Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы нормировать естественное желание древнего человека разделять свои изделия, были введены определенные социальные правила, задающие границы для этих действий. Эти правила стали основой для формирования различных общин, каждая из которых отличалась уникальными характеристиками, иногда случайного характера. Регламентация обмена благами служила фактором, который как объединял, так и разграничивал отдельные группы. Стандартизированные правила были отражены в языке, который стал общим средством коммуникации, основной его функцией было влияние на поведение человека.
Лингвисты предполагают старшинство глаголов перед существительными, причем первоначально глаголы использовались для стимулирования действия, имея повелительный характер. В любую эпоху глагол хранил свою основную функцию — приказать, как например в формах: "начали!", "начинайте!", "начинать!", "начнем!", и это относится и к производным существительным, например "начало!".
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основываясь на гипотезе академика Б. Ф. Поршнева можно выделить основные черты информации о личности человека: она сформирована в контексте общения с другими, передается через предметы или язык, направлена на изменение или управление действиями человека, призвана сплачивать людей вместе, при этом разделяя их на группы.
Таким образом, ключевая характеристика информации, связанной с человеческой индивидуальностью, состоит в ее возникновении благодаря взаимодействию с окружающими, ее передаче и последующем освоении, что лежит в основе механизма самоконтроля личности.
Результирующая информация о себе, которую ребёнок усваивает через ответ взрослого, формирует не только образ действий взрослого, но и контекст и дополнительные смыслы, сформированные реакцией на слова взрослого.
Индивид формирует свое самопонимание через взаимодействие с другими людьми, что становится основой для развития его самоидентификации, личных устремлений, ценностей, способов рассуждения и восприятия мира — элементов, обычно ассоциируемых с осознанием своего внутреннего я. Исследование механизмов, посредством которых мы приобретаем знание о других, выделяет четыре отдельные сферы реальности, где усваивается данное понимание.
Первая модальность включает конкретные сведения о людях, полученные человеком на протяжении его жизни, проверенные подлинностью и точностью лично пережитых событий, поскольку других мерок для их оценки не существует. Используя эти знания во взаимодействиях с другими, индивид раскрывает их для остальных, что можно назвать применением жизненного опыта. Воздействие, основанное на жизненном опыте, образует так называемую "житейскую психологию." В данном контексте, каждый обладает проверенным личным опытом знанием, которое служит стандартом, определяющим границы влияния на других людей.
Во-вторых, существуют совокупные знания о человеческом поведении, которые человек приобретает в закрытых группах, таких как семья, рабочие коллективы или школьные классы. Эти знания подтверждаются как истинные и надежные благодаря общему опыту группы, и они интегрируются в систему ценностей группы, регулируя отношения внутри группы, а также между группой и другими сообществами.
Индивид применяет эти знания через механизмы групповой динамики, а также использует их для саморегулирования при навигации внутри группы или в более широких взаимодействиях сообщества.
Эту совокупность знаний обычно называют обыденным знанием, а ее применение для воздействия на людей в относительно ограниченной группе можно охарактеризовать как повседневную психологию. Эта психология позволяет предвидеть результаты поведения людей в сплоченном сообществе.
Более того, существует обобщенный массив знаний о человеческом поведении, сформулированный относительно небольшой группой исследователей. Эти ученые, прежде всего психологи и специалисты смежных гуманитарных наук, особенно естественных наук, стремятся разработать обобщенные, нормативные и эмпирически подтвержденные знания о людях.
Задача абстрагирования, записи и передачи обобщенных знаний даже среди ученых, исследующих человеческую природу, является значительной. Он включает в себя обсуждение фундаментальных научных категорий, которые удачно инкапсулируют, проверяют и передают это обобщенное знание.
Исследователи применяют научные термины, такие как активность, труд, индивидуум, характер, потребности, квалификации и прочие. Знания о людях, полученные коллективом ученых через тщательную проверку методами проверки истиности, могут быть обозначены как академические. Такие данные лежат в основе академической психологии, которая оказывает систематическое влияние на человека.
