Фрагмент для ознакомления
2
Считается, что понятие «социализация» пришло из политической экономии. История возникновения этого понятия связана с американским социологом Франклином Дж. Гиддинсом. В своей книге «Теория социализации» ученый впервые описал эту концепцию.
Л.В. Мардахаев понимает подготовку человека к социальной жизни через социализацию. Только в середине двадцатого века социализация стала междисциплинарной областью исследований [12].
В настоящее время социологи, философы, психологи и педагоги изучают феномен социализации. Каждая наука помогает изучать это понятие. Следует отметить, что, несмотря на интерес к проблемам социализации с разных научных точек зрения, у ученых нет четкого понимания этого понятия. Существует множество направлений и методов для раскрытия феномена этого понятия.
С философской точки зрения, процесс социализации заключается в изучении взаимоотношений между «людьми и миром». Философия изучает зависимость природы человека от социальных факторов. Рассматривая процесс социализации с философской точки зрения, в которой определяемой позицией является объяснение природы процесса социализации, Б.Д. Парыгин предложил, что необходимо указать на то, что социализация представляет собой вхождение человека в общество, что означает социальную коммуникацию, социальное взаимодействие с другими людьми [13].
Б.Д.Парыгин подчеркивал, что человек, испытывая влияние окружающей среды, социальных институтов и собственной деятельности, в то же время относительно автономен в развитии своего внутреннего мира и самосознания [13].
Социологи уделяют особое внимание процессу социализации. В понимании социологов процессом социализации считается то, что индивид отталкивается от позиции активной или пассивной роли людей в процессе социализации, а социологи и наш фонд социальных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, являются объяснением того, что происходит в обществе.
А.И. Ковалева считает, что процесс социализации - это формирование социальных качеств личности. Она говорила, что социальные качества личности (общечеловеческие ценности, язык, правила и нормы поведения) обусловливают общество и направляют человека к приобретению этого качества. Общество устанавливает идеальные ценности и направления для жизни людей, а также устанавливает конкретные нормы и правила поведения своих членов при определенных обстоятельствах [7].
По мнению психологов, процесс социализации включает в себя изучение системы взаимоотношений между человеком и окружающей социальной реальностью.
Социализация, в понимании психологов заключается в усвоении и понимании людьми социального опыта, правил поведения, культуры и традиций. В то же время каждый проводит собственную переоценку ценностей, принимая или отвергая моральную ценность, предоставляемую обществом. Делая такой выбор, происходит формирование и самовоспитание людей.
Г.М.Андреева понимает социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, человек впитывает социальный опыт, ценности и нормы поведения, с другой стороны, человек активно воспроизводит эти отношения за счет своей деятельности. Двойственность процесса социализации - это попытка найти баланс между двумя методами понимания этого понятия, подтверждающими влияние окружающего мира и важность человеческой деятельности.
При изучении процесса социализации статус педагога является наиболее важным. В понимании педагогов процесс социализации включает в себя различные воздействия социальной среды на человека и реакцию человека на эти воздействия. Эффекты могут быть спонтанными или преднамеренными, они могут быть субъективными или спонтанными.
По словам Т.С. Комаровой, социализация - это развитие, становление личности, формирование ее сознания (на основе социальных ценностей, языка, культуры), овладение социальными ролями и поведенческим опытом (поведенческими стандартами), стилем социального взаимодействия и результативностью с учетом возраста [8].
В содержании понятия «социализация» выделяются следующие компоненты:
- мировоззрение: усвоение человеком при формировании и развитии социальных ценностей, идеалов и интересов, определяющее его направленность и отношение к окружающему миру и самому себе - поле сознания;
- социальная личность: овладение социальными ролями, социальный опыт поведения, который отражается в его социальном статусе, социальная роль, которую он играет в обществе, накопление опыта социального поведения и сфера повседневного самовыражения;
- культура: овладение моделями поведения и активности окружающей среды, которые отражаются в культуре общения, деятельности и поведении - области внутренней культуры;
- эмоция-воля: волевые качества и эмоциональные состояния, которые определяют проявление эмоций, переживаний и культуру самодеятельности в области экологических знаний и области эмоционального счастья [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М. .: Аспект Пресс, 2020. - 288 с.
2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: НПО «МОДЭК», 2020. – 418 с.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Вита, 2021. – 418 с.
4. Вовк Е. Практика сожительств в России: распространённость, смыслы, интерпретация // Социальная реальность. - 2022. - № 4. – С. 12-58.
5. Евдокишина О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2. - С. 205 - 207.
6. Климантова Г.И., Ростовцева Т.К. Молодая семья - демографический ресурс России. - М.: Издательство РГСУЮ 2021. – 374 с.
7. Ковалева А. И. Методологические проблемы исследования социализации // Гуманитарные науки: теория и методология. - 2020. - № 2. - С. 19 - 24.
8. Комарова Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет // Педагогическое образование и наука. - 2021. - № 3. - С. 6 - 10.
9. Кочисов В. К. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2020. - № 4. - С. 101 - 103.
10. Леутина А. Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. - 2023. - № 3. - С. 180-187.
11. Мардахаев Л. В. Социализация и социономия. Социально-педагогический подход // Вестник высшей школы. Серия: Педагогика и психология. - 2022. - № 4. - С. 51 - 55.
12. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. - 2020. - № 4. - С. 137-158.
13. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 2020. 243 с.