Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение...........................................................................................................................4
1.Обзор литературы.......................................................................................................6
2.Практическая часть...................................................................................................9
2.1 Материалы и методы.............................................................................................9
2.2 Результаты исследования......................................................................................10
Заключение....................................................................................................................14
Список литературы........................................................................................................16
Фрагмент для ознакомления
2
Здоровье школьников формируется под влиянием сложного комплекса экологических, социально-гигиенических, медико-биологических и медико-организационных факторов. Главными факторами, влияющими на здоровье детей и подростков, являются факторы семейного воспитания и школьного обучения. Значимость комплекса факторов образовательной организации, по своей доле влияния на здоровье детей, может превалировать над факторами семейного воспитания, в связи с тем, что дети проводят в школе более 70% дневного времени. Однако при планировании образовательного процесса в школе не учитывается в целом суточный бюджет времени, распорядок дня и личное время ребенка. Утрачен целостный подход к личности ребенка, его состоянию здоровья, интересам, мотиваций и возможностей. Нет должного взаимодействия и преемственности по данному вопросу между родителями и педагогами [3].
К основным школьно-обусловленным факторам риска нарушения здоровья учащихся в первую очередь относятся неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние и содержание образовательных учреждений, неполноценное питание, несоблюдение суточного режима дня, нерациональная организация учебного процесса и внешкольных занятий, неадекватность методов обучения (их несоответствие возрастным и функциональным особенностям развития детей), стрессовая тактика педагогических воздействий, отсутствие достаточного времени для отдыха и восстановления функционального состояния детей [3].
Неблагоприятность влияния школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно, непрерывно и длительно. Их воздействие на состояние развития детей проявляется не сразу, а накапливается в течение ряда лет. Педагогами и родителями не обращается должное внимание на жалобы детей о плохом самочувствии до тех пор, пока они не принимают клинически выраженные формы [3].
Гигиеническое сопровождение учебно-воспитательного процесса является важным составляющим в регулярном мониторинге внутришкольной среды, параметров учебного процесса, образовательных технологий. Внутришкольная среда влияет на работоспособность и утомление организма детей и подростков. Одним из следствий является нарушение зрительной системы. В связи с этим уделяется огромное влияние совершенствованию световой среды в образовательных учреждениях. Оно направлено на поиск оптимальных решений по созданию осветительных установок общего и местного освещения. В последние годы выявлено преимущество светодиодного освещения в учебных помещениях, которые создают благоприятную световую среду для зрительной и умственной работоспособности учащихся разного возраста [10].
Также очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье [4].
Начальные признаки переутомления: изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бычкова Т. И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий : дис. – Чебоксары : [Камс. гос. политехн. ин-т], 2005.
2. Зулькарнаева А. Т. и др. Гигиеническая оценка внутришкольной среды в средних общеобразовательных учреждениях при традиционной и инновационной формах обучения в условиях мегаполиса (на примере Уфы) //Профилактическая медицина. – 2010. – Т. 13. – №. 2. – С. 19-22.
3. Суворова А. В., Якубова И. Ш., Мельцер А. В. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ, УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ //Профилактическая и клиническая медицина. – 2017. – №. 1. – С. 12-19.
4. Цукарева Е. А. и др. Гигиеническая оценка факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Смоленска //Здоровье населения и среда обитания. – 2020. – №. 11 (332). – С. 36-40.
5. Гигиеническая оценка организации учебно- воспитательного процесса в детских и подростковых учреждениях. КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.- Краснодар.- 2020 [Интернет ресурс] Код доступа: https://www.ksma.ru/wp-content/uploads/2022/01/metodicheskie-rekomendacii-gigienicheskaya-ocenka-organizacii-uchebno-vospitatelnogo-processa-v-detskih-i-podrostkovyh-uchrezhdeniyah..pdf
6. Гигиенические основы учебно- воспитательного процесса в детских общеобразовательных учреждениях. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе. Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области. [Интернет ресурс] Код доступа: http://46cge.rospotrebnadzor.ru/content/гигиенические-основы-учебно-воспитательного-процесса-в-детских-общеобразовательных
7. Niyazova O. A. Analysis and Hygienic Assessment of the Educational Load of Secondary School Children in Tashkent //American Journal of Pediatric Medicine and Health Sciences (2993-2149). – 2023. – Т. 1. – №. 8. – С. 129-133.
8. Oleksandrivna K. M. HYGIENIC ASSESSMENT OF THE INTENSITY OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF PUPILS IN GENERAL SCHOOL //MODERN SCIENTIFIC CHALLENGES AND TRENDS. – 2018. – С. 52.
9. Timerbulatov IF, Zul'karnaev TR, Akhmetshina RA, Povargo EA, Iamaletdinov ASh, Timerbulatov RF. [Hygienic assessment of organization of an educational process in the general education establishments of a large town]. Gig Sanit. 2009 Mar-Apr;(2):82-5.
10. HYGIENIC ASSESSMENT OF SCHOOL ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF VARIOUS TYPES [Интернет ресурс] Код доступа: https://science-education.ru/en/article/view?id=23056