Фрагмент для ознакомления
2
Некоторые ученые рассматривают прокуратуру как подсистему законодательной власти или как инструмент ее реализации. Например, Г. Чуглазов считает, что законы принимаются законодательной властью, а Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры заботятся о точном и неуклонном исполнении законов. Из этого можно сделать вывод, что полномочия прокуратуры являются одним из средств, с помощью которых законодательная власть реализует свои права. Такой взгляд на положение прокуратуры был характерен для советского этапа развития.
Как справедливо отмечает Н.В. Мельников , сегодня прокуратура не является и не должна быть органом законодательной власти... Порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ Советом Федерации Парламента РФ, обязанность ежегодно отчитываться перед Парламентом РФ и Президентом России о состоянии законности и правопорядка в стране отнюдь не свидетельствуют о подчиненности или включенности Генерального прокурора в систему законодательной или исполнительной власти.
В целом, все вышесказанное свидетельствует о том, что сфера взаимодействия Генеральной прокуратуры с законодательными органами очень широка.
Взаимоотношения между прокуратурой РФ и исполнительной властью выглядят следующим образом:
-выполнение общей функции борьбы с преступностью. При осуществлении этой деятельности Правительство РФ вынуждено опираться на прокуратуру, которая является, пожалуй, одним из важнейших правоохранительных органов страны. Для осуществления своей функции по надзору за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти прокуратура нуждается в поддержке Правительства РФ;
-участие прокуратуры в работе Правительства РФ, органов исполнительной власти и министерств субъектов РФ;
-надзор за деятельностью органов исполнительной власти и их работников.
Для обоснования тезиса о том, что прокуратура относится к органам исполнительной власти, необходимо рассмотреть мнения ученых по данному вопросу.
В.С. Нерсесянц утверждает, что она должна относиться к административным органам, поскольку обладает признаками и полномочиями, характерными для административных органов.
По мнению С.А. Осипян , прокуратура является подсистемой исполнительной власти и втянута в сферу исполнительной власти главы государства. В основном это объясняется характером функций прокуратуры по отношению к исполнительной власти.
Общие цели прокуратуры, как независимого государственного учреждения, и исполнительной власти требуют совместных и скоординированных действий с обеих сторон. Следует помнить, что наиболее эффективное исполнение закона может быть достигнуто только при гармоничном взаимодействии между прокуратурой, осуществляющей надзор за исполнением закона многочисленными контрольными механизмами исполнительной власти, и исполнительной властью, осуществляющей контрольную деятельность в рамках своих полномочий.
Таким образом, хотя прокуратура не относится к исполнительной власти, поскольку ее надзор охватывает, в частности, деятельность исполнительной власти, тем не менее, она имеет общие черты, такие как структура и система, отличные от судебной и законодательной власти, право на применение принудительной силы, определенная независимость в осуществлении своей деятельности, подчиненный характер этой деятельности и т.д.
Прокуратура сотрудничает с судебными органами посредством.
-участия прокуратуры в судопроизводстве в случаях, предусмотренных Федеральным законом и процессуальным законодательством РФ (ст.35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1). Прокуратура является участником уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства.
-в соответствии с п.5 ст.35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 Генеральный прокурор РФ участвует в заседаниях Верховного Суда РФ в соответствии с законодательством РФ, а в соответствии со ст.39 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 Генеральный прокурор имеет право обращаться в Верховный Суд РФ в полном составе;
-Генеральный прокурор взаимодействует с Конституционным Судом РФ путем подачи обращений к Генеральному прокурору РФ по поводу нарушений конституционных прав и свобод граждан законами, примененными или подлежащими применению в конкретном деле (п.6 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1).
Следует отметить, что Генеральная прокуратура РФ не входит в число субъектов, наделенных правом обращаться в Конституционный суд РФ с запросами о подтверждении конституционности регулируемых правовых актов (ст.125 Конституции РФ). Однако в одном из своих постановлений Конституционный суд установил возможность для руководителя прокурорской системы РФ обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о подтверждении конституционности Конституции и Устава субъектов РФ.
Прокуратура является органом судебной власти. Такого мнения придерживались многие до принятия поправок к Конституции РФ в 2014 году, и, безусловно, представляется несомненным, что прокуратура будет отнесена к судебной власти. Это подтверждается тем, что О.Е. Кутафин, размышляя о недостатках конституционной юриспруденции, посчитал размещение норм о прокуратуре в гл.7 Конституции РФ ошибочным, вносящим путаницу как в науку, так и в практику, и предложил усовершенствовать эти положения.
Таким образом, важное место во взаимодействии органов прокуратуры и судебной власти занимает участие прокуроров, выступающих в качестве сторон или субъектов соответствующего процесса, в заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Однако не следует забывать о схожих целях и задачах обоих институтов: защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства; развитие и укрепление законности и правопорядка в стране; формирование отношения уважения к общечеловеческим ценностям и праву.
