Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. План – проспект научно-исследовательской работы 7
1.1. Анализ теоретической главы 7
1.2. Анализ экспериментальной главы 12
Заключение 18
Библиография 20
Приложение 1 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде необходимым условием качественного обновления системы обучения и воспитания является умножение интеллектуального потенциала общества. Решение данной задачи непосредственно зависит от структуры и содержания образовательного процесса. Современные образовательные программы, в том числе, дошкольного образования, направлены на передачу субъектам необходимых актуальных знаний, навыков и компетенций.
В задачи современной дошкольной образовательной организации входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог должен формировать у каждого ребёнка стремление к самостоятельным продуктивным действиям, самостоятельной игровой деятельности и активности, поскольку ведущей деятельностью дошкольника является, игровая деятельность.
В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной, из наиболее значимой компетенции дошкольника является его игровая активность в воспитательно-образовательном процессе. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, в том числе, игровых. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике, начиная с дошкольных образовательных организаций. Технологии позволяют не только активизировать продуктивную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы воспитательно-развивающего процесса.
Игровые технологии, которые использует педагог ДОУ повышают творческую активность дошкольника, и развивают его познавательные процессы. Использование игровых технологий, дидактических игр и игровых приёмов позволяет активизировать игровую и познавательную деятельность.
Активизацией познавательной деятельности дошкольников и младших школьников занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др. Занимательность любой игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению полученной новой информации. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы дошкольника.
Согласно требованиям ФГОС на каждой образовательной ступени, педагог обязан формировать у ребёнка продуктивные действия, направленные на развитие его самостоятельности. Проблемой исследования является необходимость определения возможности активизации игровой и познавательной деятельности дошкольников, средствами игровых технологий. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Несмотря на то, что проблема формирования познавательных интересов у детей широко освещена в педагогических исследованиях и научных
трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложной психолого-педагогической проблемой. Активизация игрового процесса в ДОУ создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к дошкольному образованию и общепринятым опытом воспитания и развития дошкольников;
- между педагогической теорией и практикой в дошкольных образовательных организациях.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: с помощью каких игр необходимо развивать игровой и познавательный интерес дошкольников в воспитательно-развивающем процессе ДОУ? Актуальность проблемы определила выбор темы исследования «Игровые технологии как средство активизации игровой и познавательной деятельности дошкольников».
Цель работы: изучение и обоснование необходимости использования игровых технологий как средства активизации игровой и познавательной деятельности дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования и развития познавательных процессов дошкольников.
Предмет исследования: использование дидактических игр как средства развития игровых и познавательных процессов в ДОУ.
Задачи:
1. Изучить сущность и значение познавательных процессов в ходе игровой деятельности дошкольников.
2. Описать дидактические игры как средство развития познавательных процессов дошкольников.
3. Рассмотреть организационно-педагогические условия использования дидактических игр как средства развития познавательных процессов дошкольников.
4. Предложить методические рекомендации по созданию условий реализации дидактических игр и игровых технологий как средства развития познавательных процессов дошкольников.
Гипотеза исследования: игровые технологии являются эффективным средством активизации познавательной активности и деятельности дошкольников в том случае, если:
-игры соответствуют интересам и познавательным возможностям дошкольников;
- игры конструируются в соответствии с содержанием изучаемого материала в рамках НОД в ДОУ;
-игровые ситуации создаются на отдельных этапах НОД или занятие проводится в игровой форме.
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Практическая значимость: разработан диагностический инструментарий (анкеты) для педагогов ДОУ, с целью выявления их отношения к игровой деятельности воспитанников. Материалы исследования могут быть использованы педагогами практиками и студентами практикантами в практической деятельности ДОУ.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и научных работ по теме исследования; классификация; моделирование.
Эмпирические: опросные методы, педагогический эксперимент.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезам, репрезентативностью выборки, апробацией результатов исследования.
База исследования: ДОУ
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. План – проспект научно-исследовательской работы
1.1. Анализ теоретической главы
Первая глава работы называется «Теоретические основы проблемы реализации игровых технологий как средства активизации игровой деятельности дошкольников». Первый параграф называется «Анализ сущности игровых технологий в дошкольной образовательной организации».
Содержание первого параграфа раскрывает сущность игровых технологий в современной образовательной среде, в том числе в ДОУ. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях.
Б.Т. Лихачев определял педагогическую технологию, как совокупность психолого-педагогических установок, содержащих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств. Педагогическая технология представляет собой методический инструментарий педагогического процесса.
Г.К. Селевко писал, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС ДО, проблема активизации игровой и познавательной деятельности дошкольников приобрела особую значимость
Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Новый образовательный результат, который регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени, имеет насколько аспектов.
Игровые технологии позволяют активизировать продуктивную деятельность дошкольников. Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Г.К.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
8. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
10. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
11. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
12. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
13. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
14. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2017. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 26.01.2024).
15. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 180 с.
16. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
17. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
18. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
19. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
20. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
21. Пенькова, Л.А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: монография / Л.А. Пенькова, З.П. Коннова. – М.: Дрофа, 2011. – 234 с.
22. Пидкасистый, П И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. – 269 с.
23. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2006. – No 2. – С. 55-69.
24. Саидова, З.Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека / З.Х. Саидова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27122/ (дата обращения: 26.01.2024).
25. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 26.01.2024).
26. Смирнова, Е.О. Особенности игры и психического развития [Текст] /Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2004. – No 3. – С. 69-71.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 26.01.2024).
28. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Н.П. Флегонтова // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2010. – С. 85-93.
29. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
30. Эльконин, Д Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин // В кн.: Д. Б. Эльконин. Детская психология. – М., 2007. – С. 105-135.