Фрагмент для ознакомления
2
На государственном уровне проблема преступности среди детей стала признаваться достаточно рано. Об этом можно судить, исходя из анализа документов Сыскного приказа за 1666 г., где говорится, что «аще семи лет отрок убиет кого, не повинен, есть в смерти». Тем самым проводилась одна из первых градаций возраста уголовной ответственности . В дальнейшем отечественное законодательство демонстрирует отчетливый дифференцированный подход к уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних. В частности, как указывает А.Н. Дощицын, в Указе Сената от 23 августа 1742 г. в отношении преступников возрастом до 17 лет уголовная ответственность применялась с определенными изъятиями. Так, не подлежали применению некоторые особо строгие виды наказания, такие, как смертная казнь, отдельные виды телесных наказаний. Кроме того, в случае совершения незначительного деяния несовершеннолетний и вовсе освобождался от ответственности .
Особой внимательностью в отношении подростков отличалась политика Екатерины Великой, которая не только заботилась «об избавлении от нужды и порока», но и ставила перед собой задачу воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, трудолюбия и свободы. Указ Екатерины II от 26 июня 1765 г. «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников» предусматривал нижнюю границу уголовной ответственности в 10 лет. То есть, с этого возраста наступала уголовная ответственность, однако была установлена возможность смягчать применяемое наказание в зависимости от возраста и степени вины. Кроме того, дети, уличенные в совершении какого-либо противоправного деяния, передавались для наказания родителям или помещику .
К концу XIX столетия приходит отчетливое осознание необходимости своего рода борьбы за несовершеннолетних правонарушителей путем их перевоспитания. Так, «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и Закон от 2 июня 1897 г. провозглашали приоритет замены уголовного наказания мерами воспитательного воздействия . Кроме того, в 1910 году были созданы специальные суды для малолетних.
Революция 1917 г. стала по сути отправной точкой формирования особого подхода к уголовному судопроизводству в отношении несовершеннолетних и воспитания детей. Можно сказать, что работа с молодежью и подростками была важным направлением политики новой советской власти. Так, Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» упразднил суды для несовершеннолетних, а также исключил возможность применять в отношении несовершеннолетних тюремное заключение. Все несовершеннолетние граждане, ранее осужденные к заключению, были освобождены. Начала формироваться система административного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в противовес ранее существовавшей системе.
Первоначально комиссии по делам несовершеннолетних рассматривали абсолютно все дела о правонарушениях, совершенных лицами до 17 лет, независимо от тяжести и категории. Однако эта практика оказалась не слишком эффективной, что привело к заметному росту преступности в данной категории в годы гражданской войны. Это вызвало необходимость изменений законодательства, в результате чего появился Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» . На основании этого нормативного акта дела о правонарушениях, совершенных лицами старше 14 лет, стали рассматриваться судами. Кроме того, шла активная работа по формированию оптимальной системы учреждений для малолетних преступников, а также по выработке карательной политики. Параллельно с этим был повышен возраст уголовной ответственности до 18 лет.
Отдельной вехой в развитии уголовного производства в отношении несовершеннолетних стало принятие УПК РСФСР 1922 г., который впервые упомянул законных представителей как участников уголовного судопроизводства. Вместе с тем, несмотря на признание особого статуса, участие законных представителей оставалось необязательным.
Вместе с тем, видные исследователи Л.В. Лазарева и Л.А. Колпакова отмечают некоторую непоследовательность в подходах советской власти к ответственности несовершеннолетних, отмечая, что в 1935 году были разрешены некоторые виды наказания по отношению к лицам, достигшим возраста 12 лет .
Едва начавшая формироваться система уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних столкнулась с тяжелейшими испытаниями военных лет, резко обострившейся проблемой сиротства и безнадзорности, которые наслаивались на тяжелое материальное положение. В годы войны необходимым выглядело решение об ограничении содержания беспризорных детей в приемниках-распределителях сроком 14дней, после чего необходимо было направлять сирот в детские учреждения или соответствующие приемники при НКВД СССР .
Непосредственно после войны вновь приоритетом стало применение мер воспитательного воздействия, для чего создавались специальные трудовые воспитательные колонии. В них направлялись дети до 16 лет, если были уличены в совершении хищения. Применение иных мер уголовного принуждения к данной категории граждан признавалась нецелесообразной .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕАТУРЫ
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023). URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 04.03.2024).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/bc875e078a3c2c590c4bcdb67e6fdbaee96eb189/ (дата обращения: 10.02.2024).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.01.20013, № 14, ст. 3216.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 02.04.2013) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011. № 29.
6. Приговор Центрального районного суда г. Волгограда суда от 31 октября 2018 г. по делу № 1-463/2018. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/YL2Hyo1hx5Nq/ (дата обращения: 03.03.2024).
7. Об устройстве детей, оставшихся без родителей: постановление СНК СССР от 23 янв. 1942 г. № 75 // СП СССР. 1942. № 2, ст. 26.
8. О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях: декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 марта 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 13, ст. 83.
9. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. С.100.
10. Безиева P.A. Исправительные работы как вид наказания для несовершеннолетних / / Аллея науки. 2019. Т. 2. № 1 (28). С. 162-166.
11. Благов Е.В. О группе лиц в уголовном праве // Человек: преступление и наказание. 2019. № 2. С. 226-232.
12. Дощицын А.Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. 2014. № 11. С. 19.
13. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - октябрь 2023 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/44036297/ (дата обращения: 11.02.2024).
14. Лазарева Л.В., Колпакова Л.А. Правовое регулирование предупреждения преступлений в праве России: советский и постсоветский период // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2022. № 1. С. 120-130.
15. Лазарева Л.В., Наумов И.А. История формирования и развития отечественной системы предупреждения преступлений в дореволюционный период // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2020. № 1. С. 110-121.
16. Мутовкина А.Р. Проблемы назначения несовершеннолетним наказания в виде обязательных работ // Цифровая наука. 2020. № 4 (4). С. 173-176.
17. Николюк В. В., Марковичева Е. В. Участие в уголовном процессе органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту прав детей // Правосудие/Justice. 2022. Т. 4, № 3. С. 137-154.
18. Оразаева П.А. Проблема назначения наказания несовершеннолетним: уголовно-правовой аспект / П.А. Оразаева, Ф.В. Габдрахманов // Марийский юридический вестник. - 2016. - С. 55-57.
19. Токмаков Г.М. Организация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних в Российской империи // Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений. СПб., 1999. С. 168.
20. Чеверс С.П., Рахматулин З.Р. Особенности назначения наказания несовершеннолетним // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3. С. 204-206.
21. Boutros Ladeia Eduardo, Benedicto Ottoni. The effect of verbal information about model’s competence on overimitation by preschool children // Journal of Experimental Child Psychology. Volume 186, October 2019, Pages 189-200.