Фрагмент для ознакомления
2
Вокализм
а) Ударный вокализм:
– количество фонем – 5
б) Безударный вокализм:
- тип вокализма после твёрдых согласных – аканье
- тип вокализма после мягких согласных – иканье
Консонантизм:
а) особенности в произношении заднеязычных – [н’ич’эво], [напр’им’эр], [дл’а]
б) особенности в произношении губных – [л’убл’у], [мн’э], [м’эладрамы]
в) различение/неразличение аффрикат – [фантаст’ич’эск’ийэ], [талкуч’ка], [будущ’эм]
г) характер произношения долгих шипящих – [патамушта], [жызн’], [абращ’ат’ца]
д) утрата j в интервокальном положении и стяжение гласных
Морфологические особенности говора:
Имена, местоимения:
а) особенности образования падежных форм существительных в единственном числе – [пат’эч’эн’ийу], [курс’э], [с’эзон’э]
б) особенности образования падежных форм существительных во множественном числе – [в н’эскал’к’их гарадах], [бр’итанцы], [катам’и]
в) специфика окончаний имен прилагательных мужского рода единственного числа в предложном падеже
г) особенности в окончаниях прилагательных в косвенных падежах множественного числа [бр’итанск’их]
д) особенности в формах сравнительной и превосходной степени прилагательных
е) особенности в образовании форм косвенных падежей местоимений – [сэтайпародай]
Глаголы
а) окончания глаголов 2 спряжения в 3 лице множественного числа – [талп’ил’ис’]
б) наличие/отсутствие чередования заднеязычных с шипящими в основе глаголов 1-3 лица множественного числа и 2-3 лица единственного числа [учус’]
в) особенности образования возвратных форм глаголов [абращ’ат’ца]
г) особенности в формах повелительного наклонения
д) специфика в образовании инфинитива – [пут’эшэствават’]
е) другие особенности в образовании форм слова
Служебные части речи –
Синтаксические особенности говора:
а) наличие/отсутствие замены предлога из на предлог с
предлога за на предлог по
б) наличие/отсутствие в говоре постпозитивных частиц то, та, ту
в) другие диалектные особенности в построении словосочетаний и предложений – [Вапщ’э]
III
- Владислав, здравствуй, расскажи мне, пожалуйста, о чем ты мечтал в детстве? Кем хотел стать?
- Добрый день, Анг’эл’ина В’итал’йэвна. А, ну, йа м’эч’тал стат’ касманафтом, как мног’ийэ, скар’эйэ фс’эво. Во-о-от. Ну, йэщ’о-о-о, зубным врач’ом вазможна. Эта была оч’эн’ давно. Плоха помн’у, но вот была такойэ.
- А о чем ты мечтаешь сейчас? И вообще сильно изменились мечты со временем?
- Самой м’эч’ты как бы асоба сейчас и н’эт. А то што ран’шэ хот’эл и м’эч’тал, йа вырас из этава, во-от. Как бы асазнайу, што-о м’ахка гавар’а эта н’э б’эзапасна быт’ касманафтам, оч’эн’ м’ахка гавар’а. Дажэ йэсл’и н’э л’этат’ ф космас, а проста быт’ запасным. Фс’о как йа падрос вс’о што стала была м’эч’той, стала в пасл’эств’ии цэл’йу. А эт’и цэл’и в посл’эств’ии тожэ был’и даст’игнуты. Фс’о оч’эн’ проста. А-а, м’эч’та н’э можэт быт’ цэл’йу, м’эч’та далжна быт’ н’эдаст’ижыма. Фс’о то, ч’эво ты можэш даст’ич’, н’э йавл’айэца м’эч’той, эта л’иш паставл’энайа цэл’. Йэсл’и ты этава хоч’эш, ты эта получ’иш. Ну вот, напр’им’эр, пр’им’эры из майэво д’эства. Кагда йа ещ’о уч’илс’а ф школ’э, йа хател дл’а с’эб’а атд’эл’ный камп’йут’эр, так сказат’, так как мы з братом д’эл’ил’и ад’ин. Во-от. Йа нач’ал проста изуч’ат’ интэрнэт магаз’ины, сматр’эт’ отд’эл’ныйэ запч’аст’и, йа так мал’эн’ка ужэ пон’имал, но н’э разб’иралс’а в этам. Ч’иста лаз’ийа в интэрнэт магаз’инах йа пон’ал как нада. Пл’юс был’и знакомыйэ, у каво был’и сломаны компы вс’ак’ийэ. Л’иба мн’э их адавал’и, либа йа их пакупал, во-от, ужэ кагда падрос, ужэ когда пашол уч’ит’ца в шарам, уйэхал куда, а-а-а разл’ич’ныйэ л’иба запч’аст’ л’иба с’ист’эмн’ик’и, и по итогу, л’этам, когда мн’э была ужэ шэснацат’ л’эт, сабрал свой, так сказат’ п’эрвый комп’йут’эр. Он был не ахт’и, он был гаразда хужэ, но он был у мен’а, йа мох ад’ин за н’им с’ид’эт’ и какта нармал’на. И са вр’эм’эн’эм проста йэво улуч’шал, улуч’шал, улуч’шал и стал улуч’шат’. А кагда законч’ил уч’ица и пашол работат’, йа ужэ сабрал палнацэнуйу машыну с’эб’э. Адна ис цэл’эй была даст’игнута. Хат’а кагдата эта была вапщ’э м’эч’той, м’эч’той д’эства.
- А какие фильмы и мультфильмы о космосе тебе особенно запомнились? Почему понравились?
- Ад’ин ис п’эрвых ф’ил’маф эта был ф’ил’м «Армаг’эдон», н’э помн’у он какова года, но он самый п’эрвый в поискав’ик’э буд’эт. В общ’эм там л’эт’ит астэроид на з’эмл’у и т’ипа в т’эч’эн’ии с’эмнацат’и дн’эй он упад’от. Краткый с’ужэт проста ап’ишу. И там пр’идумывайут план, как йэво аб’эзвр’эд’ит’, ум’ирайут каму. Мн’э панрав’илас’ проста, ну, как космас там паказывал’и мн’э панрав’илас’, как л’уд’и ход’ат н’э па з’эмл’э, а па аст’эроиду. Какайа там грав’итацыйа, как’ийэ там прышк’и сав’эршайут, куда там. А асоб’эна кагда ты мал’эн’к’ий р’эб’онак, и хоч’эца прачуствават’, кагда сав’эршайэш мал’эн’к’ий прыжок, а ул’этайэш оч’эн’ дал’эко. Зат’эм, кагда падрос, мн’э нрав’ил’ис’ ужэ так’ийэ ф’ил’мы как «Зв’озныйэ воины», «Игра» была и таму падобнойэ. Йэд’иств’энойэ, што жанр разный у вс’эх эт’их тр’ох ф’ил’маф, но сама т’эмат’ика космаса там пр’исуствуйэт.
- А давай на секунду представим, что у тебя есть машина времени, и ты смог встретиться с собою маленьким. Посоветовал ли себе все же следовать за своей мечтой, и стал то есть космонавтом или зубным врачом?
- Атв’эт ад’ин, кан’эшна жэ, н’эт. Ну нащ’от зубнова врач’а, йа бы йэщ’о падумал, но па свайэй т’эмат’ик’и йа бы н’э сав’этавал. Так как йа а н’ом н’ич’иво н’э знайу да с’их пор. А вот, сав’этават’ штота годнайэ йа бы мок. Из знан’ий таво, што праизашло за пасл’эдн’эйэ вр’эм’а.
Показать больше