Фрагмент для ознакомления
2
общественных коллективов;
интегрирующая, способствующая объединению в единое целое действий педагогов, психологов, медицинских и других работников образовательного учреждения, направленных на развитие студентов с ОВЗ;
регулирующая, предполагающая упорядочение педагогических процессов с целью формирования личности инвалида, студенческого и педагогического коллективов;
защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности инвалидов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды;
компенсирующая, способствующая созданию в образовательном учреждении условий для компенсации недостаточного участия семьи студента с инвалидностью и ОВЗ и социума в обеспечении жизнедеятельности обучающихся; раскрытию его склонностей и способностей.
На основе анализа опыта обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ нами были выделены следующие механизмы социально-психологического сопровождения данной категории студентов:
разработка и реализация индивидуальных программ социально-психологического сопровождения;
осуществление психологической помощи в форме консультаций у психологов-специалистов и тренингов с тьюторами в индивидуальной и групповой форме, а также с использованием методов психотерапии и психокоррекции;
выявление среди студентов с инвалидностью и ОВЗ «групп риска» нарушения социально-психологической адаптации и проведение с данной фокусной группой мероприятий по профилактике саморазрушающего поведения;
разработка и реализация мероприятий по социальной реабилитации и ресоциализации студентов с ОВЗ, в том числе через развитие в образовательной организации волонтерского движения на принципах «равный - равному» в рамках инклюзивного образования;
обеспечение условий для «социального лифта» студентов с нарушением здоровья и ОВЗ путем содействия трудоустройству выпускников образовательной организации в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией в тесном сотрудничестве со службами занятости и работодателями.
Таблица 1
Особенности социально-психологического сопровождения студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе
Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузе
Форма
помощи Цель Особенности Продолжительность Условия
реализации
Социальная
поддержка Расширение системы социальных связей, позволяющих чувствовать единство с другими людьми Социальная реабилитация и интеграция в общество Пролонгированная, постоянная Обогащение макросоциальных условий среды
Психологическая поддержка Позитивное содействие в преодолении барьеров Концентрация внимания на достоинствах; повышение самооценки; снижение чувства психологического дискомфорта. Помощь в социализации и адаптации, повышение ресурсов, компенсация недостатка Краткосрочная, ситуативная Обогащение психологических условий среды
Психолого-педагогическое сопровождение Развитие самостоятельности при решении собственных проблем и трудностей Выстраивание понимающих отношений. Развитие автономии и ответственности Пролонгированная, постоянная Обогащение психолого-педагогических условий среды
Социально-психологическое
сопровождение Развитие общекультурных и профессиональных компетенций, развитие психологически здоровой личности Создание оптимальной доступной и воспитывающей среды, подготовка к будущей профессиональной деятельности Пролонгированная, постоянная Обогащение макросоциальных, психологических и психолого-педагогических условий среды
Обоснование необходимости социально значимой программы (проекта)
Общеизвестно, что сильнейшим средством реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграции в общество наряду со спортом является культура.
Проект «Счастье в творчестве» - крупномасштабное событие культурно-реабилитационной направленности призвано расширить привычные границы и дать шанс объединиться и проявить свои таланты людям с проблемами здоровья вне зависимости от физических ограничений.
Цели и задачи социально значимой программы (проекта)
Цель проекта: выявление талантливых лиц с ограниченными возможностями здоровья, содействие развитию их творческих способностей, активизация деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих помощь инвалидам.
Задачи проекта:
стимулирование развития творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья как средства их реабилитации и социальной адаптации;
создание предпосылок и улучшение условий для самореализации инвалидов, перспектив их личностного роста и интеграция в общее культурно-творческое пространство;
вовлечение широкого круга лиц с проблемами здоровья в культурную жизнь общества;
формирование массового осознания того факта, что ограниченные возможности здоровья не должны препятствовать реализации способностей и талантов личности;
развитие и популяризация в обществе концепции безбарьерной среды и равных возможностей;
активизация деятельности организаций, оказывающих помощь инвалидам;
содействие воспитанию личности, ориентированной на духовно-нравственные ценности;
увеличение числа активных участников добровольческой и благотворительной деятельности в области.
Приоритетное направление социально значимой программы (проекта) - «Социальная адаптация инвалидов»
Основные целевые группы, на которые направлена социально значимая программа (проект), численность представителей данных групп, охваченных программными мероприятиями.
Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет, имеющая ограниченные возможности здоровья (с проблемами опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, легкими психическими отклонениями), волонтеры; семьи инвалидов, имеющих ограниченные возможности и попавших в трудную жизненную ситуацию. Всего: 200 человек
Оценка результатов реализации социально значимой программы (проекта)
В рамках реализации социально значимой программы (проекта) «Счастье в творчестве» были достигнуты следующие значения показателя результативности предоставления субсидии по направлению «Социальная адаптация инвалидов»:
1. Количество инвалидов, которым была оказана поддержка в их трудоустройстве – 10 человек; (план – 4 человека)
2. Количество молодых инвалидов, получивших социокультурные услуги – 164 человека; (план – 50 человек).
3. Количество получателей услуг – 232 чел; (план – 200 чел.)
4. Софинансирование целевых расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных социально значимой программой (проектом)- 39 000 рублей, (план – 39 000 рублей).
Тиражируемость социально значимой программы (проекта) «Счастье в творчестве»:
для внедрения результатов проекта в другие районы, регионы были разработаны, апробированы и представлены в печатном и электронном виде следующие информационно-методические «продукты»:
- материалы для диагностики проекта (анкеты, отзывы);
- обобщение опыта реализации проекта в целом (буклеты, информационные листы, презентации, пресс-релизы)
Механизм распространения информации о социально значимой программе (проекте) и результатах ее реализации достигнут путем размещения следующей информации:
- материалы о ходе реализации проекта на портале организации;
- статьи о проекте в местных СМИ, в том числе электронных;
- издание и распространение буклетов, информационных листовок о результатах реализации проекта в среде специалистов районов области, родителей, самих получателей услуг.
- представление материалов проекта общественности, сотрудникам государственных и муниципальных учреждений (круглый стол, конгресс, пресс-конференции, репортажи по проблемам молодых инвалидов).
Дальнейшие перспективы реализации социально значимой программы (проекта) «Счастье в творчестве»:
по окончанию действия проекта проведен анализ его результатов, а молодым инвалидам были предложены дополнительно новые социальные услуги на базе муниципальных и региональных учреждений. Наша организация уже зарекомендовала себя в сферах молодежной политики, социальной защиты и развития гражданских инициатив положительно и, эффективно работая с квалифицированными специалистами и административными органами, привлекла к сотрудничеству многих
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гурова Е.В. Проблема психологической готовности преподавателя вуза к взаимодействию со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы IV Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2014. С.327-333.
2. Денисова О.А, Леханова О.Л. Алгоритм психолого-педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. С. 838-849.
3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование: научно-методический журнал. Екатеринбург, 2016. № 2 (42). C. 122-135.
4. Мартынова Е.А. Организационно-педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.
5. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА; Наука, 2015. 296 с.
6. Швецов В.И., Рощина М.А. Психология в нашей жизни: Из личного опыта людей с ограниченными возможностями здоровья: сб. творческих работ студентов факультета дистанционного обучения МГППУ. М.: МГППУ. 2012. 168 с.