Фрагмент для ознакомления
2
Архивы являются главной составляющей культурного богатства, поскольку без них невозможно сформировать национальное самосознание и определить специфические особенности нашего государства. Во все времена и в современных условиях цифровизации экономики архивы обладают огромным информационным потенциалом, который незаменим для защиты конституционных прав граждан, задач правительства, развития науки и культуры и в целом обеспечения информационных потребностей общества.
Соответственно, для обеспечения оптимального управления архивами необходимо архивное законодательство, которое в определенной степени отражает степень развития и зрелости архивного дела страны, уровень ее демократичности и законности.
Правовая база архивного дела в современной России включает в себя систему законов и подзаконных актов, регулирующих различные аспекты архивного дела. Обзор научной литературы и практик позволил выделить следующие подходы к правовой базе архивного дела.
Кузина Л.И. делит систему законов на пять уровней :
1 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
2 Конституционное законодательство Российской Федерации (Конституция, Федеральные конституционные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
3 Законодательство Российской Федерации (Федеральные законы, законодательства Российской Федерации, нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, нормативные акты организаций и учреждений, связанные с государственная собственность).
4 Законодательство субъектов Российской Федерации (законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций и учреждений, относящихся к собственности субъектов Федерации).
5 Нормативные правовые акты местного самоуправления.
Руководитель Госархива Артизов А.Н. выделяет три группы правовых архивов опираясь на их содержание :
1) основополагающие – по всему спектру вопросов архивной сферы;
2) по процессам комплектования, хранения, учета и выдачи документов;
3) о доступе к архивным документам и их использовании.
Документы нормативного и методологического характера, опубликованные Федеральным архивным агентством, также могут быть классифицированы: положения, административные регламенты, методические рекомендации, перечни правила, инструкции и т.д.
К основным актам, прежде всего, следует отнести Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и «Положение о Федеральном архивном агентстве» (2004), принятые 22 октября 2004 года.
Эти документы регламентируют деятельность федерального органа исполнительной власти в области архивного дела, и первый является основным правовым актом, регулирующим отношения в области организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ) и архивных документов государственного а также негосударственные учреждения, организации и предприятия .
Статья 4 закона определяет полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области архивного дела; статья 6 – состав ВС Российской Федерации и порядок включения архивных материалов в его документы.
Указано, что документы ВС РФ, находящиеся в государственной собственности, постоянно хранятся в государственных архивах, музеях, библиотеках, временно – в государственных органах и организациях, архивах, созданных ими в установленные сроки, а также как и в муниципальных архивах. Вопросы архивного дела в Российской Федерации регулируются третьей главой закона. Государственное управление архивным делом в России Осуществляется федеральными органами государственной власти, в том числе федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством Российской Федерации. В субъектах Федерации такие функции возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляется муниципальными органами власти .
Помимо ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в России действует ряд других законодательных актов, в которых рассматриваются вопросы хранения документов.
Предлагается рассмотреть основные действующие правовые и нормативно-методические акты федерального уровня и регионального уровня на примере Пермского края .
1 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ »О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 27.12.2018);
2 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019);
3 Закон Пермского края от 10.04.2018 № 210-ПК »Об архивном деле в Пермском крае»;
4 Закон Пермского края от 09.07.2007 № 74-ПК »О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов государственной части архивного фонда Пермского края» (ред. от 04.12.2015);
5 Закон Пермского края от 11.05.2008 № 241-ПК »О порядке хранения архивных документов архивного фонда Пермского края, относящихся к собственности Пермского края и находящихся территории муниципальных образований, хранящихся в муниципальных архивах»;
6 Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 »Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (ред. от 16.02.2009);
7 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 № 526 »Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
8 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 »Об утверждения «Перечня типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (ред. от 16.02.2016).
9 Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях Утверждены приказом Росархива от 2 марта 2020 г. № 24
Итак, в настоящее время законодательные и нормативные акты отражают все основные вопросы организации архивного дела в стране и деятельности архивов различных типов и разновидностей.