Хотя сфера взаимодействия судебной власти и прокуратуры очень широка, прокуратуру не следует рассматривать как судебный орган, поскольку структурно и функционально она не входит в эту систему, а в соответствии со ст.118 Конституции РФ только суды имеют право осуществлять правосудие.
Взаимодействие между прокуратурой и главой государства определяется следующим образом:
Взаимодействие между Генеральной прокуратурой и главой государства предопределено следующим образом:
-порядок участия Президента РФ в назначении руководителя системы: только Президент уполномочен вносить на утверждение Совета Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ и его заместителей. Генеральный прокурор РФ также назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов и приравненных к ним специализированных прокуратур по представлению Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор координирует деятельность органов по борьбе с преступностью, включая орган, учрежденный Президентом РФ (Федеральную службу безопасности), путем формирования координационных совещаний, организации рабочих групп, запроса статистической информации и т.д. (ст.8 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1);
-представление ежегодного доклада главе государства о состоянии законности и правопорядка в России и работе, проводимой по их укреплению.
Поскольку поправки, внесенные в Конституцию РФ в феврале 2014 года, принципиально изменили объем и характер взаимоотношений между главой государства и Генеральной прокуратурой, позиция отнесения Генпрокуратуры к президентской власти представляется целесообразной.
Г.Н. Королев считает, что это представляется вполне логичным и обоснованным, поскольку сегодня руководители всех судебных и правоохранительных органов и их заместители в любом субъекте Федерации назначаются Президентом России. Более того, прокуратура, наряду со Следственным комитетом РФ, относится к особой категории государственных органов и образует правовой механизм реализации полномочий главы государства.
В то же время некоторые ученые утверждают, что относить прокуратуру к структуре власти Президента РФ необоснованно, поскольку вышеуказанные изменения свидетельствуют лишь об усилении подчинения государственным интересам, в отличие от ведомственного руководства прокуратурой.
С другой стороны, нельзя не признать усиление фактического влияния главы государства на данный институт. Для того чтобы иметь полную информацию о месте прокуратуры в системе государственной власти, необходимо рассмотреть наиболее распространенные позиции по данному вопросу.
Прокуратура - это независимый институт, который не входит в классическое разделение властей и занимает особое положение в системе государственной власти. Эту позицию поддерживает С.А. Авакьян , который подчеркивает тесную связь между прокуратурой и судами, но описывает функциональное различие между ними, поскольку прокуратура не имеет функции принятия судебных решений, а может лишь инициировать и оспаривать эти решения, как и в других субъектах права. Конституция РФ также относит судебную власть и прокуратуру отдельно к исключительному ведению РФ.
Советник Генерального прокурора РФ А.Я. Мыцыков отмечает, что: прокурорский надзор является особым видом государственной деятельности, и при этом прокуратура не входит ни в одну из отраслей власти, ни в систему разделения властей в целом.
Особенность данной позиции проявляется в том, что прокуратура часто рассматривается как институт, являющийся необходимым элементом для реализации конституционного механизма сдержек и противовесов. Данная позиция, на наш взгляд, наиболее полно отражает реальное положение дел в российской прокуратуре.
В области конституционного права очень широко трактуется определение прокуратуры РФ как относящейся к тому или иному ведомству правительства или как самостоятельной системы. Следует иметь в виду, что место прокуратуры в системе государственных институтов определяется через ее взаимодействие с ветвями единой государственной власти, а ее роль является одним из элементов, способствующих функционированию системы сдержек и противовесов в демократическом государстве.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 12.12.2023)"О государственном оборонном заказе" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7600.
4. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст.548.
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №11. - Ст.1416.
7. Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
8. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
9. Махьянова, Р. М. Прокурорский надзор за соблюдением законности использования бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации / Р. М. Махьянова, Н. П. Ольховская // Военное право. – 2017. – № 1(41). – С. 212-223.
10. Рубцов, А. Е. Прокурорский надзор в сфере государственного оборонного заказа / А. Е. Рубцов // Студенческий вестник. – 2022. – № 14-5(206). – С. 60-62.
11. Семенцова, А. А. Прокурорский надзор в сфере государственного оборонного заказа / А. А. Семенцова // Международный научный вестник. – 2022. – № 2. – С. 44-51.
12. Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
13. Хаматханов, Х. Б. Прокурорский надзор за исполнением государственного оборонного заказа в период военного положения / Х. Б. Б. Хаматханов // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 98-4. – С. 144-146.
14. Щерба С., Решетникова Т. Конституционные новеллы о системе и иерархии функций прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С.3.