Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ДНЕВНИК ПРАКТИКИ 3
1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ 3
1.2. ЗАПИСИ О РАБОТАХ, ВЫПОЛНЕННЫХ НА ПРАКТИКЕ 3
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
2.1. Актуальность темы исследования 4
2.2. Организация, методы и методики исследования 4
2.3. Результаты исследования и их интерпретация 6
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 15
4. САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 16
Фрагмент для ознакомления
2
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Актуальность темы исследования
Снижение уровня учебной мотивации учащихся подросткового возраста зачастую происходит именно потому, что учитель не может найти грамотный подход к ним. Методы и формы мотивационной работы на этом этапе обучения должны значительно отличаться от тех, которые были использованы в школе, однако многие педагоги продолжают действовать также, что не приносит ощутимого результата.
В подростковом возрасте для повышения мотивации учащихся важно проводить разного рода соревнования, чтобы дети могли постоянно конкурировать друг с другом, самоутверждаться за счет того, что они имеют хорошие знания и умеют ими пользоваться. Однако здесь учитель должен четко отслеживать острые моменты, которые могут стать причиной конфликтом между школьниками.
2.2. Организация, методы и методики исследования
Исследование по изучению учебной мотивации и эмоционального отношения к учебной деятельности в подростковом возрасте проводилось на базе МБОУ «Новоомская СОШ» № 5. В эмпирическом исследовании приняли участие 244 учащихся 6-9 классов:
в шестом классе 53 учащихся из них 27 девочек и 26 мальчиков;
в седьмом классе 65 учащихся из них 30 девочек и 35 мальчиков;
в восьмом классе 66 учащихся из них 34 девочек и 32 мальчиков;
в девятом классе 60 учащихся из них 29 девочек и 31 мальчиков.
Исследование проводилось в период с 27.02.23 по 23.04.23 и включило в себя три этапа.
Первый этап - теоретико-методологический, направленный на изучение и анализ теоретических предпосылок исследования в отечественной и зарубежной психологической литературе и выбор методов исследования. Для оценки динамики учебной мотивации были выбраны методики «Направленность на приобретение знаний», «Направленность на отметку» (Е.И. Ильин, Н.А. Курдюкова).
Предлагаемые методы диагностики представлены авторами в виде тестов-опросников и состоят из двенадцати утверждений-вопросов, на каждый из которых предлагаются парные ответы.
В «Методике «Направленность на получение знаний – 1 балл за ответ под буквой «а» на вопросы под номерами 1-6, 8-11, и за ответ «б» на вопросы No7,11. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
В методике «Направленность на отметку» начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» – по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.
Если сумма баллов не превышает 5, то можно говорить о низком уровне познавательных мотивов, направленных на содержание учебной деятельности. Сумма баллов от 5 до 8 свидетельствует о среднем уровне мотивации учащихся на приобретение знаний. Если сумма баллов превышает 9, то можно говорить о высоком уровне направленности школьников на получение знаний.
В целях определения эмоционального отношения к учебной деятельности у учащихся классов, была выбрана проективная методика «Рисунок школы». Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
цветовая гамма;
линия и характер рисунка;
сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
Анализ результатов:
6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам;
Фрагмент для ознакомления
3
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» . URL: http://fgosvo . ru/news/3/1642 .
2. Маркова А.К., Матис Т. А. Формирование мотивации учения. М . : Просвещение, 2020. - 192 с .
3. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М . : Знание, 2021. - 96 с .
4. Гамезо М. В., Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология. М . : Просвещение, 2019. - 256 с .
5. Маркова А.К., Орлов А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М . : Педагогика, 2019. - 264 с .
6. Шамова Т И., Перминова Л. М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным интересом // Химия в школе. – 2022. – С. 55-63.