Закрытость круга специалистов, занимающихся изучением человека, и неоднозначность в трактовке фактов жизни человека часто приводят к тому, что научные труды не пользуются большим общественным интересом. Это отражается, например, на тиражах научных психологических изданий в странах СНГ, которые являются довольно скромными.
Общество всегда испытывало необходимость в понимании человека, которую традиционно удовлетворяло знание из области повседневной психологии. Научный язык, используемый для описания человеческой психологии, часто оказывается недоступным для профессионалов, например, педагогов, которым для работы требуется конкретное знание о человеке. Особенностью академических знаний является то, что пользователи этих знаний должны понимать начальные условия их создания, включая точку зрения автора. Необходимо не просто выявить эту позицию, но и осознанно вписать ее в контекст своих взаимодействий с людьми. Для успешного применения научного понимания человека важно проанализировать его происхождение и соотнести с реальной жизненной ситуацией, а также с учетом личных намерений и целей использования этого знания.
Эта процедура часто сбивает с толку людей, пытающихся применить последовательные, научно подтвержденные знания. С нашей точки зрения, трудности возникают, когда люди воспринимают других через призму своего профессионального контекста, что сужает их взгляд на людей до нескольких, если не одного, атрибута. Например, врач видит пациента, учитель видит ученика, актер видит зрителя, парикмахер видит клиента, а продавец видит покупателя. Это может непреднамеренно исказить любую обобщенную, непротиворечивую, научную информацию о человеке, сводя взаимодействие к уровню бытовой или народной психологии.
Сущность и цель академической психологии заключаются в получении последовательных и надежных знаний о человеке. Это знание стоит особняком от личного опыта ученых, поскольку его достоверность подтверждается не их личными судьбами и эмоциями, а точными научными методами, доступными относительно небольшой группе исследователей.
Эти широкие и надежные знания могут остаться неиспользованными, если общество не заинтересовано в структурированном и целенаправленном влиянии на группы или отдельных лиц. Когда возникает необходимость использования этих знаний, ее особенность заключается в требовании определенного «перевода» на язык непосредственного воздействия. Возникает необходимость в специальных средствах такого «перевода», чтобы в процессе конкретизации обобщенного знания не терялась его ключевая характеристика — достоверность.
Таким образом, достоверные, обобщенные знания о людях, существующие в культуре в виде научных текстов, не могут автоматически стать содержанием информации о другом человеке. Его надо специально трансформировать. Как это может быть сделано?
Изучение возникновения в сфере психологических исследований направления, известного как практическая психология, проливает свет на вопрос его первоначала. Зарождение этой области в российской психологии относительно недавнее, что подтверждается обзором психологических изданий за последние пять лет, где подобная категория отсутствует.
Для изучения чьей-то уникальности, психолог в практической сфере должен применять широкие научные понятия к личностным кейсам, оценивая конкретные обстоятельства жизни индивидуума. Научно подкрепленное, надежное понимание человеческой психики углубляет рефлективный процесс и полагается на научные, а не повседневные психологические мерки при оценке человеческой индивидуальности и его жизненных условий.
Следовательно, информация о людях, собранная практикующим психологом, проистекает из детального знания об индивиде, которое базируется на широкой научной базе.
Широкая научная теория служит тактикой мышления для психолога, отличаясь от повседневного понимания и поддающаяся проверке на достоверность. В итоге, детали, выявленные в практической психологии, дополняют и уточняют общее психологическое знание и предоставляют базу для стратегий воздействия на человека в профессиональной деятельности психолога.
Запросы:
Нереалистичные запросы. Запросы на достижение возвышенных идеалов. В этих запросах содержится стремление достичь явно неосуществимых желаний, часто целящихся на совершенство. Такие просьбы часто формулируются с использованием абсолютных терминов, например «всегда» или «никогда». Например: "Хочу всегда оставаться спокойным" или "Никогда не хочу злиться на своего партнера". Эти запросы могут отражать перфекционизм, а их реальная цель - избегание присущих реальных проблем, а не их решение.
