Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос о развитии вокально-интонационных навыков на музыкальных занятиях в рамках общеобразовательного процесса является крайне актуальным и требующим серьезного изучения. В связи с этим хотелось бы выделить важные аспекты плодотворной (качественной) работы по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.
К ним относятся:
• Профессионализм и высокая компетенция педагога;
• Правильно подобранный репертуар;
• Развитие музыкальной грамотности учащихся.
Следует раскрыть каждый аспект подробней.
Профессионализм и высокая компетенция педагога. Учитель музыки должен обязательно быть компетентен в рамках своего предмета, быть разносторонней, творческой личностью, которая способна заинтересовать своих учеников. Одним из важнейших качеств педагога является искренняя заинтересованность в каждом ученике, желание познать вкусы и музыкальные предпочтения учащихся, любовь и преданность своей профессии.
Обладая такими качествами, учитель музыки непременно найдет общий язык с каждым учеником, что безусловно повлиять на общее эмоциональное состояния в рамках проведения урока между классом и педагогом. Учащиеся, чувствующие искренность от педагога, будут всегда заинтересованы предметом и неважно какой это предмет: музыка или математика.
Постоянное беспокойство о судьбе учеников, за их внутреннюю гармонию и ответственность за взятие на себя обязанности перед учеником и обществом является стимулом и побудительной силой, заставляющей учителя музыки находить новые пути, улучшенные приемы, повышать свой профессионально-педагогический уровень.
Заинтересованность и ответственность учителя воодушевляет его искать в книгах и пособиях ответы на вопросы, связанные с воспитанием каждого ученика. Халатность и безразличие к жизни ребенка являются неприемлемы в педагогике. При потере интереса педагога к жизнедеятельности и развитию ученика между ними моментально прерывается контакт.
Нередко, в сфере общего образования, к предмету «музыка» нет должного внимания. Лично мной было замечено, что со стороны педагогического состава, а также самих учащихся преобладает безразличное отношение. Поэтому педагог музыки обязан проявлять энтузиазм в продвижении своего предмета, быть отзывчивым, профессиональным и обладать качествами, которые я указала ранее (заинтересованность в каждом ученике, любовь и преданность своей профессии).
Стоит понимать, что предмет музыка является необходимым в формировании разносторонней личности ребенка. Он воспитывает духовно-нравственное отношение. Музыка дает потрясающие возможности для развития эмоциональной сферы человека.
А вот как раз задача для окружающих взрослых людей (учителей, родителей, родственников) состоит в том, чтобы привлечь внимание ребенка к красоте музыки. В.А. Сухомлинский: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой они красиво зазвучат».
К задачам учителя музыки относится пробуждение в ученике творческого начала. Педагог должен вызвать личные чувства и переживания ребенка при исполнении музыкального произведения. Музыкальный руководитель должен учить детей самостоятельно мыслить и путем наставничества, демонстрации возможных вариантов исполнения, развивать творческую фантазию учащихся.
Фактор правильно подобранного репертуара существенно влияет на общую результативность занятий. Хотелось бы начать с того, что есть ряд особенностей к подбору вокально-хоровых сочинений в репертуаре школьной программы.
Педагог-руководитель должен целесообразно выбирать репертуар исходя из возрастных особенностей школьников, вокально-интонационных особенностей, а также учитывать профессиональный уровень хорового коллектива.
Следует обозначит ключевые требования, выдвигаемые к подбору вокально-хорового репертуара.
В репертуар должны входить разножанровые произведения, а также произведения разных эпох. В программе должны присутствовать сочинения отечественных композиторов и зарубежных. Педагог должен уделять особое внимание произведениям современных композиторов, включать их в репертуар, приучать детей вслушиваться в свежий круг музыкальных интонаций. В музыкальных произведениях выдающихся современных композиторов живут образы нынешнего дня, эмоции и душа современного человека, что очень роднит их с сегодняшним поколением.
При выборе репертуара обязательно нужно думать об охране детского голоса. Стоит брать во внимание диапазон голоса, исходя из возраста участников хорового коллектива. Диапазон голоса младшего школьного возраста составляет: ре первой октавы – до второй октавы. Также, не стоит требовать громкого и насыщенного звучания, петь на mf, mp.
Выбранное музыкальное сочинение должно быть высокохудожественным. Сложные и крупные музыкальные произведения брать не стоит. Учащиеся могут не справиться с ними. Такие произведения могут сказаться на эффективности проделываемой вокально-хоровой работы.
Также это повлечет за собой переутомление или у ребенка может пропасть интерес к делу, но это не значит, что весь репертуар должен состоять из легких произведений.
Наоборот, большое количество простых песен не будет способствовать профессиональному росту.
К выбору произведений нужно отнестись ответственно и не стоит забывать, что произведения должны быть интересны ученикам. При проявлении интереса дети будут внимательней слушать руководителя и будут стремиться исполнять произведение лучше.
Исходя из вышеизложенного, имеет смысл прислушиваться к интересам ученика при выборе учебного репертуара, а не слепо следовать обязательной программе. Ведь сохранить и укрепить интерес к предмету порой гораздо важнее, чем принуждать ученика петь «правильный» рекомендованный репертуар, к которому младшеклассник не имеет пока интереса.
