Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Я, Фио, студентка 2 курса факультета «Экономики, психологии, менеджмента» группы ……, проходила учебную практику: научно-исследовательскую работу (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) с 09.09.2022 г. по 30.12.2022 г. в ФГАОУ ВО
Целью учебной практики: научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) является приобретение первичного практического опыта в зависимости от типов задач, на которые ориентирована основная профессиональная образовательная программа по профилю подготовки «Психология».
В установленные сроки мною были реализованы следующие этапы практики:
Подготовительный (составлено индивидуальное задание, выбрана тема и разработана структура теоретической части исследования);
Содержательный (произведена работа с научной литературой, составлен библиографический список, оформлены главы и параграфы теоретической части работы, разработан раздел «Организация и методы исследования», подготовлен раздел «Введение»);
Результативно-аналитический (подготовлены отчетные документы).
Основная часть
Подготовительный этап:
Тема исследования: Взаимосвязь сценарных драйверов с психологическим благополучием личности: гендерный аспект. Структура: актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи.
Содержательный этап:
Существует широко известная психологическая связь между сценарными драйверами и психологическим благополучием личности, о которой проводятся многочисленные исследования в настоящее время. Эта связь особенно интересна с гендерной точки зрения, так как гендерный аспект играет важную роль в возникновении и развитии сценарных драйверов. Введение в данную тему позволяет лучше понять, каким образом гендер влияет на психологическое благополучие личности через воздействие сценарных драйверов.
Исследование взаимосвязи сценарных драйверов с психологическим благополучием личности в гендерном аспекте является актуальной темой в современной психологии. Сценарные драйверы представляют собой некоторые основные скрипты, присутствующие в нашем уме, которые влияют на наше поведение, эмоции и убеждения. Они формируются на основе конкретных событий, социальных норм и ролей, и представляют собой некоторые представления о том, как нам следует вести себя в определенных ситуациях.
Исследования указывают на то, что определенные сценарные драйверы могут быть связаны с негативными психологическими последствиями, такими как тревожность, депрессия и низкое самооценка. Однако роль гендера в формировании и проявлении этих драйверов остается недостаточно изученной.
Объект исследования:
Объектом исследования является взаимосвязь сценарных драйверов и психологического благополучия личности в гендерном аспекте. Исследование рассматривает, какие конкретные сценарные драйверы связаны с определенными гендерными ролями и как эти драйверы воздействуют на психологическое состояние личности.
Предмет исследования:
Предметом исследования является роль сценарных драйверов в формировании и проявлении психологического благополучия личности с учетом гендерного аспекта. Исследование анализирует, какие сценарные драйверы преобладают у мужчин и женщин, и как эти драйверы влияют на их эмоциональное состояние, самооценку, стратегии приспособления и общую жизненную удовлетворенность.
Цели и задачи исследования:
Основной целью исследования является выявление гендерной связи между сценарными драйверами и психологическим благополучием личности. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить существующую литературу и исследования, связанные с взаимосвязью сценарных драйверов с психологическим благополучием личности в гендерном аспекте.
2. Определить основные сценарные драйверы, типичные для каждого гендера.
3. Исследовать влияние сценарных драйверов на психологическое состояние мужчин и женщин, их самооценку и стратегии приспособления.
4. Анализировать различия в проявлении сценарных драйверов и их эффектов на психологическое благополучие у мужчин и женщин.
5. Предложить практические рекомендации для повышения психологического благополучия на основе полученных результатов.
Таким образом, исследование взаимосвязи сценарных драйверов с психологическим благополучием личности в гендерном аспекте имеет важное значение для понимания и улучшения психологического состояния и качества жизни людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов, Т.В. Гендерная социализация в школе / Т.В. Амосов // Адукацыя і выхаванне. - 2007. - №7. - С. 20-24.
2. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т.В. Бендас: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.
3. Данильченко, А.В. Гендерные аспекты воспитания / А.В. Данильченко, А.В. Савельев // педагагічная работа. - 2011. - №12 (130). - С. 42-48.
4. Достовалов, С.Г. Воспитание мальчика: советы психолога: книга для родителей / С.Г. Достовалов, Л.В. Мальцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192с.
5. Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 53 с.
6. Еремеева, В.А. Мальчики и девочки два разных мира / В.А. Еремеева // Классное руководство и воспитание школьников. - 2007. - №3. - С. 5-9.
7. Зайцев, Г.В. Половое воспитание подростков / Г.В. Зайцев, А.В. Зайцев, И.Л. Хаптанова // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - №5. - С. 55-62.
8. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие / В.Г. Каменская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 288 с.
9. Клипилина, В.Н. Гендерные особенности взаимоотношений современных подростков / В.Н. Клипилина, Н.А. Козич // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2004. - № 5. - С. 3-13.
10. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 104 с.
11. Карандашев, В. Н. Введение в профессию: психолог : учебник и практикум для вузов / В. Н. Карандашев. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 376 с.
12. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. - С. 476-510.
13. Кунгурова, Н. И. Социальному педагогу - о гендерном неравенстве / Н. И. Кунгурова // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2003. - № 6. - С. 30 - 37.
14. Социальная психология : учебник для вузов / В. В. Козлов, С. А. Трифонова, Т. М. Панкратова, Л. А. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с.
15. Леонов, Н. И. Конфликтология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с.
16. Леонов, Н. И. Конфликтология: общая и прикладная : учебник и практикум для вузов / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 91 с.