1.2 Основные виды обращений граждан органах местного самоуправления
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам .
Обращения граждан в различные властные органы и структуры той территории, где они проживают представляют собой одну из форм участия населения в процессе местного самоуправления. В действительности, обратная связь между властными органами и населением обеспечивается именно за счет функционирования рассматриваемого государственного института, который представляет собой один из наиболее значимых каналов информации.
Без обращений со стороны населения у органов власти возникали бы значительные проблемы не только с получением информации о наиболее актуальных вопросах местного значения, но также с выбором путей и способов их решения.
Указанный институт, кроме того, является значимой составляющей процесса реализации ключевых принципов демократического общественного устройства. Посредством обращений к органам власти граждане имеют возможность защитить свои законные интересы и оповестить органы власти о своих актуальных проблемах.
Вместе с тем население с помощью таких обращений принимает участие в процессах государственного управления и местного самоуправления, что гарантировано Конституцией РФ и ратифицированными международными договорами.
Как свидетельствует практика, обеспечение взаимосвязи между органами власти и населением представляет собой важное условие, при соблюдении которого можно гарантировать надлежащий уровень эффективной работы органов муниципальной власти.
Обращение гражданина в органы власти – это комплексное понятие, имеющее различные формы (заявление, предложение, жалоба и др.), адресованные местным государственным (муниципальным) структурам, а также их должностным лицам и оформляемые в письменном или цифровом виде, кроме этого, граждане могут обращаться к указанным органам и в устной форме .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ »Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
2 Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 г. № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ »Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
4 Закон Пермского края от 10.04.2018 № 210-ПК »Об архивном деле в Пермском крае».
5 Закон Пермского края от 09.07.2007 № 74-ПК »О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов государственной части архивного фонда Пермского края» (ред. от 04.12.2015).
6 Закон Пермского края от 11.05.2008 № 241-ПК »О порядке хранения архивных документов архивного фонда Пермского края, относящихся к собственности Пермского края и находящихся территории муниципальных образований, хранящихся в муниципальных архивах».
7 Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 »Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» (ред. от 16.02.2009) // СПС «КонсультантПлюс»
8 Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях Утверждены приказом Росархива от 2 марта 2020 г. № 24 // СПС «КонсультантПлюс».
9 Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. № 236. Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения // СПС «КонсультантПлюс»
10 Артизов А.Н. Архивы в России: настоящее и будущее / А. Н. Артизов // Архивы славянских стран в эпоху цифровой трансформации: Сборник докладов и сообщений 10-й Конференции архивов славянских стран, Москва, 09 ноября 2019 года / Редсовет: Н.Н. Куняев [и др.]. – Москва: Российский новый университет, 2020. – С. 8-14.
11 Артизов А.Н. Российские архивы и публичная дипломатия: актуализация истории советско-чешских отношений / А. Н. Артизов // Вестник МГИМО Университета. – 2018. – № 4(61). – С. 168-177..
12 Бережной А.В. Обращения граждан в органы местного самоуправления: сущность и порядок рассмотрения / А.В. Бережной, Д.Е. Гавецкий, Д. А. Голодок // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 98-4. – С. 184-187.
13 Гальченко В. В. Актуальные проблемы развития социальной активности населения на местном уровне // Мир Науки. 2018. № 4. С. 1-11. 6.
14 Кузина И.Л. Архивное право: учебное пособие / И.Л. Кузина; И. Л. Кузина; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образовавния «Комсомольский-на-Амуре гос. технический ун-т». – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2011. – 136 с.
15 Чурилина Е. Н. Особенности системы работы с обращениями граждан на муниципальном уровне // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10. С.283-286.
16 Официальный сайт Агентства по делам архивов Пермского края // https://agarh.permkrai.ru/ (дата обращения 13.12.2023).
17 Официальный сайт ГКБУ ГАПК // http://archive.perm.ru (дата обращения 13.12.2023).