Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Создание музеев на основе частных коллекций— результат интереса к жизни предков культуры, изучение их наследия и выявление закономерностей, которые прослеживаются в настоящем. Это расценивается как один из культурных кодов эпохи, особый феномен в жизни России. Преобразование частных коллекций в музейные собрания оказалось процессом взаимовыгодным: не только коллекционер мог основать музей, но и музей, как автономный, деятельный организм, формировал собирателя в духовном аспекте. Если собиратель ощущал потребность «обнародовать» свои коллекции, предоставить доступ к их обзору, исследованию, чем способствовал популяризации самой коллекции и представленных ею культурных слоёв, временного или тематического. А это обеспечивало образованному музею статус значимого общественно-просветительского учреждения, который нёс свою миссию. Коллекционер, который сумел преобразовать свои собрания в музей, — это уже лицо нового типа, нового статуса — пользы обществу.
Частное собирательство в России периода до начала XX в. представляет собой любопытную страницу истории старой России. Богатое разнообразие коллекций у представителей почти всех слоёв общества благоприятствовало сохранению памятников, старинных и современных собирателям. В литературе о коллекционировании это явление не было определено как исключительно женское или мужское. Как правило, мужчина-коллекционер противопоставлялся женщине-потребителю. Примечательно, что история располагает примерами, когда коллекционерами становились именно женщины, которым разные провозглашённые учёными мужского пола гендерные особенности не воспрепятствовали вписать свои имена в историю данного явления разных лет. Так, неоднозначность данного аспекта обусловили актуальность данного исследования.
Объект исследования – костюм как предмет музейного собрания.
Предмет исследования – особенности коллекционирования костюма как предмета музейного собрания.
Цель практики – приобретение компетенций в области анализа научного (искусствоведческого) текста
Задачи практики:
- получение практических навыков работы с произведениями искусства, описания их сохранности и истории реставрации;
- овладение основами и базовыми принципами обработки данных, а также работы с базами данных и автоматизированных информационных систем;
- знакомство обучающихся с организацией научной и организационной фондовой и/или каталожной работой внутри музеев, галерей, выставочных залов, антикварных салонов и аукционных домов;
- освоение ключевых стратегий, направленных на сохранение предметов и объектов как памятников культурно-исторического наследи
Методы исследований: анализ и синтез источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут стать основой для будущего курсового проекта по данной теме или стать материалом для разработки пособия, посвященному костюму как предмету музейного коллекционирования.
Рецензия № 1
Валевская Н. А. Костюм как предмет коллекции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2012. – №. 27. – С. I-III.
Н.А. Валевская в статье «Костюм как предмет коллекции» рассматривает примеры из российской истории коллекционирования костюма и его отдельных предметов на рубеже XIX-XX веков. На основании этих примеров автор приходит к выводу о том, что интерес к моде и истории костюма в России долго не отмечался, и хотя были предпосылки для создания музеев костюма в стране, но таковые так и не были осуществлены в полной мере.
Н.А. Валевская отмечает, что среди предметов коллекционирования всегда есть самые распространенные в обществе собирателей. Например: графические листы, книги, нумизматика, живопись, предметы фарфора, открытки и др. Были те, кто собирали, коллекции автографов, встречаются коллекционеры предметов стекла, к редким коллекционным предметам относятся геммы и многое другое.
На первый взгляд, отмечает автор статьи, может показаться, что причина заключена в следующем: хрупкость этих предметов и особый уход при хранении. Кроме того, были мыслимы и другие причины. Особенно это касается коллекционеров, которые в своем собирательстве соприкасались с тканями, костюмом, деталями костюма. Даже историки российского собирательства затрудняются назвать имена коллекционеров, которые занимались собирательством таковых предметов в контексте исторического прошлого.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Валевская Н. А. Костюм как предмет коллекции //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2012. – №. 27. – С. I-III.
2. Ефремов, Н. А. Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского периода и музеефикацию частных коллекций / Н. А. Ефремов // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 373-377.
3. Шлаева И. В. Частное коллекционирование предметов русской старины как фактор сохранения культурного наследия (Конец XIX-начало XX вв.) : дис. – Моск. гос. ун-т им. МВ Ломоносова, 2000.