В то время как, проявляя уважение к интересам ученика, педагог скорее сможет ждать от него отклика и большего терпения для изучения нового и не всегда понятного молодому певцу репертуара. Учитель в ходе работы может столкнуться с такой сложностью, как проблемы с интонированием у хористов.
Интонационные сложности могут возникнуть при ряде причин:
• Проблемы с музыкальным слухом. Обычно, с этим сталкиваются руководители любительских хоровых коллективов или руководители детских хоров в общеобразовательных учреждениях.
• Сложный ритм в произведениях. В этом случае дети будут пытаться повторить четко ритм, что может помешать чистому интонированию.
Руководителю стоит сначала проучить ритм на любой слог, потом подставить слова и уже потом включать пение.
• Труднопроизносимые и непонятные слова. Работа над дикцией. В первую очередь, начиная работу над дикцией, следует выработать отчетливое и синхронное произношение слов сочинения. Но механическая четкость каждого звука не сможет помочь достичь цели, содержание не будет раскрыто, а исполнение будет лишено художественности.
При выборе репертуара учитель должен обращать внимание на поэтический текст в музыкальном произведении. Текст должен быть понятен учащимся, они должны понимать, о чем поют, чтобы в последующей концертной деятельности данное произведение исполнялось выразительно и эмоционально. Также, стоит обращать внимание на труднопроизносимые слова. В этом случае проблема может быть такой же, как и в трудностях при исполнении произведений со сложным ритмом. Возникнут интонационные трудности, так как дети, пытаясь правильно выговорить (пропеть) трудное слово, забывают про нотный текст, соответственно, могут петь фальшиво.
Аспект развития музыкальной грамотности имеет значимую роль в развитии комплексных музыкальных навыков.
В младших классах общеобразовательного учреждения осваивается звуковысотность. Кладутся основные аспекты музыкальной грамотности – обучение элементарным знаниям музыки, формируются навыки и умения музицирования. Самая главная задача – это обучить детей нотной грамоте.
Музыкальный руководитель учит понимать и отличать ноты, петь по ним различные легкие произведения и короткие попевки.
В задачу учителя входит пояснение детям о том, что все нотные обозначению имеет разную высоту, то есть – звуковысотность. Через музыкальную интонацию, как основу музыкальной речи, осваивается звуковысотность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиев, Ю.Б. Методологические и методические основы вокально-педагогического творчества / Ю.Б. Алиев. – М., 1993. – 324 с.
2. Антонова, М.А. Музыкальное просветительство в профессиональной подготовке педагога-музыканта / М.А. Антонова, И.А. Белоконь // Среднее профессиональное образование. – 2021. – № 4(308). – С. 67-70
3. Антонова, М.А. Проблема формирования вокально-слухового самоконтроля при подготовке учителя музыки // М.А. Антонова, С. Нин // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса. – М.: УЦ Перспектива, 2018. – С. 130-135
4. Артемова, Е.Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIХ – начала ХХ века: историко-стилевой аспект: дисс. … докт. иск. / Артемова Е.Г. – Москва, 2015.
5. Белов, Е.В. Компьютерное обучение вокалу / Е.В. Белов // Педагогическая информатика. – 2011. – №2.– С. 63-66.
6. Голованова Е.С., Политаева Т.И. Игры и игровые приемы на занятиях по хореографии //Образование в условиях социальных изменений: сб. науч. ст. очной Международной молодежной научно-практической конференции «Образование и человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 19 апреля 2017) /Отв. ред. Т.И.Политаева. -Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2017. – С.38 -40.
7. Григорьев Е.В. О некоторых принципах организации вокального обучения // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – Выпуск 2. – С. 204-208
8. Гродзенская, Н.Л. Подготовка к пению по нотам: Беседы о музыке на уроке // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. 24-46 с.
9. Демченко А. Д. Вокальные игры с детьми : программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка-дошкольника. – М. : Скрипторий 2003, 2010.
10. Емельянов В. В., Трифонова Е. Развивающие голосовые игры : метод. разработка по I уровню обучения многоуровневой обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса». – Тюмень : Тюмен. изд. дом «Ялуторовская типография», 2010.
11. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - М.: Лань, 2015. – 176 с.
12. Карманова В.В. Вокальное исполнительство: петь может каждый // Гуманитарные ведомости ТГПУ им Л.Н. Толстого. – 2013. – №1-2 (4-5). – С. 54-57
13. Конев, А.А., Онищенко А.А., Костюченко Е.Ю., Якимук А.Ю. Автоматическое распознавание музыкальных нот / А.А. Конев, А.А. Онищенко, Е.Ю. Костюченко, А.Ю. Якимук // Научный вестник Новосибирского государственного технического университета. – 2015. – № 3 (60). – С. 32– 47
14. Моисеев, Е.О. Технологические аспекты использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения подростков эстрадному вокалу / Е.О. Моисеев // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2018. – С. 382-388.
15. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания : учеб. пособие. – М. : Планета музыки, 2014.
16. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д.Е. Огороднов. – 2-е изд., испр. и доп. – Киев: Муз. Украiна, 1981. – 166 с.
17. Пыхов, В.В. Использование технических средств в процессе обучения вокалу / В.В. Пыхов // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов III Международного круглого стола. – 2017. – С. 238-240.
18. Тарасов, Г. С. О психологии музыки / Г. С. Тарасов – М.: Вопросы психологии, 1995. N 5. – 72 с.