Фрагмент для ознакомления
2
Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа по программе осуществляется поэтапно.
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разра- ботка мер поддержки.
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
III этап: заключительный
Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико- педагогического консилиума, анализ проделанной работы.
Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации.
Работа педагога-психолога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей и взрослых в разные отрезки времени.
Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Мероприятия: игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
Наблюдение за адаптацией ребенка и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 1,5 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы.
Степень адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
По истечении периода адаптации на психолого-медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.
Этапы работы с родителями в период адаптации.
1. Родительское собрание (в онлайн формате).
2. Индивидуальные встречи со специалистами родителей и детей.
3. Анкетирование.
4. Заключение договоров (согласие родителя или законного представителя на психолого- педагогическое сопровождение ребенка).
5. Консультации.
6. Стендовая информация. Памятки.
Этапы работы с воспитателями в период адаптации детей.
1. Беседа.
2. Консультации (групповые — онлайн, индивидуальные — очно).
3. Наблюдения.
Программа адаптации детей к детскому саду представлена в Приложении 1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белкина Л.В., «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004г.- 232 стр.
2. Белова О.Е. «Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы». Издательство «Учитель», Волгоград, 2014г. – 154с.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Мозаика-Синтез, Москва, 2016 г. - 368 ст.
4. «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, ЦНС «Интерактив плюс», 2017 - №1 -204с.
5. Жердева Е.В., «Дети раннего возраста в детском саду», Феникс, Ростов-на-Дону, 2008 - 184 ст.
6. Кирюхина Н.В., «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ», АЙРИС дидактика, Москва, 2005, 107 ст.
7. Лямина Г.М., «Воспитание детей раннего возраста», «Просвещение», Москва, 1974 - 229 с.
8. Севостьянова Е.О., «Дружная семейка. Программа адаптация детей к ДОУ», ТЦ
«Сфера», Москва, 2005, 121 ст.
9. Соколовская Н.В. «Адаптация ребёнка к условиям детского сада», Волгоград: Учитель, 2011-188с.
10. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б., «Дети раннего возраста в детском саду»,
«Мозаика_Синтез», 2005 - 100 ст.
11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов ДОУ. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
12. Печора К.Л., «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи», Издательство
«Скрипторий 2003», 2006 - 90 ст.