Расплывчатые запросы. Здесь клиент не может четко сформулировать свои желания, возможно, делится многочисленными историями без ясного вывода или конкретной цели. Жалобы могут быть абстрактными или эмоциональными, без прямого запроса помощи.
Манипулятивные запросы. Клиент запрашивает изменения в поведении других людей, не ища изменений в себе. Это может выражаться как желание контролировать эмоции, мнения или действия другого человека. Встречаются случаи, когда клиент пытается манипулировать самим специалистом.
II. Информационные и развивающие запросы
1. Информационный запрос. Здесь клиент ищет ответы на психологические вопросы, что часто происходит на фоне общего недостатка психологической осведомленности в обществе, дефицита доступной информации по ключевым темам и распространенных ошибочных представлений. Различаются два вида информационных запросов:
А) Определение нормативных границ или причин возникновения симптомов.
Б) Вопросы о перспективах психологических изменений и их прогнозировании.
2. Запрос на помощь в самоосознании. Схож с информационным запросом, но предполагает более глубокий аналитический подход. Выделяют три варианта:
А) Оценка личных качеств или профессионального самоопределения.
Б) Разработка структуры самоидентификации.
В) Поддержка в самоприятии и самоанализе.
3. Запрос на помощь в саморазвитии. Разветвляется на несколько типов запросов:
А) Развитие когнитивных способностей (запоминание, рассуждение, концентрация внимания и прочее.)
Б) Улучшение навыков общения.
В) Формирование умений по саморегуляции (релаксация, управление эмоциями и т.д.)
4. Запрос на трансформацию. Клиент желает кардинальных сдвигов в личностном развитии или субъективном состоянии. Представлен четырьмя основными категориями:
А) Личностное становление.
Б) Экзистенциальные вопросы в контексте экзистенциальной психологии.
В) Изменение жизненной траектории.
Г) Достижение внутренней согласованности.
Запрос на устранение симптомов является наиболее типичным, предполагая желание клиента избавиться от негативных последствий психологических трудностей. Отдельно стоит упомянуть готовность клиента к решению проблемы. Симптомы делятся на группы:
А) Жалобы на эмоциональные расстройства.
Б) Психосоматические проблемы.
В) Трудности в общении.
Г) Когнитивные дисфункции.
Д) Особенности характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При анализе житейского уровня, где мы подошли к чувствам через лексику – существительные, глаголы и прилагательные, было увлекательно наблюдать, как язык отражает глубину эмоционального мира. Сбор таких нарративов требовал лингвистической чувствительности и понимания культурных контекстов. На обыденном уровне было полезно изучать, как психологический опыт отражается в культурных практиках. Пословицы и поговорки были ключевыми для понимания коллективного эмоционального интеллекта группы, а обряды и традиции помогли углубиться в механизмы передачи и усвоения психологических знаний.
При рассмотрении научного уровня соприкосновение с теориями и научными понятиями оказалось самым требовательным этапом из-за необходимости точности и академической глубины. Здесь важным стало отбор и интерпретация психологических понятий так, чтобы они отражали современное состояние научной мысли, что иногда было сложным из-за динамичности области.
Четвертый уровень, практическое психологическое знание, обнаружил значимость прямой связи теории с повседневной практикой. Слышать и понимать запросы клиентов требовало от меня эмпатии и настройки на индивидуальный опыт каждого, без предоставления рекомендаций, что было сложно, но представляло значительную ценность для работы.
В процессе подготовки данной работы я столкнулся с несколькими трудностями: необходимо было не просто собрать значимую информацию, но и синтезировать её в координатах установленных критериев. Временами это превращалось в сложную задачу по согласованию разрозненных фактов в единую концепцию. С другой стороны, изучение разных уровней психологического знания было исключительно захватывающим. Особенно стоящим оказалось приложение теоретических понятий к реальным жизненным примерам, что позволило мне лучше осмыслить сложность и многообразие человеческой психики.
В целом, работа была существенным образовательным шагом, который позволил мне глубже проникнуть в мир психологии и лучше понять её прикладное значение. Этот процесс стал значимым в моём профессиональном и личностном развитии.
Показать больше