17. Матюшкова, С. Д. Формирование гендерной культуры как социально-педагогическая проблема / С.Д. Матюшкова // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2003. - № 3. - С.53 - 62.
18. Мищенко, Л. В. Психотравма. Предотвращение рецидивов. Технологии социально-психологического сопровождения : практическое пособие / Л. В. Мищенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 125 с.
19. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 52 с.
20. Мудрик, А.В. О поло-ролевом подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 175-181.
21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - 4-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.
22. Прокопчик, Е.В. Гендерная культура подростков как педагогическая проблема / Е.В. Прокопчик // Праблемы выхавання. - 2005. - № 4. - С. 55-60.
23. Селезнева, Е. В. Психология управления : учебник и практикум для вузов / Е. В. Селезнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 173 с.
24. Симонов, В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов // Адукацыя і выхаванне. - 2005. - № 7. - С. 68-71.
25. Смашная, С.М. Семейное воспитание детей с учетом дифференциации / С.М. Смашная // Праблемы выхавання. - 2006. - № 6. - С. 19-24.
26. Смотрицкая, Г.Е. Формирование гендерной культуры как средства оптимизации педагогических условий социализации учащихся / Г.Е. Смотрицкая, А.Л. Смотрицкий // Адукацыя і выхаванне. - 2006. - № 11. - С. 26 - 30.
27. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 306 с.
28. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - Питер: СПб., 2006. - 607 с.
29. Шамионов, Р.Б. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.Б. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. - С. 36-41.
30. Шевеленкова, Т.Д., Методика исследования психологического благополучия личности / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко. - М. - 2005. - 34 с.
31. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с.
32. Чеснокова, О.И. Гендерная социализация / О.И. Чеснокова, О.И. Пушкина // Народная асвета. - 2003. - № 12. - С. 48-50.
33. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. - Мн.: АСАР, 2005. - 768 с.
34. Янчук, О.А. Гендерный подход к сфере образования: проблемы и перспективы / О. А. Янчук // Адукацыя і выхаванне. - 2011. - № 1. - С. 52.
Результативно-аналитический этап:
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы провели теоретический анализ проблемы насилия в системе детско-родительских отношений. Обобщая его результаты, нами были сформулированыследующие выводы:
Взаимосвязь сценарных драйверов с психологическим благополучием личности, особенно в гендерном аспекте, представляет собой интересную тему исследования. Проанализировав имеющуюся литературу, установлены следующие выводы:
1. Сценарные драйверы, которые формируются в детстве и затем влияют на поведенческие и эмоциональные реакции личности, играют важную роль в формировании психологического благополучия. Индивидуальные различия в сценарных драйверах могут влиять на степень самооценки, уровень тревожности, удовлетворенность жизнью и общее психическое состояние.
2. Гендерный аспект также оказывает существенное влияние на связь между сценарными драйверами и психологическим благополучием. Наблюдается различие в сценарных драйверах у мужчин и женщин, что может вызвать разные эмоциональные, психологические и поведенческие реакции.
3. В сценарных драйверах мужчин, как правило, присутствуют такие характеристики, как амбициозность, стремление к достижению успеха, независимость и доминирование. В то же время, у женщин сценарные драйверы могут быть связаны с заботой о других, социализацией и подчинением.
4. Роль социокультурных факторов и стереотипов тоже необходимо учитывать при изучении взаимосвязи сценарных драйверов и психологического благополучия. Во многих культурах есть определенные ожидания и нормы, касающиеся гендерных ролей, которые могут оказывать влияние на формирование сценарных драйверов и их связь с психологическим благополучием.
5. Исследования показывают, что чем больше сценарных драйверов связано с негативными эмоциональными реакциями, чувством неудовлетворенности или депрессией, тем ниже уровень психологического благополучия личности. Таким образом, разработка и применение стратегий по изменению негативных сценарных драйверов может способствовать повышению психологического благополучия.
6. Дополнительные исследования необходимы для более полного и точного понимания взаимосвязи между сценарными драйверами и психологическим благополучием в гендерном аспекте. Они могут включать в себя различные методы и подходы, такие как психологические тесты, интервью, наблюдение и анализ сказуемой информации.
В целом, изучение взаимосвязи сценарных драйверов с психологическим благополучием личности в гендерном аспекте является важной областью исследования, которая помогает лучше понять формирование психического состояния и поведения человека. Это знание может быть полезным для разработки индивидуальных и групповых психологических программ и стратегий, направленных на повышение уровня благополучия и качества жизни.
Заключение
В процессе прохождения учебной практики: научно-исследовательской работы (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) мною были сформированы следующие компетенции: ознакомление с системой компетенций и профессионально-значимых качеств психолога-исследователя; ознакомление с правилами оформления результатов научно-исследовательской деятельности в психологии; анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования; анализ психологического благополучия личности в условиях гендерного аспекта.
В ходе научно-исследовательской работы я освоила навыки постановки проблемы исследования по теме психологического благополучия в гендерном аспекте; определила объект и предмет исследования, сформулировала теоретическую и эмпирическую гипотезы; определилась с выборкой испытуемых и с подбором психодиагностических методик для исследования по теме «Взаимосвязь сценарных драйверов с психологическим благополучием личности: гендерный аспект»; проанализировала и систематизировала научно-исследовательскую информацию по теме исследования; получила знания правил оформления результатов научно-исследовательской деятельности. Освоила навык библиографического поиска, проанализировала источники литературы по теме научного исследования.
Показать больше