Фрагмент для ознакомления
2
Выделим основные методические приемы создания проблемных ситуаций:
• педагог приводит учащихся к возникшему противоречию и предлагает им самостоятельно отыскать способ его решения;
• педагог организует столкновение противоречий в практической деятельности;
• педагог выражает разнообразные мнения на один и тот же вопрос;
• педагог предлагает детям изучить то или иное явление с различных сторон;
• педагог учит детей делать сравнения, обобщения, различные выводы;
• педагог предлагает конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику рассуждения;
• педагог выделяет проблемные теоретические и практические задачи;
• педагог ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными данными, с различной неопределенностью, с противоречивыми данными, с допущенными ошибками и т.д.
Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы может делиться на три вида:
• научное творчество, в основе которого лежит постановка и разрешение тех или иных теоретических учебных задач;
• практическое творчество, в основе которого лежит постановка и решение определенных практических учебных задач;
• художественное творчество, куда входят разнообразные литературные сочинения, написания стихотворений, сценариев и т.д.
Любую учебную проблему на уроках русского языка и литературы можно представить в виде трех методов:
• побуждающий от проблемной ситуации диалог;
• подводящий к тематике диалог;
• сообщение темы с мотивирующим способом.
Эффективность данного вида обучения во многом зависит от самой проблемы, которая определяется:
• уровнем сложности проблемы;
• уровнем творческого участия в ходе решения проблемы.
Кроме того, проблемное обучение обладает следующими важными функциями:
• формирование навыков творческого усвоения знаний;
• формирование навыков творческого применения знаний;
• формирование умения решать учебные проблемы;
• формирование навыков творческой деятельности;
• решение практических проблем.
На уроках русского языка достаточно эффективным является не только применение уже готовых схем и таблиц, но и самостоятельное их составление учащимися.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абушкин Х.Х. Некоторые психолого-педагогические вопросы организации проблемного обучения // Организация проблемного обучения в школе и в вузе. Саранск, 1999. С. 4-13.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. -М.:Просвещение. - 1985. - 112 с.
3. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. - Современные способы активизации обучения / Л.Н. Вавилова, Т.С. Панина. - М: Академия. - 2006. - 176 с.
4. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2012. С. 278-280.
5. Габдрахманова Б.Д. Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы // International Scientific Review. 2015. - № 4 (5). С. 49-53.
6. Игошина, Н. В. развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка посредством проблемных ситуаций / Н. В. Игошина, А. Л. Хисамутдинова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 158-161.
7. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. - М.: Знание. - 1985. - 217 с.
8. Имангалиева, С. М. Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы в современной системе образования в условиях внедрения ФГОС / С. М. Имангалиева, Е. Н. Зазулинская, Г. Ф. Баркова // ПЕДАГОГИКА в ТЕОРИИ и на ПРАКТИКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные АСПЕКТЫ : сборник статей XV Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 апреля 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 24-26.
9. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М. - 1974. - 274 с.
10. Люлина, Д. В. Проблемная ситуация на уроке русского языка в 5 классе / Д. В. Люлина // Русский язык глазами молодого исследователя : Сборник статей по материалам городской студенческой межвузовской конференции, Нижний Новгород, 21 декабря 2020 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. – С. 46-49.
11. Матвеева, Е. В. Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы) / Е. В. Матвеева // Вестник науки и образования. – 2022. – № 2-2(122). – С. 53-56.
12. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1992. - 208с.
13. Прохорова, Л. С. Использование проблемных ситуаций на уроках русского языка с целью формирования учебно-познавательной компетенции учащихся / Л. С. Прохорова // Образование в интересах будущего : Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 03 июня 2022 года / Редколлегия: С.И. Василец [и др.]. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. – С. 150-152.
14. Урунова, Р. Д. Основные проблемы и направления в изучении местоимений на рубеже XX - XXI вв / Р. Д. Урунова // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2020. – Т. 30, № 5. – С. 739-750.
15. Феоктистова, О. В. Приемы использования кейс-метода на уроках русского языка / О. В. Феоктистова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-4. – С. 351-353.