Фрагмент для ознакомления
2
Традиционно считается, что англосаксонская правовая семья – это система прецедентного права, следовательно, доминирующим источником права является имеющийся прецедент, рассматриваемый как специфический источник права, который представляет собой решение вышестоящего суда по конкретному делу, выступающий в последующем образцом для всех аналогичных дел. Считается, что в целом система общего права «выросла» из прецедентного права, и на данный момент насчитывается около 800 тысяч судебных прецедентов. Причем, число новых прецедентов составляет примерно 20 тысяч ежегодно. В совоку-ности на данный момент существует более 300 сборников обычаев . История прецедентного права берет свое начало с XI века и полностью связана с правом Англии, а общее право является по сути «судейским правом», то есть правом, создаваемым непосредственно судами в результате рассмотрения дел. В ходе деятельности королевских судов постепенно складывалась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Образовалось прецедентное право на основе обычаев, в соответствии с которыми осуществлялось правосудие в Англии, а в период времени конца XVII в. и всего XVIII в. судебные решения стали подлинными источниками английского права, путем которых были введены новые принципы судопроизводства. Вследствие этого сложилось правило прецедента: однажды принятое судебное решение впоследствии становилось обязательным и для всех других судей. Именно английское 38 общее право образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями. Окончательным формированием современного прецедентного права можно назвать конец XIX столетия .
Особенностью прецедентного права является выраженная казуальность, то есть применение правовых норм к конкретным случаям, а также доминирующий на протяжении всей истории по отношению к другим источникам права характер. Вместе в тем, на современном этапе развития англосаксонской правовой системы происходит трансформация прецедента как источника права, которая проявляется в уменьшении роли прецедента в пользу другого, менее характерного для семьи источника – нормативного акта. Смена ролей двух названных источников – тенденция повсеместная, характерная для всех государств, так или иначе относимых к англосаксонской правовой семье. Следует обратить внимание, что нормативно-правовой акт в англосаксонской правовой семье существует только виде закона, который ранее играл второстепенную роль в правовой системе и вносил в судебную практику лишь дополнения или коррективы. Это иллюстрирует численность накопленных актов парламента – за свою продолжи-тельную деятельность он издал чуть более трех тысяч законов .
На современном этапе данное положение закона изменилось и приблизи-лось к континентальному. Это выражается в стремлении к кодификации нормативных актов в некоторых странах правой семьи, что является существенной особенностью стран романо-германской системы. Так, в Англии была проведена колоссальная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно недействующих актов. Систематизации подверглись целые массивы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В 1965 г. парламентом был принят Акт об образовании правовой комиссии, основной целью которого было проведение реформы вплоть до полной кодификации законодательства. В конце XX в. в Англии была принята серия консолидированных актов, что привело к существенному обновлению содержания законодательства (например, Акт об уголовном праве 1967 г, Акт о краже 1968 г и 1978 г и др.) . Таким образом постепенно происходит усиление роли законодательства и нормативно-правового акта. Причиной тому, с одной стороны, может быть длительное пребывание Великобритании в составе Евросоюза, чьи право-вые доктрины, основанные на романо-германских правовых традициях, так или иначе воздействовали на правовую систему Великобритании. С другой стороны, следует говорить о сближении общемирового права в целом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Горбатов А. В. Англосаксонская правовая система // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 817–819
2. Каудыров Т.Е., Саймова Ш.А., Балгынтаев А.О., Шакенов М.А. Эволюция прецедентного права в Англии // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 64–5. – С. 96 – 100.
3. Кича М.В. Обычай как форма права в англосаксонской и романо–германской правовых семьях: сравнительно–правовое исследование: дис. …канд. юрид. наук. – М., 2015. – 207 с.
4. Ленская Л. Я. Закон как источник права в англо–американской правовой системе// Теория и история государства и права. Конституционное право. Международное право: материалы научно–практической студенческой конференции (Симферополь 2016 г.). – Симферополь, 2016. – С. 85 – 88.
5. Мартышин О.Э. Об особенностях философско–правовой методологии // Государство и право. – 2016. – № 6. – С. 20–30.
6. Некрасова Н.И. Проблема систематизации английского законодательства // Юриспруденция: Электронный сборник статей по материалам XXXIV студенческой международной заочной научно–практической конференции (Новосибирск 2015 г.). – Новосибирск; М.: АНС «СибАК», 2015. – С. 182 – 187.
7. Оробинский В.А. Английское договорное право. Просто о сложном. – М.: Феникс, 2019. – 460 с.
8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. –448 с
9. Современные подходы к пониманию права и их влияние на развитие отраслевой юридической науки, законодательства и правоприменительной практики: сб. науч. трудов / учреждение образования «Акад. М–ва внутр. дел Респ. Беларусь»; под общ. ред. В.И. Павлова, А.Л. Савенка. – Минск, 2017. – С.87.
10. Ферстер М.Д. Судебный прецедент как способ совершенствования права на судебную защиту // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики, управления и права. Сборник научных статей по итогам ежегодной Всероссийской научно–практической студенческой конференции с международным участием. – Москва, 2023. – С. 203–208.
11. Шепелев В.В. Формирование англосаксонской правовой семьи и ее источники права // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 9 (124). – С. 112–113.