Фрагмент для ознакомления
2
Современное общество сталкивается с серьезной проблемой быстрого распространения сект и учений оккультного характера. Одной из главных причин этого является духовная непросвещенность населения страны. Вместе с тем, нарастание политической нестабильности, правовой неопределенности, этнических конфликтов и экономического развала только усугубляют ситуацию. Главной же проблемой является отсутствие объединительной национальной идеологии, что приводит к религиозному и оккультному беспорядку.
Сегодня секты представляют собой не только разновидность религиозного экстремизма, но и выгодный бизнес, приносящий прибыль их лидерам. Они также представляют серьезную угрозу для национальной, государственной и общественной безопасности.
Секта, по определению, - это организация или группа лиц, замкнутая в своих интересах, не совпадающих с интересами общества. Термин «секта» не обязательно несет в себе отрицательную коннотацию, но часто связывается с прилагательными «тоталитарная» или «деструктивная», указывающими на угрозу, которую такие группы могут представлять.
Как указывает толковый словарь Ожегова, «тоталитарная секта» характеризуется полным контролем над своими членами и их общественной жизнью, подчинением политической власти и полным отрывом от общественных ценностей. Это может привести к деструкции нормальной социальной структуры и угрозе общественной безопасности.
Эксперты сходятся во мнении, что термины «тоталитарная секта», «деструктивный культ» применяются в основном к религиозным объединениям. И. А. Арзуманов отмечает, что угрозы, связанные с религиозным экстремизмом, часто сводятся к терминам «секта», «деструктивный культ», «тоталитарная религиозная секта». Аналогичную точку зрения выражает Р.Р. Абдулганеев, подчеркивая, что деструктивные культы и тоталитарные секты способствуют распространению религиозного экстремизма и пропаганде радикальной религиозной идеологии.
Однако стоит отметить, что деструктивные (тоталитарные) секты могут быть не только религиозного характера. Среди них можно выделить различные психокульты, тренинги личностного роста, направленные на повышение внутреннего потенциала и т.д., при условии, что их деятельность носит тоталитарный и деструктивный характер, вредный для личности.
Таким образом, деструктивную (тоталитарную) секту можно определить как организацию, не обязательно религиозного характера, которая представляет опасность для общества и граждан. Это могут быть как религиозные, так и нерелигиозные группы, характеризующиеся применением насилия (физического или психологического) и разрушительным воздействием на личность членов организации.
Критерии тоталитарности и деструктивности подобных организаций являются предметом дискуссий. Некоторые ученые выделяют конкретные асоциальные практики или влияние на личность индивида как главные критерии деструктивности. В то же время, важно учитывать долгосрочную историю нарушения законов, судебных разбирательств, а также наличие скандалов и разрушенных судеб в деятельности таких организаций, как указывает Н.Ф. Дик.
Распространение сектантства в современном обществе обусловлено умелой спекуляцией на проблемах нравственно-духовного характера людей. Наиболее опасными считаются религиозные организации, которые используют различные оккультные, мистические и энергетические методы воздействия на сознание своих адептов. Лидеры таких организаций, прибегая к терминологии и практикам духовного самосовершенствования восточных религиозно-философских учений, замещают традиционные российские ценности, такие как патриотизм, коллективизм, веротерпимость, открытость и отзывчивость, на эгоцентризм, замкнутость и нетерпимость к другим религиям и культурам, а также на социальное тунеядство.
Последние годы свидетельствуют о росте случаев жертвоприношений среди членов религиозных сект, которые верят в наступление конца света и окружении дьявольских сил. Они готовы пожертвовать всем, включая собственную жизнь, в стремлении достичь покоя. Странные самоубийства среди подростков также связываются с влиянием деструктивных религиозных организаций на их сознание и мировоззрение.
Результаты психиатрических и психологических исследований выживших членов сект показывают, что такое поведение чаще всего связано с желанием доказать готовность пожертвовать собой во имя спасения общины или лидера. Члены сект не только лишают себя жизни изощренными способами, но и могут убить других людей, в том числе и через ритуальные убийства.
Сектантство и оккультизм представляют серьезную угрозу общественной безопасности, правам и свободам граждан. Это проявляется в причинении физического и психического вреда адептам, преследовании и шантаже тех, кто хочет покинуть секту, а также в проникновении сект в образовательные заведения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абдулганеев Р. Р. Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник религиозного экстремизма // Юридическая наука. - 2012. - № 1. С.76-79.
2. Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросы противодействия религиозному экстремизму // Материалы семинара. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. - 112 с.
3. Арзуманов И. А. Культур-правовые детерминанты трансформации религиозного пространства Байкальского региона // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. №14 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultur-pravovye-determinanty-transformatsii-religioznogo-prostranstva-baykalskogo-regiona (дата обращения: 06.03.2024).
4. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
5. Быстров А.А., К вопросу о содержании понятия и признаков деструктивных сект // Парадигма. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-soderzhanii-ponyatiya-i-priznakov-destruktivnyh-sekt (дата обращения: 06.03.2024).
6. Волков А. В. Опыт прокуратуры Оренбургской области по противодействию религиозным организациям деструктивного толка. Прокурор. 2016, № 2. С. 98.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 2001. - 210 с.
8. Дука, П. В. К вопросу об организации системного противодействия деструктивным религиозным организациям средствами прокурорского реагирования / П. В. Дука. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/269/61872/ (дата обращения: 06.03.2024).
9. Егорцев А. И. Тоталитарные секты: свобода от совести. — М.: Издание Информационно-миссионерского центра «Сектор» Студенческой православной газеты «Татьянин День» Храма в.муч. Татианы при МГУ и Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. С.15.
10. Иршенко, А. А. Понятие, сущность религиозных организаций деструктивного характера / А. А. Иршенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45343/ (дата обращения: 06.03.2024).
11. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 832 с.
12. Карпов А.В., Ломакин В. Противодействие сектантским, радикально-религиозным деструктивным организациям и группировкам // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-sektantskim-radikalno-religioznym-destruktivnym-organizatsiyam-i-gruppirovkam (дата обращения: 06.03.2024).
13. Клейменов М. П. Духовное здоровье нации и правопорядок // Здоровье нации и национальная безопасность. - М. 2006. С.91.
14. Кривельская Н. В. Алексеевский А. А. Информационное сообщение о разведывательной деятельности в России некоторых иностранных религиозных организаций // Миссионерское обозрение. 2008. N5. С.7.
15. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. -М.: Благовест, 1999. - 267 с.
16. Куликов Л.В. Власть псевдорелигий // Россия. Планетарные процессы / Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. - 676 с.
17. Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. - Мн.: Изд-во «Белорусский Экзархат - Белорусская Православная Церковь», 2004. - 192 с.
18. Старков О. В. Религиозные преступные организации и духовное возрождение Руси // Здоровье нации и национальная безопасность. М. 2006. С.109.
19. Чернышев В.М. Сектоведение. - Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006. - 602 с.
20. Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. - М.: КНОРУС, 2011. - 224 с.