Фрагмент для ознакомления
2
Если в начале XIX века главной задачей комедиографов считалось развлечение публики и осмеяние личных недостатков, то Грибоедов ставил перед собой совершенно другие цели. Для их понимания следует обратиться к смыслу названия пьесы. Оно явно отражает главную мысль и идею произведения. Это подтверждается в знаменитом письме автора к Катенину: «...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, противоречит обществу, его окружающему, его никто не понимает, никто не хочет простить, зачем он немножко выше остальных» .
Таким образом, центральный вопрос, который Грибоедов ставит в своем произведении, можно сформулировать так: почему умный человек оказывается отвергнутым обществом и любимой девушкой? В чем причины этого непонимания? Этот вопрос имеет глубокий философский и психологический характер и возникает в любое время и в любой социальной среде.
Проблема ума является основой, вокруг которой группируются все остальные вопросы философского, социально-политического, национально-исторического и нравственного характера. Эта проблема имеет особую значимость, и вокруг нее разворачивается полемика.
Автор пьесы, Александр Грибоедов, ясно выражает свою точку зрения о смысле понятия «ум». Он называет главного героя умным, а остальных персонажей – глупцами. Он строит конфликт таким образом, что каждая из сторон считает умной только саму себя, а других – безумными.
Примеры «умного» поведения являются иллюстрацией позиции нескольких персонажей – Софьи, Молчалина и Скалозуба. Их взгляд заключается в том, что человек, отказавшийся держать крестьян в крепостной зависимости, отказавшийся от карьеры и должности, прямолинейно выражающий свое мнение, идущее вразрез с общепринятыми, и привлекший на себя много недругов, не может считаться умным – только безумцем.
В то же время, многие представители общества, принадлежащие к фамусовскому классу, отлично осознают, что взгляды Чацкого не безумны, а основаны на отличающейся логике, которая представляет угрозу для их устоявшегося самоуспокоения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. А.С. Грибоедов и его эпоха / редакционная коллегия: Е.В. Аблогина, М.В. Скороходов [и др.]. – Москва: МАКС Пресс, 2023. – 380 с.
2. Богданова, О.В. «Сценическая поэма» А. Грибоедова «Горе от ума» / О.В. Богданова. – Санкт-Петербург: Филологический фак. СПбГУ, 2013. – 57 с.
3. Век нынешний и век минувший…: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении / Билинкис М.Я., Евдокимова О.В., Маркович В.М. и др.]. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 446 с.
4. Вяземский, П.А. Заметки о комедии «Горе от ума» / П.А. Вяземский // Новое литературное обозрение. – 1999. – № 4. – С. 230-250.
5. Гладыш, И.А. «Горе от ума». Страницы истории / И.А. Гладыш, Т.Г. Диннесман. – Москва: Книга, 1971. – 64 с.
6. Старостин, А.И. Неправильные сочинения: комментарии к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» / А.И. Старостин. – Москва: Издание книг ком, 2020. – 355 с.