Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выбор темы, определяемый ее актуальностью и новизной: обусловлен выбор темы тем, что во многих научных работах говорится о нарастающей умственной нагрузке, гиподинамии современных жителей и, как следствие, снижении показателей физического здоровья, дисгармоничном физическом развитии. В современном мире глобализации эпоха гаджетов и интернета диктует для родителей и педагогов новые проблемы. Одна из них – малоподвижность подрастающего поколения. Сидячий образ жизни связан с прогрессом и, зачастую необходимым, внедрением в жизнь подростков различных гаджетов (смартфоны, информационные компьютерные технологии и т.д.).
Пониженная таким образом двигательная активность ведет к неблагоприятным статическим положениям, вследствие которых увеличивается нагрузка на позвоночник, и на изменению функциональных показателей организма индивида. В связи с этим актуализируется проблематика физической культуры в условиях научно-технического прогресса.
Проблемно-дискуссионное поле данной исследовательской работы определено следующим образом: «Актуальность физической культуры в условиях научно-технического прогресса».
Задачи - провести анализ научной литературы по теме работы.
Метод исследования: метод теоретического анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты (совокупность целей и задач) прикладного исследования детерминированы потенциальной возможностью расширения знаний в рассматриваемом вопросе в контексте сложившегося положения современного российского общества.
Основная часть
Анализ литературы показывает, что в нашем веке - веке глобальных технических, социальных, биологических преобразований физическая культура привнесла в образ жизни людей вместе с прогрессивными явлениями и некоторые неблагоприятные факторы, в первую очередь гипокинезию и гиподинамию, физические и нервные перегрузки, стрессы, имеющие бытовой и профессиональный характер. Значимость вопросов состояния здоровья человека в настоящий момент не может вызывать сомнений.
Одним из критериев, на основании, которого рассчитывается необходимый уровень двигательной активности, является то количество локомоций (шагов), которое индивид делает за день. Есть нормативы количества шагов, которые меняются с возрастом. Если взять этот необходимый норматив и проанализировать имеющийся уровень двигательной активности большинства учеников, выясняется, что, в основном потребность в двигательной активности современного ребенка удовлетворяется примерно на 30-50%.
Считается, что занятия физической культурой должны компенсировать хотя бы в какой-то мере эту потребность. Но уроки чаще всего ставят своими целями формирование двигательных навыков, а на тренировочные воздействия не хватает времени.
Такая организация двигательной активности, а точнее ее отсутствия, приводит к увеличению количества физиологически незрелых детей. Такие дети на первый взгляд соответствуют средним показателям. Они родились в срок и доношенными, их показатели веса и роста в норме, при этом их функциональное состояние не соответствует возрасту, они отстают по разным показателям. Как правило, они недоразвиты в физическом плане, их мышечная и сердечно-сосудистая система не может активно функционировать, они вялые и апатичные. При повышении психических нагрузок их адаптационные механизмы плохо работают, при внешних воздействиях в виде инфекции и вирусов их сопротивляемость очень низка и приводит к частым болезням. В эмоциональном плане они склонны к отрицательным эмоциям: страху, унынию, агрессии.
Многие авторы уверены, что именно систематические занятия самыми разными физическими упражнениями являются обязательным элементом жизнедеятельности ребенка, чтобы он был полноценным физически и интеллектуально. Снижения уровня состояния здоровья у людей порождает большую озабоченность во всех структурах власти. Одной из причин такого является недостаточное наличие и применения эффективных форм, средств и методик физического воспитания, направленных на развитие мотивации у занимающихся физической культурой и спортом.
В физкультурно-спортивной деятельности оценке подвергаются различные ее моменты. К таким моментам можно отнести, как новизна и разнообразие физических упражнений; эстетичность оформления мест проведения занятий; чувственно-эмоциональные переживания, вызываемые процессом деятельности: эстетическое наслаждение собственной пластикой, силой, выносливостью, гибкостью и т.д., удовлетворение от проявления мышечной активности, радость от победы, проявление товарищества и удовольствие от оказания помощи своим товарищам; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и оборудования, подсобных помещений (раздевалок, душей, инвентарных комнат) [4,6].
В случае вызывания у личности положительных эмоций в процессе деятельности она становится для субъекта ценностью и средством удовлетворения его определенных потребностей.
Для изучения побудительного воздействия физкультурных потребностей основными показателями оценки выступают:
– выяснение содержания и направленности потребностей личности; – выявление их предпочтительной значимости;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Кривцун-Левшина, Л.Н. Социология физической культуры и спорта /Л.Н. Левшина, И.В. Котляров . - Витебск УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2023. 179 с.
3. Кузьмина, Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2024.156 с.
4. Платонов, К.К. Психология концепции личности /К.К. Платонов.- М.: Физкультура и спорт, 2016. 256 с.
5. Татарова, С.Ю., Татаров В.Б. Актуальные вопросы здорового образа жизни студенческой молодежи /С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров // Потенциал современной науки.- 2016.- № 1 (18). С. 135-137.
6. Тезиков, Д.А. Способность будущего офицера полиции проявлять инициативу в профессиональной деятельности: сущностные характеристики / Д.А. Тезиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 252-255.
7. Чаплыгина, Е.В. Применение современных оздоровительных физических упражнений для девушек в процессе занятий физической культурой в ВУЗе /Е.В. Чаплыгина // научно -методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уральский государственный педагогический университет; ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. 2018.С.185.
8. Шаповалов, С. В. Методика физической подготовки оперативных сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Сергей Владимирович Шаповалов. – Хабаровск, 2012. – 24 с.
9. Шаповалов, С. В. Методика силовой подготовки сотрудников ФСКН России при совершенствовании приемов рукопашного боя / С. В. Шаповалов, Е. Э. Андреев // Современные проблемы физической культуры и спорта : сб. материалов XV науч. конф. – Хабаровск : ДВГАФК, 2012. – С. 8–11.