Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 3
2.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР 5
2.1. Характеристика общего недоразвития речи ребенка 5
2.2.Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте как средство развития речи детей с ОНР 13
3.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР 20
3.1.Методы, методики и средства исследования 20
3.2.Анализ полученных результатов 23
3.3.Выводы и рекомендации 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Фрагмент для ознакомления
2
Человек является существом социальным и самого рождения включается в коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми. Коммуникация в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. Еще С.Л.Рубинштейн, указывал, что сердце человека соткано из его отношений с другими. Ребенок включается в коммуникацию в социуме и активно использует ее процессы в дошкольном возрасте. В настоящее время ускорения времени, глобализации, обновления требований общества к семье и образовательной системе, призванной ей помочь, зачастую, ребенок уже с полутора лет находится в среде сверстников. От того, насколько эффективно коммуникативное взаимодействие может зависеть то, насколько благоприятно складываются отношения между детьми и психическое здоровье ребёнка. Любые нарушения коммуникации в данном возрасте, первичного (нарушения речевого аппарата, слуха) или вторичного уровня (аутизм, ОНР), могут повлечь за собой нарушения познавательного, личностного развития. Деятельность и основной вид деятельности дошкольников – игра, отличаются своей спецификой и требуют учета особенностей детей с нарушением коммуникативной сферы для эффективного компенсаторного и адаптивного включения в социум. В ракурсе данного исследования – сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
ОНР отражает нарушениями во всех компонентах речевой системы: лексической стороны, фонематической, грамматики, звуковой стороны. Общее недоразвитие речи также сопровождается различными патологиями, такими как, например, моторная речевая патология, детская афазия, дизартрия. Общее недоразвитие речи является замедленным и усложненным процессом усвоения языковых средств.
При ОНР «страдают» компоненты связности речи, лексического анализа, словообразования и т.д., что обусловливает применение комплексного подхода для коррекции данного нарушения у старших дошкольников, которые в ближайшем будущем перейдут к этапу обучения чтению и письму.
Дошкольный возраст – не только период появления речевых нарушений, но также и время наиболее эффективной их коррекции и компенсации недоразвития речи. В дошкольном возрасте через общение и игру, как основные виды деятельности, осуществляется развитие ребенка.
В отечественной научной логопедической, дефектологической, психологической школе проблемой общего недоразвития речи старших дошкольников занимались многие ученые (Г.В. Бабина, Н.А .Грассе, Л.С. Волкова, Н.А. Власова, Н.С. Жукова, Н.И. Жинкин, Л.М. Крапивина, Р.Е. Левина, И.А. Сикорский, В.И. Селиверстов и др.).
Вышесказанное обусловливает актуальность выбор темы данного исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей с ОНР».
Задача исследования: изучение особенностей сюжетно-ролевой игры как средство развития речи детей с ОНР.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, социометрическое измерение, наблюдение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М: Аспект Пресс, 2018. - 375 с.
2. Акимова А.Р. Психология общения. Тренинг коммуникативных навыков. Учебно-методическое пособие / А.Р.Акимова. — Ульяновск: Зебра, 2017. – 104 с.
3. Барложецкая Н.А. Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет / Н.А.Берложецкая. – М.: Никея, 2017. — 87 с.
4. Батенова Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника. Монография / Ю.В.Батенова. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. — 247 с.
5. Веракса Н. Е. Детская психология : учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 446 с.
6. Винникотт Д. Игра и реальность / Д.Винникотт. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 208 с.
7. Выготский Л.С. Синтез психологии и педагогики - прорыв в образовании / Л.С. Выготский. – М.: Амрита, 2019. – 248 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер (Мастера психологии), 2019. – 432 с.
10. Владимирова М.М. Формирование субъектности в детском возрасте: психологические основы и условия становления / М.М.Владимирова, И.И.Лушпаева, Ф.Г.Мухамедзянова // Казанский вестник молодых ученых. – Т.3, №5, 2019. – С.38-43.
11. Гудошникова А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников / А.П.Гудошникова // Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — М.: Буки-Веди, 2017. — vi, 210 с.
12. Дмитриев Ю.А. Возможности информационных и коммуникационных технологий и их использование в сотрудничестве педагогов ДОО и родителей / Ю.А.Дмириев, Т.В.Калинина, Т.В.Кротова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2017. - №01. – С.47-54
13. Захарова И.Ю. Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр / И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с.
14. Знаков В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (Сборник) // В.В.Знаков, А.Л. Журавлёв (отв. ред.). М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с.
15. Ильин Е.П. Психология делового общения / Е. П. Ильин. – СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 233 с.
16. Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 440 с. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413099 (дата обращения: 30.11.2022).
17. Косых Г.А. Игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников / Г.А.Косых // Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», № 1 (15) 2019. – С.70-72.
18. Мухина Е. В. Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности / Е. В. Мухина // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56976/ (дата обращения: 30.11.2022).
19. Мулова Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) / Г.В.Мулова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 210 с. С.109-115.
20. Маттис О. И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры / О.И.Матис // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — vi, 210 с.
21. Ноёфтова М.Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М.Н.Ноёфтова, М.Р.Шамтиева // Теория и практика образования в современном мире. Материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). — Молодой ученый, 2018. — 136 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л,Рубинштейн. – М.: АСТ, 2020. — 960 с.
23. Савенкова Т.Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.Д.Савенкова. – Дисс.канд. пед. наук. — Московский городской педагогический университет. — М., 2019. — 233 с.
24. Смирнова Е.О. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. – М.: «Русское слово», 2018. – 160 с.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – М.: «Концептуал», 2019. – 320 с.
26. Холмогорова В.М. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО / В.М.Холмогорова, Е.О.Смирнова. – М.: Русское слово, 2018. – 160 с.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: RUGRAM, 2022. – 228 с.