская, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева, Ю.С. Ридецкая. – СПб.: Ин-т лингвист. исслед. РАН, 2021. – 610 с.
25. Шаховский В.И. Эмоциональная коммуникация как модератор модуса экологичности // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. – 2015. – № 1. – С. 11-19.
26. Штеба А.А. Смешанная эмоция и ее функционально–семантический потенциал (на примере номинации «нелюбовь») // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Лингвистика. – 2015. – № 1. – С. 72–80.
27. Язык пандемии: зумбомбинг, корониалы и другие неологизмы. – Электронный ресурс – https://posta–magazine.ru/ article/neologisms–of–pandemic–times/ (Дата обращения 05.12.2023).