Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы фрустрации 5
1.1. Фрустрация: определение и психологическая природа. 5
1.2. Причины возникновения фрустрации у молодежи 5
1.3. Психологические последствия фрустрации 6
1.4. Взаимосвязь фрустрации с агрессивным поведением 7
1.5. Фрустрация и стресс: механизмы взаимодействия 7
1.6. Развитие фрустрационной толерантности у молодых людей 8
1.7. Взаимосвязь фрустрированности и уровня доверия к своей организации 9
2 глава. Эмпирическое исследование фрустрации среди молодых людей. 11
2.1. Методология исследования: подходы и инструменты. 11
2.2. Результаты исследования. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ.
В современном обществе фрустрация является значимым психологическим явлением, которое оказывает влияние на различные аспекты жизни человека, особенно в условиях социального кризиса. Исследование фрустрации среди молодых людей приобретает особую актуальность, поскольку этот период жизни характеризуется активным поиском себя, формированием личностных качеств и профессиональной ориентации. В контексте социальных изменений молодежь сталкивается с уникальными вызовами и препятствиями, которые могут существенно влиять на уровень их социальной фрустрированности.
Цели исследования заключаются в следующем:
1. Определить уровень социальной фрустрированности среди молодежи в возрасте от 20 до 32 лет и сравнить его с уровнем фрустрированности лиц старшего возраста (50+ лет) с использованием модифицированной методики Л. И. Вассермана и В. В. Бойко.
2. Изучить самооценку психических состояний молодых людей и старшего поколения по методике Г. Айзенка, чтобы выявить различия в тревожности, агрессивности и других психологических характеристиках.
3. Проанализировать представления о доверии в организации у двух возрастных групп с использованием методики Базарова Т.Ю., чтобы оценить влияние доверия на социальную фрустрированность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основы изучения уровня социальной фрустрированности молодых людей в условиях социального кризиса.
2. Исследовать научные работы, посвященные социальной фрустрации среди молодежи.
3. Провести анализ теорий и концепций, связанных с социальным кризисом и его влиянием на молодых людей.
Объект исследования – молодые люди в возрастной группе от 20 до 32 лет и лица старше 50 лет. Предмет исследования – психологические аспекты фрустрации, самооценка психических состояний и представления о доверии в организации среди исследуемых групп.
Гипотезы исследования:
1. Уровень фрустрации у первой группы испытуемых (возраст от 20 до 32 лет) выше, чем у второй группы (возраст 50+).
2. Уровень доверия у первой группы выше, чем у второй.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы фрустрации, ее понятие, причины и последствия, а также анализируются психологические аспекты фрустрации у молодых людей. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию фрустрации с использованием методик Л. И. Вассермана и В. В. Бойко, Г. Айзенка, а также методики Базарова Т.Ю. Заключение подводит итоги исследования и предлагает направления для дальнейшей работы. В работе используется выборка из 72 человек, разделенных на две возрастные группы: 20-32 лет и 50+ лет.
Глава 1. Теоретические основы фрустрации
1.1. Фрустрация: определение и психологическая природа.
Фрустрация – это психологическое состояние, возникающее в результате препятствий на пути достижения цели, неудовлетворения потребностей или желаний индивида. Это комплексная эмоциональная реакция, которая включает в себя чувства разочарования, бессилия и иногда агрессии. Фрустрация связана с переживанием эмоционального дискомфорта и стресса, когда ожидания человека не соответствуют реальности.
Психологическая природа фрустрации заключается в восприятии и оценке ситуации как препятствующей или блокирующей. Она может быть вызвана внешними обстоятельствами (например, социальными нормами, действиями других людей) и внутренними факторами (например, недостатком навыков или знаний для достижения цели). Переживание фрустрации ведет к различным стратегиям поведения: от отступления и избегания до агрессии и творческого поиска альтернативных путей достижения цели.
1.2. Причины возникновения фрустрации у молодежи
Среди молодых людей фрустрация может возникать по множеству причин, связанных как с личными, так и с социальными аспектами их жизни. Основными факторами, вызывающими фрустрацию у молодежи, являются:
Профессиональная неопределенность и трудности с трудоустройством. В условиях высокой конкуренции и требований к квалификации молодые люди сталкиваются с проблемами при поиске работы, что может вызвать чувство беспомощности и разочарования.
Образовательные ожидания и давление. Академическая нагрузка, стремление соответствовать ожиданиям родителей и общества могут привести к переутомлению и стрессу.
Личные отношения. Сложности в отношениях с партнерами, друзьями и семьей могут быть источником эмоционального дискомфорта и фрустрации из-за нереализованных ожиданий и конфликтов.
Социальные и экономические условия. Жизнь в условиях социального кризиса, экономическая нестабильность и неопределенность будущего усиливают переживания фрустрации среди молодежи.
Идентичность и самореализация. Поиск собственной идентичности и места в обществе, стремление к самореализации могут сопровождаться различными препятствиями, ведущими к фрустрации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Базаров Т. Ю., Кариева Н. Т. Модифицированная модель концепции доверия в организации // Вопросы психологии. – 2020. – Т. 66. – № 6. С. 81–94.
2. Базаров Т. Ю., Кариева Н. Т. Методика выявления представлений о доверии в организации // Социальная психология и общество – 2002 – Т. 13, №3 – С. 134-162.
3. Баркер Р. Фрустрация. Конфликт. Защита / Р. Баркер // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С. 34-38.
4. Берковиц Л. Что такое агрессия. - М., 2002.
5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996.
6. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Личностные особенности и ее психологическая безопасность // Доклады Башкирского университета. – 2019. – Вып. 4. № 3. – С. 254 - 368.
7. Дементий Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика / Л.И. Дементий // Учебно-методическое пособие: для студентов специальности психологии. – Омск: Изд-во ОмГУ. - 2004. – 68 с.
8. Майер Н. Фрустрация: поведение без цели / Н. Майер. - М., 2005. – 256 с.
9. Михайлов Л.А., Соломин В.П., Маликова Т.В., Шатровой О.В. Психологическая безопасность. М.: Дрофа, 2008. - 292 с.
10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика М.: Бахрах-М, 1998.
11. Тарабрина П.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций / П.В. Тарабрина // Методические рекомендации. - Л., 1984. – 20 с.